Оценка конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителя на примере АО «Луч» Ивановского района Амурской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Пастушенко, С. Б. Оценка конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителя на примере АО «Луч» Ивановского района Амурской области / С. Б. Пастушенко, Т. В. Зевахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 145-149. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98956/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье авторами произведена комплексная оценка конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителя на примере АО «Луч».

Ключевые слова: конкурентоспособность, сельское хозяйство, интегральная оценка, индикаторы по потенциалам, многоугольник конкурентоспособности.

Конкурентоспособность формирует соперничество в сфере производства и сбыта продуктов и услуг. Желая получить прибыль, хозяйствующие субъекты усовершенствуют производственные процессы, уменьшают цены, оптимизируют работу. Все это стимулирует экономический рост и реализацию научно-технического развития.

Прежде чем повышать конкурентоспособность предприятия ее нужно оценить. Как таковой идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия на сегодняшний день не существует.

Однако, на наш взгляд, общую и достаточно наглядную оценку, обобщающую разнообразные факторы, исходя из специфики деятельности того или иного предприятия, можно получить, путем составления «многоугольника» или «радара» конкурентоспособности. В данном случае оценка конкурентоспособности производится графически, путем построения многоугольника, где каждый угол рассматривается в качестве балльной или экспертной оценки какого-либо показателя, и по тем же критериям оцениваются конкуренты, после чего многоугольники накладываются друг на друга.

Примером показателей, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия, могут быть следующие: качество товаров (услуг); уровень цен; финансовое положение предприятия; рентабельность продаж; масштаб и качество ресурсного производственного потенциала; имидж предприятия; предоставление дополнительных услуг.

Рассматриваемая методика оценки конкурентоспособности предприятия может являться универсальной, поскольку позволяет оценивать ее уровень при использовании разного количества комплексных показателей. Вопрос заключается лишь в том, какие именно оценочные показатели выделить, чтобы построенный многоугольник отражал объективную картину. Данный вопрос решается в рамках цели и задачи конкретного исследования.

Акционерное Общество «Луч» является одним из передовых хозяйств Ивановского района и Амурской области по производству сельскохозяйственной продукции. Общество вносит весомый вклад в экономику района и области. К ключевым конкурентам АО «Луч» относятся те сельхозпроизводители, которые схожи с объектом исследования по таким признакам как: район расположения (южная природно-климатическая зона Амурской области); основной вид деятельности; производимая продукция; сопоставимые масштабы ресурсного потенциала (по площади земельных ресурсов, кадровому обеспечению, производственным мощностям).

В таблице 1 составлена выборка основных конкурентов компании АО «Луч» [1], а также выведено краткое описание выбранных для сравнения объектов. Данные в таблице использованы за 2021 гг.


Таблица 1

Формирование выборки для исследования *

Компания

Факторы сопоставимости

Выручка

Прибыль

Уставной капитал за

Реализация крупных инвестпроектов за последние годы в перспективе

Расположение

Ключевой фактор попадания в выборку

АО «Луч»

1075,58

280,11

546,11

строительство I-й очереди животноводческого комплекса молочного направления на 1570 коров

Амурская обл., Ивановский р-н, с. Ивановка

Объект сравнения

ООО «Имени Негруна»

695,3

311,72

88,7

нет

Амурская обл., Ивановский р-н, с. Новоалексеевка

Ближайший конкурент по местоположению

ООО «Приамурье»

1375,85

548,76

90,01

строительство родильного отделения на 110 голов и коровника на 490 голов с производством молока 3,2 тыс. тонн в год

Амурская обл., Тамбовский р-н, с. Козьмодемьяновка

Участник крупной инвестиционной поддержки в области животноводства

ООО «Амурский партизан»

652,01

412,63

85,98

строительство коровника на 600 голов с производством молока 4,3 тыс. тонн в год (2021–2024 гг.)

Амурская обл., Тамбовский р-н, с. Тамбовка

Участник крупной инвестиционной поддержки в области животноводства

АО «Димское»

1467,31

693,49

85,00

строительство животноводческого комплекса на 1,4 тыс. коров (2023 г.)

