Рынок DIY (от англ. Do It Yourself — Сделай сам) становится все более популярным в России. Он охватывает широкий спектр видов деятельности, которыми человек занимается самостоятельно в домашних условиях. Например, возможность изготовления мебели своими руками, дизайнерские решения при ремонте квартир или оформлении садовых участков. В настоящее время под рынком DIY в основном подразумеваются строительные гипермаркеты, которые предоставляют огромный ассортимент продукции от отделочных материалов до предметов интерьера, что позволит самостоятельно или при помощи профессионалов осуществить ремонт в жилых помещениях.
При написании статьи использовались такие методы исследования, как оценка, анализ, классификация, обобщение. Актуальность исследования обусловлена тем, что с появлением новых технологий, покупатели становятся все более требовательными к своему выбору, ценя свое время.
Ключевые слова: потребление, мотивация, лояльность, рынок DIY, индивидуализация, ценность, электронная коммерция.
Российский рынок DIY начал формироваться 27 лет назад, когда компания «Петрович» открыла свой первый магазин. А после прихода на российский рынок немецкой компании ОБИ в 2003 году и французской компании Леруа Мерлен в 2004 году, магазины DIY прочно вошли в жизнь потребителей. Несмотря на запоздалый старт, Леруа Мерлен удалось завоевать лидирующие позиции. Большинство магазинов DIY в крупных городах — это гипермаркеты общей площадью 10 000 м 2 . На российском рынке DIY лидирует Леруа Мерлен. Компания управляет 107 магазинами, расположенным в 62 регионах. В 2022 году компания является самым активным игроком. Леруа Мерлен открыла 32 новых магазина.
Крупные DIY-ритейлеры (Петрович, ОБИ, Леруа Мерлен) продолжают охватывать регионы. Они вводят новые малые форматы, предлагают новые целевые продукты и поддерживают цены.
Российская сеть «Петрович» управляет 20 магазинами DIY, расположенными в 16 регионах России.
Ведущие розничные компании DIY увеличивают расходы на маркетинг, чтобы стимулировать продажи и удерживать клиентов. Они используют рекламные ролики на телевидении и программы лояльности.
Рынок DIY растет быстрыми темпами, однако мало что известно о мотивах потребителей DIY продуктов, и о получаемых ими ценностях. Повышение популярности продуктов DIY среди потребителей, а также значительный рост внедрения инновационных технологий, будет стимулировать рост рынка товаров для дома в последующие годы. Более того, в развивающихся регионах растет число женщин, участвующих в процессе принятия решений по отделке дома, что также стимулирует продажи продукции, необходимой для таких проектов. Соответственно, растет популярность продуктов для обустройства дома по принципу «сделай сам». Использование продуктов DIY снижает долгосрочные затраты по сравнению с работой, переданной на аутсорсинг дорогостоящей рабочей силе. Следовательно, спрос на продукты DIY для благоустройства дома является основным фактором, стимулирующим изучаемый рынок. Целевой продукцией являются товары для благоустройства дома. Товары DIY не имеют законченного вида, потребители самостоятельно конструируют продукцию с помощью инструментов. Соответственно, данный формат позволяет клиентам разрабатывать собственные проекты без какой-либо профессиональной помощи.
DIY обычно считается занятием для людей, которые любят изготавливать вещи своими руками в свободное время, в отличие от профессионалов, для которых такая деятельность приносит дополнительный заработок. На данный момент, в интернете представлен широкий выбор обучающего руководства для изготовления предметов своими руками.
Рынок DIY сокращает время и индивидуализирует продукцию, а также выгоден как для сервисной фирмы, которая побуждает клиентов обслуживать себя самостоятельно, тем самым освобождая фирму от этих обязанностей, так и клиентам, которые могут получить обслуживание быстрее и дешевле.
В последние годы садовый сегмент стал очень привлекательным для россиян. Многие люди занимаются садоводством и имеют дачи. Они не выезжают за пределы страны и проводят лето либо за городом, либо на дачах. Они ремонтируют свои дачи, выращивают овощи, фрукты и цветы. Поэтому многие розничные магазины DIY расширили свой ассортимент товаров для сада, добавив новые продукты и товары под собственной торговой маркой.
