Детские годы Петра I как предпосылка коренных реформ в России в первой четверти XVIII века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 11.01.2023

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Жданова, С. В. Детские годы Петра I как предпосылка коренных реформ в России в первой четверти XVIII века / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98820/ (дата обращения: 19.11.2024).



Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна — самое прекрасное время года, так детство — самая яркая пора человеческой жизни.

Владимир Солоухин

Важнейшим периодом становления человеческой жизни является детство. Как известно, оно обязательно накладывает определённый отпечаток на человека, на то, будет ли он мудрым и гуманным, или злобным и мстительным, неспособным понять и простить. В зависимости от обстоятельств, оно у каждого и в любой исторический отрезок времени бывает разным: весёлым и грустным, запоминающимся и ничем особенно не отличающимся. Самые известные исторические личности не исключение, это люди, на которых детские годы также оказали своё воздействие.

Среди исторических личностей, на формирование характера которых, огромное значение оказали детские годы, такие люди как Иван Васильевич Грозный, Павел I, Иосиф Виссарионович Сталин и многие др. Не исключением является и первый российский император, реформатор, кораблестроитель Пётр I.

— Какие события повлияли на формирование личности Петра I? И каким образом детские годы повлияли на взгляды Петра на будущие реформы внутри страны?

Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 года (А. С. Пушкин. История Петра I. ООО «Издательство-Родина». 2021 г) , до 7 лет воспитывался мамками и няньками, которые баловали его. С раннего детства он отличался подвижностью, физическим здоровьем, любознательностью. Неизвестно, были ли счастливы в браке его родители: Алексей Михайлович Романов и Наталья Нарышкина, или брак этот носил чисто политический характер, но маленький царевич был любим ими.

Пожалуй, этот отрезок его детства был самым светлым. Маленького Петра можно было часто увидеть играющим с дворовыми мальчишками. Из них же сделал он «потешное войско», которое было опорой ему и в дальнейшей жизни и сыграет значительную роль в истории нашего государства. Детские забавы постепенно перерастут во взрослое серьёзное увлечение, а затем во всестороннюю воинскую подготовку. С раннего возраста он желал познать многое, обладая прекрасной памятью, изучил несколько языков, наблюдая за работой дворцовых мастеров, в совершенстве освоил несколько ремёсел. Это свидетельствует о его трудолюбии, целеустремлённости, жажде познания, освоения нового, неизведанного. Именно так характеризует будущего императора историк, поэт и литератор Николай Михайлович Карамзин. (Неизданные сочинения и переписка Николая Михайловича Карамзина. СПб., 1862. Ч. 1 С. 201–202).

Возможно, Пётр I познал бы гораздо больше, проживи Алексей Михайлович ещё несколько лет. Но в 1676 г. царевич лишился отца, который безумно любил сына, окружал вниманием и заботой. Алексей Михайлович Романов одаривал мальчика игрушечными солдатиками и пистолями, тем самым зародив в нём интерес к военному делу и оружию. Многие интернет источники (например: biograph.onlain, academic.ru) утверждают, что в детстве Пётр не интересовался никакими другими игрушками и забавами, кроме военных. Возможно, именно этот факт определит одно из направлений во внутренней политике царя — военную реформу 1718 г.

Алексей Михайлович желал дать своему младшему сыну правильное военное обучение, поэтому приставил к нему полковника Менезиуса в качестве военного наставника. Получается, что военному делу Петр Алексеевич начал обучаться раньше, чем грамоте. Было будущему императору тогда всего 4 года. В то время как знакомство с грамотой началось для него в пятилетнем возрасте. По мнению историка Н. М. Карамзина, это ещё раз доказывает тот факт, что именно в детские годы зародилась в Петре страсть к военному делу и военному превосходству над противниками. (Журнал «Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019 г. //Научная статья по истории и археологии Руслана Рашидовича Джаббарова).

По мнению историка С. М. Соловьева, неизгладимое впечатление на будущего императора оказал стрелецкий бунт 1682 года, в результате которого были убиты или сосланы приверженцы и родственники Нарышкиных. Данное событие оставило отпечаток на психике ребенка, став причиной нервного расстройства будущего императора. Из-за этого лицо царя в минуты сильного волнения искажали судороги. Сергей Михайлович Соловьёв считает, что этот факт в определённой степени послужил тому, что подросток становился подозрительным и недоверчивым, в нём формировались черты жестокости, жажды мести и ненависти к своим обидчикам.

Для примера можно привести выдержку из «Курса русской истории» Василия Осиповича Ключевского «Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце подле матери, он, говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в его памяти. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту: через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей... С тех пор Московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями, запутанными дворцовыми хоромами и доживавшими в них свой век царевнами, тетками и сестрами». ( Электронная библиотека » Василий Ключевский » Курс русской истории (Лекции XXXIII — LXI) » онлайн чтение — С.37). Возможно, именно этот факт заставит задуматься Петра Алексеевича о новой столице, вместо ненавистной им Москвы. Так же, данное событие послужило причиной казни стрельцов.

Многие историки считают, что на внутриполитические взгляды Петра так же повлиял и тот факт, что определённый период своего детства, будущий император, провел недалеко от Немецкой слободы «Кукуй». Исследователь петровской эпохи Е. В. Анисимов считал, что Кукуй занимал внимание Петра «как редкость, курьез» благодаря своей несхожести с миром Кремля. Затем общение с образованными, интересными людьми, более свободные нравы, царившие в их среде, облегчили Петру «преодоление невидимого, но прочного психологического барьера, разделявших два чуждых друг другу мира — православной Руси и богопротивной Европы». ( Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. Изд-во: «Питер». СПб. 2009 г. С.1 ) По мнению историка А. Г. Брикнера там царили благосостояние, «добрая нравственность, непринужденная обходительность». Сделанный московским царем шаг из Кремля на слободу, считает историк, имел большее значение, чем поездка за границу в 1697 г. «Немецкая слобода была узловой точкой, станцией на этом пути, она была посредником между Западом и Востоком… и открывает новую эру в развитии» России.