Амурская обл., Тамбовский р-н, с. Новоалександровка

Участник крупной инвестиционной поддержки в области животноводства

ЗАОр (НП) агрофирма «Партизан»

1298,16

492,75

14,49

нет

Амурская область, Тамбовский р-н, с. Раздольное

Ближайший конкурент по сопоставимости выручки

* составлено автором


Рассмотрим основные качественные показатели каждого из сельхозтоваропроизводителей, представленных в выборке.

  1. АО Луч — оцениваемая компания.

Основные виды деятельности: разведение КРС, производство молока, производство мясной продукции КРС, выращивание зерновых, выращивание бобовых, выращивание овощей. Диверсификация деятельности характеризуется как обширная, т. к. в составе видов деятельности присутствует и растениеводство, и животноводство.

Ключевыми покупателями являются: Благовещенский молочный комбинат (в группе «животноводство»); в группе растениеводства развита широкая сеть продаж, в том числе и за рубеж (КНР).

Не является участником холдинговых структур. Не является учредителем дочерних и/или зависимых компаний, филиалов и представительств.

Является лидером отрасли, в связи с чем, имеет инвестиционный потенциал. С 2021 г. ведется строительство мега-фермы — это крупнейший инвестпроект Амурской области в области разведения племенного КРС. Мега-ферма в АО «Луч» имеет статус племенного молочного направления.

В области растениеводства АО «Луч» является специализированным семеноводческим хозяйством по производству репродукционных семян зерновых и сои.

  1. ООО «Имени Негруна» — конкурент-1.

Основные виды деятельности: выращивание зерновых, выращивание бобовых, выращивание овощей. Диверсификация деятельности характеризуется как слабая, т. к. в составе видов деятельности присутствует только растениеводство. Продукция: всего 3 товарных категории — бобовые, зерновые, овощи.

Ключевым покупателем является ООО «Иркутский масложиркомбинат».

Не является участником холдинговых структур. Не является учредителем дочерних и/или зависимых компаний, филиалов и представительств.

Для инвестиционной деятельности слабо привлекателен, поскольку является аутсайдером отрасли (относительно анализируемых предприятий).

  1. ООО «Приамурье» — конкурент-2.

Основные виды деятельности: разведение КРС, производство мясной продукции КРС, выращивание зерновых, выращивание бобовых, выращивание овощей. Диверсификация деятельности считается обширной, поскольку в составе видов деятельности присутствует и растениеводство, и животноводство.

Ключевым покупателем в группе «животноводство» является Благовещенский молочный комбинат, в группе «растениеводство» — ООО «Иркутский масложиркомбинат». Также осуществляются продажи за рубеж (КНР).

Имеет дочернюю компанию — СПК «Искра».

По объему инвестиционных вложений ООО «Приамурье» находится на третьем месте, уступая позиции АО «Луч» и ООО «Амурский партизан». В 2021 -2024 гг. будет реализован инвестпроект по строительству родильного отделения на 110 голов и коровника на 490 голов с производством молока 3,2 тыс. тонн в год.

  1. ООО «Амурский партизан» — конкурент-3.

Основные виды деятельности: разведение КРС, выращивание зерновых, выращивание бобовых, выращивание масличных, производство молока. Диверсификация деятельности характеризуется как обширная, так как представлена как отраслью растениеводства, так и животноводства.

К ключевым покупателям, так же, как и у ООО «Приамурье», относятся Благовещенский молочный комбинат и ООО «Иркутский масложиркомбинат». Продукты растениеводства поставляются в КНР.

Не является участником холдинговых структур. Не является учредителем дочерних и/или зависимых компаний, филиалов и представительств.

По рейтингу инвестиционной привлекательности находится на втором месте, уступая АО «Луч». В 2021–2024 гг. реализуется один из 4-х региональных инвестпроектов: строительство коровника на 600 голов с производством молока 4,3 тыс. тонн в год.