Люди с низкими доходами более склонны к товарам DIY, чем люди с более высокими доходами. Данный формат способствует повышению уровня жизни, так как не нужно тратиться на профессиональную помощь. Некоторые клиенты предпочитают DIY ввиду отсутствия доступности товаров и услуг. Следовательно, если услуги для ремонта дома недоступны, а также график обслуживания неудобен, то у DIY есть альтернатива выполнить работу самостоятельно. Навыки, необходимые для данного формата, расширяют понятие создания ценности от использования, обслуживания и изготовления продукции до непосредственного участия потребителя в процессе планирования, проектирования и конструирования товара, посредством собственных усилий. Соответственно, потребитель участвует в производстве ценности, и этот процесс не останавливается только на покупке товара. Ценность может быть создана и определена только потребителем в процессе потребления. Ценность создается по мере того, как потребитель узнает, как и что можно использовать, обслуживать, ремонтировать или адаптировать эти товары к своим уникальным потребностям. Потребители, создающие свои собственные продукты, могут получать удовольствие от процесса проектирования, что положительно влияет на результат процесса. Создание собственных продуктов может принести дополнительную ценность, если данный процесс воспринимается как вознаграждение, а деятельность может приносить наибольшее удовольствие, если вознаграждение является внутренним, а не внешним. Деятельность, приносящая внутреннее вознаграждение, обычно связана с такими характеристиками, как удовлетворение собственного достоинства, возможность испытать и освоить определенный навык. Некоторые виды деятельности доставляют особое удовольствие, когда люди выполняют их для себя, а не для получения внешнего вознаграждения, то есть денежных средств.
Тенденция дальнейшего развития рынка DIY связана с развитием электронной коммерции. На начало 2020 года в активное развитие своих каналов электронной коммерции инвестировали лишь 10–15 % предприятий, т. к. многие операторы отказались от разработки собственных цифровых решений в основном из-за предполагаемых сложностей, связанных с огромным товарным запасом, множеством спецификаций продукции, а также разнообразными логистическими проблемами. Всплеск спроса, вызванный пандемией, стал катализатором для повсеместного переосмысления данного направления. Поскольку правительство ввело ограничение на передвижение, люди были вынуждены оставаться дома, тем самым повысив спрос на товары рынка DIY для проведения работ по благоустройству дома, продаваемые на онлайн-площадках.
К примеру, в 2021 году компания «Петрович» укрепила лидирующие позиции в онлайн-торговле, увеличив свои онлайн-продажи до 44 млрд рублей (рекордная доля 73 % от общего объема продаж). В показателях выросли сайт, приложение, контакт-центр. Следует отметить, что главные преимущества компании — электронная коммерция, многоканальная розничная торговля и совершенная логистика.
Таким образом, учитывая успех и широкое распространение электронной коммерции, можно с уверенностью сказать, что популярность рынка DIY среди российских потребителей сохранится даже в самых неблагоприятных условиях. Более того, онлайн-продажи будут только расти по мере того, как многие жители страны начнут обустраивать и модернизировать жилье, приобретенное в период общенациональной изоляции. Это представляет собой благоприятную рыночную обстановку для любых дистрибьюторов, заинтересованных в данном секторе.
Литература:
1. Do It Yourself или «Сделай сам» // trans-mix.ru // [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.trans-mix.ru/info/do-it-yourself.php (Дата обращения 30.11.2022)
2. Формат «Сделай сам» делает себя сам // retailer.ru // [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: https://retailer.ru/format-sdelaj-sam-delaet-sebja-sam/ (Дата обращения: 01.12.2022)
3. Розничные форматы магазинов DIY и Household: как найти гармонию с потребителем // retail.ru // [Электронный ресурс] Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.retail.ru/news/roznichnye-formaty-magazinov-diy-i-household-kak-nayti-garmoniyu-s-potrebitelem/ (Дата обращения 01.12.2022)
4. Гипермаркеты станут альтернативой строительным рынкам // rbk.ru // [Электронный ресурс] — электрон. дан. — режим доступа: https://www.rbc.ru/society/15/02/2008/5703cb299a79470eaf769398/ (Дата обращения: 03.12.2022).
5. Форматы магазинов: почему важно знать // nzr.by// [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: https://nzr.by/blog/formaty-magazinov-pochemu-vajno-znat (Дата обращения: 04.12.2022).
6. DIY в России. Обзор основных игроков рынка // malls.ru //Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.malls.ru/rus/news/diy-gipermarkety-v-rossii-obzor-osnovnykh-igrokov-rynka.shtml (Дата обращения: 27.12.2022).