С. М. Соловьев отмечает, что в слободе «нельзя было сыскать людей ученых; но то были люди бывалые, много странствовавшие… много испытавшие… Легко понять, что Петр, обратившись к иностранцам за решением различных вопросов, при своей пытливости… должен был… перешагнуть порог немецкой слободы, этого любопытного, привлекательного мира». (С. М. Соловьев. » Публичные чтения о Петре Великом. С. М. Соловьев. Чтение пятое).

По мнению историка Н. И. Павленко, многие факторы сформировали личностные качества Петра. Николай Иванович утверждает, что в Петре постоянно боролись противоречия, был он строг и прямолинеен, был нежен с теми, кого уважал и любил. Бывал очень требователен ко всем подчинённым и взыскателен, возможно, потому что сам любил все дела доводить до завершенного конца. (Павленко Н. И. Пётр I. Серия: Жизнь замечательных людей. Изд-во: Молодая гвардия. — М. 2007 г. С.-1)

Издание Николая Ивановича Павленко содержит информацию биографического и исторического характера, включает в себя главу — «Образ Петра в представлениях современников» и очерк «Историческое значение преобразований Петра». Автор убедительно показывает классовую направленность политики и всей деятельности Петра I, беспощадную эксплуатацию трудящихся масс, трудом которых, в конечном счете, и были достигнуты все результаты преобразований. Издание можно использовать при подготовке к урокам по разделу «Россия при Петре I», а так же при разработке мероприятий в рамках внеурочной деятельности.

Итак, на каждого человека детство накладывает определённый отпечаток. Переживания в детстве, недоверие, породили в Петре Алексеевиче некоторое превосходство над другими. Вместе с этим, он был с детства постоянно занят делами, очень стремился обучиться чему- то новому, никогда не боялся браться за любое дело. Уникальность личности Петра заключалась в том, что он обладал сильной тягой к знаниям и огромной работоспособностью, при помощи которых стремился преобразить отсталую во всех отношениях Россию и сделать ее великой державой.

Личность Петра I еще раз доказывает, что качества человека, которые способны сделать его судьбоносным лидером, формируются в детском возрасте. Поэтому очень важно, с каким знаком «+» или «-» будут воспитаны эти качества и какие последствия для общества будут иметь эти судьбоносные решения.

Отталкиваясь от вышесказанного, можно сделать выводы, что современному учителю просто необходимо уделять особое внимание возрастным особенностям обучающихся школы: уметь найти подход к каждому ребёнку; заинтересовать его своим предметом; помочь найти то зерно, которое станет определяющим в интересах и мотивах каждого школьника.

Важно помнить, что учитель является одним из важнейших агентов социализации у школьников, и то, как он повлияет на формирование личности обучающихся, зависит их дальнейший успех в будущем.

Литература:

  1. Жданов, Л. Г. Новая Русь [Текст]. Петр и София: романы / Л. Г. Жданов. — Москва: Современник, 1994. — 480 с.: ил. — (Золотая летопись России).
  2. Кузнецов, А. А. Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ / А. А. Кузнецов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 129–132. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57500/ (дата обращения: 27.09.2021).
  3. Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. Изд-во: «Питер». СПб. 2009 г.
  4. Журнал «Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019 г. //Научная статья по истории и археологии Руслана Рашидовича Джаббарова.
  5. С. М. Соловьев.» Публичные чтения о Петре Великом. С. М. Соловьев. Чтение пятое.
  6. Электронная библиотека» Василий Ключевский» Курс русской истории (Лекции XXXIII — LXI)» онлайн чтение.
  7. Павленко Н. И. Пётр I. Серия: Жизнь замечательных людей. Изд-во: Молодая гвардия. — М. 2007 г.
  8. https://rvb.ru
  9. https://hystory.mediasole.ru
  10. https://biograph.onlain
  11. https://academic.ru
Основные термины (генерируются автоматически): будущий император, мнение историка, военное дело, детство, немецкая слобода, LXI, XXXIII, Россия, русская история, человеческая жизнь.


Похожие статьи

Влияние детских лет Петра I на формирование его личности

Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века

Влияние новых общественных идей на религиозную жизнь. Монашеские волнения начала XX века

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX века. Параллели и антагонизмы двух революционных учений

Февральская революция как плацдарм для событий октября 1917 года

Становление системы образовательных услуг в России (вторая половина XIX века)

Формирование взглядов российских дипломатов о Балканах в первой четверти XIX века

Идеи ненасилия в проектах новых школ представителей русской педагогической мысли второй половине XIX – начале XX вв.

Повседневная жизнь знати в России в XVII веке

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная парадигма развития балетного искусства ХХ века

Похожие статьи

Влияние детских лет Петра I на формирование его личности

Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века

Влияние новых общественных идей на религиозную жизнь. Монашеские волнения начала XX века

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX века. Параллели и антагонизмы двух революционных учений

Февральская революция как плацдарм для событий октября 1917 года

Становление системы образовательных услуг в России (вторая половина XIX века)

Формирование взглядов российских дипломатов о Балканах в первой четверти XIX века

Идеи ненасилия в проектах новых школ представителей русской педагогической мысли второй половине XIX – начале XX вв.

Повседневная жизнь знати в России в XVII веке

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная парадигма развития балетного искусства ХХ века

Задать вопрос