  1. АО «Димское» — конкурент-4.

Основные виды деятельности: разведение КРС, производство молока, производство мясной продукции КРС, выращивание зерновых, бобовых, масличных. Диверсификация деятельности характеризуется как обширная, так как представлена как отраслью растениеводства, так и животноводства.

Ключевые покупатели: в группе «животноводство» — широкая сеть продаж, часть продукции реализуется на Благовещенский молочный комбинат; в группе «растениеводство» — основной покупатель ООО «Иркутский масложиркомбинат», также широкая сеть продаж, в том числе за рубеж (КНР) и регионы РФ.

Дочерние компании: ООО «ТОМ», ОАО «Тамбовскагропромхимия».

В период с 2021 по 2024 гг. реализуется один из региональных инвестпроектов: строительство коровника на 600 голов с производством молока 4,3 тыс. тонн в год.

  1. ЗАОр (нп) «Агрофирма Партизан» — конкурент-5.

Основные виды деятельности: разведение КРС, производство молока, мясной продукции КРС, масла и сыра, выращиванием зерновых, бобовых. Диверсификация деятельности обширная, так как представлена как отраслью растениеводства, так и животноводства.

Основной покупатель в группе «животноводство» — Благовещенский молочный комбинат. В группе «растениеводство» — широкая сеть продаж, в том числе за рубеж (КНР) и регионы РФ. Основной покупатель — ООО «Иркутский масложиркомбинат». Также продажа продукции собственной переработки осуществляется через собственную торговую структуру ООО «Торговый Дом «Партизан».

Выступает объединяющей компанией условно-холдинговой структуры производственного кооператива, созданного как альянс независимых юридических лиц. Управляемые и дочерние компании: ООО «Торговый Дом «Партизан», ООО «ПК «Партизан», ОАО «Тамбовскагропромхимия».

Не является объектом инвестиционных вложений. Однако является инвестором «самого себя», реализуя инвестиционные проекты в рамках собственной структуры.

Есть собственные перерабатывающие мощности, осуществляется торговая деятельность. На территории агрофирмы действует ООО «Торговый дом «Партизан» с товарооборотом 30 миллионом рублей в год. Четыре выездных автомагазина ежедневно торгуют в областном и районном центрах.

На базе агрофирмы создан демонстрационный центр немецкой фирмы «BASF», где проходят семинары, мастер-классы и другие формы обучения.

Агрофирма является высокорентабельным хозяйством, и это позволяет вкладывать немалые средства в строительство жилья и объектов социально-бытового назначения, в реконструкцию перерабатывающих производств, в обновление машинотракторного парка.

Интегральная оценка по методике «многоугольника конкурентоспособности» осуществлена в несколько последовательных этапов:

1) выбраны показатели, характеризующие конкретное предприятие (в данном случае по видам потенциалов);

2) показатели потенциалов являются комплексным, в связи с этим, определены составляющие единичные показатели по каждому потенциалу (например, по кадровому — списочная численности, коэффициент текучести кадров, фондовооруженность и другие);

3) единичные показатели приведены к единой шкале измерения путем присвоения рангов;

4) выполнен расчет комплексных показателей (таблица 2);

5) построен многоугольник конкурентоспособности для исследуемого предприятия (рисунок 1);

6) проведено сравнение полученных значений по выбранному числу комплексных показателей с оценками конкурентов;

7) осуществлена интерпретация результатов.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ и интегральная оценка выделенных конкурентов АО «Луч» по каждой оценочной области.

Таблица 2

Сравнительный анализ конкурентов по шести потенциалам (интегральная оценка)

Показатель

АО «Луч»

ООО «Имени Негруна»

ООО «Приамурье»

ООО «Амурский партизан»

АО «Димское»

ЗАОр (нп) агрофирма «Партизан»

Производственный потенциал

3,46

4,18

4,07

4,00

4,57

5,00

Кадровый потенциал

5,44

4,31

5,13

3,88

5,06

4,13

Финансовый потенциал

3,25

4,07

4,47

3,48

4,96

3,95

Маркетинговый потенциал

3,78

2,93

3,54

3,47

3,57

4,22

Корпоративный потенциал

5,52

5,52

5,64

5,52

5,76

6,00

Инвестиционный потенциал

4,75

4,08

4,58

5,00

4,63

4,13

Интегральная оценка конкурентоспособности

4,37

4,18

4,57

4,23

4,76

4,57

* составлено автором

По данным таблицы 2 составлена диаграмма конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Многоугольник конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей

Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей

В результате проведенного анализа, было выявлено, что АО «Луч» занимает среднюю позицию, относительно ключевых конкурентов, уступая по средней оценке ООО «Приамурье», АО «Димское» (лидер отрасли среди оцениваемых компаний) и ЗАОр (нп) агрофирма «Партизан».

Наилучшая конкурентная позиция объекта сравнения заключается в области кадрового потенциала. Кроме того, предприятие является привлекательным для вложений, поскольку обладает высокой конкурентоспособностью в области инвестиционного капитала.

По показателю «маркетинговый потенциал» АО «Луч» уступает ближайшему конкуренту — ЗАОр (нп) агрофирма «Партизан», выигрывая при этом у лидера отрасли АО «Димское».

Показатели производственного и финансового потенциала АО «Луч» являются наименьшими по сравнению с конкурентами. Для улучшения конкурентных позиций предприятию необходимо сосредоточиться на оптимизации ресурсов в данных областях.

Проведенный анализ показал, что компании, обладающие собственными перерабатывающими мощностями, имеют лучшие позиции, как с точки зрения производственного потенциала, так и с точки зрения финансовой устойчивости и возможностей наращивания капитала.

Соответственно, для решения вопроса повышения конкурентоспособности, АО «Луч» необходимо изыскать возможности для формирования собственных перерабатывающих мощностей и тем самым усилить производственный и финансовый потенциалы.

Высокая конкурентоспособность предприятия является гарантом получения прибыли и уверенности на перспективу при условии проведения регулярных мероприятий, направленных на развитие и поддержание конкурентного уровня компании.

Литература:

1. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ / В. Г. Артеменко. — Москва: Проспект, 2018. — 344 c.

2. Бариленко, В. И. Анализ хозяйственной деятельности / В. И. Бариленко, Л. К. Плотникова, В. В. Плотникова. — Москва: Эксмо, 2018. — 352 c.

3. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И. К. Беляевский. — Москва: Финансы и статистика, 2017. — 250 c.

Основные термины (генерируются автоматически): производство молока, основной вид деятельности, выращивание зерновых, диверсификация деятельности, амурская обл, Благовещенский молочный комбинат, КНР, ООО, Амурская область, Тамбовский р-н.


Ключевые слова

конкурентоспособность, сельское хозяйство, многоугольник конкурентоспособности, интегральная оценка, индикаторы по потенциалам

Похожие статьи

Анализ конкурентных преимуществ предприятий по производству сахара

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияния различные факторы. В работе приведен сравнительный анализ конкурентоспособности организаций, занимающихся производством сахара на рынке Пензенской области.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Новобытовское отделение Отечественного мясо-молочного производственного объединения», городской округ Чехов Московской области»

В статье проведена оценка конкурентоспособности предприятия, разработаны направления ее повышения.

Развитие бизнес-процессов предприятия в условиях Амурской области на современном этапе (на примере ООО «АСК» г. Благовещенска)

В статье автор исследует основные бизнес-процессы предприятия ООО «АСК» г. Благовещенска. Проанализированы финансовые показатели деятельности и дана оценка эффективности бизнес-процессов.

Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское»

В данной статье рассмотрены основные определения конкурентоспособности предприятия. На примере ООО «Суксунское» проведен STEP (PEST)-анализ для определения значения оценки конкурентоспособности в современных условиях.

Современное состояние производства сельскохозяйственной продукции в Джалал-Абадской области Кыргызской Республики и пути повышения его эффективности

Цель исследования состоит в изучении таких проблем производства сельскохозяйственной продукции в Джалал-Абадской области Кыргызской Республики, как слабая оснащенность современными техническими средствами, физический износ имеющихся основных средств,...

Пути повышения конкурентоспособности зернового хозяйства в условиях открытой экономики

В статье проведены расчеты и анализ уровня конкурентоспособности производ-ства зерна среди сельскохозяйственных организаций Восточной природно-экономической зоны Курской области. Это исследование базируется на использовании аддитивной модели, включаю...

Повышение экономической эффективности производства основных видов сельскохозяйственной продукции (на примере Пермского края)

В статье проведен анализ развития сельского хозяйства на примере Пермского края за период пяти лет. Было выявлено, что в динамике объем производства сельского хозяйства в целом растет. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП составляет не более 4 %. В...

Оценка конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования»

В статье представлена методология оценки конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования» (АСФ). Систематизированы показатели, характеризующие работу 67 морских портов РФ, использованы модель ССR и алгоритм...

Развитие стратегического планирования аграрного сектора на примере Амурской области

Автором проанализированы основные аспекты развития аграрного сектора в Амурской области. Рассмотрена роль стратегического планирования в сельском хозяйстве.

Конкурентоспособность малого предприятия на локальном рынке

В статье представлены результаты анализа конкурентоспособности малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. Авторами был проведен стратегический анализ среды, проанализированы основные экономические показ...

Похожие статьи

Анализ конкурентных преимуществ предприятий по производству сахара

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияния различные факторы. В работе приведен сравнительный анализ конкурентоспособности организаций, занимающихся производством сахара на рынке Пензенской области.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Новобытовское отделение Отечественного мясо-молочного производственного объединения», городской округ Чехов Московской области»

В статье проведена оценка конкурентоспособности предприятия, разработаны направления ее повышения.

Развитие бизнес-процессов предприятия в условиях Амурской области на современном этапе (на примере ООО «АСК» г. Благовещенска)

В статье автор исследует основные бизнес-процессы предприятия ООО «АСК» г. Благовещенска. Проанализированы финансовые показатели деятельности и дана оценка эффективности бизнес-процессов.

Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское»

В данной статье рассмотрены основные определения конкурентоспособности предприятия. На примере ООО «Суксунское» проведен STEP (PEST)-анализ для определения значения оценки конкурентоспособности в современных условиях.

Современное состояние производства сельскохозяйственной продукции в Джалал-Абадской области Кыргызской Республики и пути повышения его эффективности

Цель исследования состоит в изучении таких проблем производства сельскохозяйственной продукции в Джалал-Абадской области Кыргызской Республики, как слабая оснащенность современными техническими средствами, физический износ имеющихся основных средств,...

Пути повышения конкурентоспособности зернового хозяйства в условиях открытой экономики

В статье проведены расчеты и анализ уровня конкурентоспособности производ-ства зерна среди сельскохозяйственных организаций Восточной природно-экономической зоны Курской области. Это исследование базируется на использовании аддитивной модели, включаю...

Повышение экономической эффективности производства основных видов сельскохозяйственной продукции (на примере Пермского края)

В статье проведен анализ развития сельского хозяйства на примере Пермского края за период пяти лет. Было выявлено, что в динамике объем производства сельского хозяйства в целом растет. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП составляет не более 4 %. В...

Оценка конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования»

В статье представлена методология оценки конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования» (АСФ). Систематизированы показатели, характеризующие работу 67 морских портов РФ, использованы модель ССR и алгоритм...

Развитие стратегического планирования аграрного сектора на примере Амурской области

Автором проанализированы основные аспекты развития аграрного сектора в Амурской области. Рассмотрена роль стратегического планирования в сельском хозяйстве.

Конкурентоспособность малого предприятия на локальном рынке

В статье представлены результаты анализа конкурентоспособности малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. Авторами был проведен стратегический анализ среды, проанализированы основные экономические показ...

Задать вопрос