Использование оружия кавказской выделки и дизайна казаками и российской императорской армией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 07.01.2023

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Байрамуков, М. А. Использование оружия кавказской выделки и дизайна казаками и российской императорской армией / М. А. Байрамуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98643/ (дата обращения: 17.12.2024).



История показывает, что в ходе любого вооружённого конфликта происходит взаимообмен или диффузия различных элементов военной культуры между сторонами участвующими в противоборстве, что обогащает культуру обеих сторон. Весьма ярким примером данному утверждению служит период Кавказской войны, в ходе которой происходили весьма интересные процессы заимствования ряда элементов воинской культуры горцев.

Ключевые слова: Кавказская война, оружие, культурная диффузия, кавказские мастера-оружейники, армия Российской империи, казаки и горцы.

History shows that during any armed conflict there is an interchange or diffusion of various elements of military culture between the parties involved in the confrontation, which enriches the culture of both sides. A very striking example of this statement is the period of the Caucasian War, during which there were very interesting processes of borrowing a number of elements of the military culture of the highlanders and warriors of Russia.

Keywords: Caucasian war, weapons, cultural diffusion, Caucasian gunsmiths, the army of the Russian Empire, Cossacks and mountaineers.

Регион Северного Кавказа многие века занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, зачастую оказывая существенное влияние на вектор развития многих культурно-цивилизационных процессов в данном пространстве. Северный Кавказ параллельно являлся областью, где происходил межкультурный и межцивилизационный обмен и при этом являлся определенной преградой между различными цивилизациями Передней Азии, Средиземноморья или Восточной Европы.

История русско-северокавказского цивилизационно-культурного взаимовлияния прослеживается со времен Киевской Руси, и оно происходило разновекторно и сложно.

В период XVIII — начала XX вв. в системе международных отношений кавказский вопрос занимал одно из ведущих мест во внешней политике России, Великобритании, Турции и ряда европейских государств.

Российская империя, присоединив Закавказье, перешла к силовому установлению своей юрисдикции над Северным Кавказом, что привело к Кавказской войне (1817–1864 гг.)

В период XIX в. происходит довольно интенсивное общение между горскими народами казаками и русскими. При этом данные процессы носили сложный и разновекторный характер. Особую роль в межкультурных коммуникациях занимало оружие кавказских оружейников. Кавказское оружие отличалось высокими боевыми и эксплуатационными качествами, и при этом было лучше адаптировано к условиям ведения боевых действий в реалиях природно-климатических условий региона. За века сурового образа жизни горцы создали и отработали до нюансов практического применения комплекс оружия и снаряжения, оптимально приспособленного к экстремальному образу жизни в горном регионе. Данный комплекс вооружения был по достоинству оценен казаками и солдатами Кавказского корпуса.

Офицеры дополняли свою форму элементами горского костюма, поскольку они были более удобны в условиях боевого похода или боя чем штатная офицерская форма.

Офицеры, казаки охотно пользовались холодным оружием, выделанным кавказскими мастерами, преимущественно шашками и кинжалами. Г. И. Филипсон на страницах своих мемуаров отмечал, что в период Кавказской войны практически все российские офицеры оружие черкесской работы носили всегда [1,с.18]. Черкесские оружейники обеспечивали спрос на холодное оружие на своем внутреннем рынке, но при этом немалая часть их работ приобреталась терскими и кубанскими казаками.

Казаки практиковали приобретение шашек и у чеченских мастеров-оружейников преимущественно в селении Атаги. Известный кавказский краевед Г. А. Вертепов в 1897 г. отмечал, что во многих селениях Терской области мастера изготовляли качественные клинки, особенно оружейники аула Атаги [3,с.19].

Получили признание и высокое уважение у казаков и военнослужащих императорской армии клинки дагестанского изготовления, которые добывались в боях либо приобретались на оружейном рынке Кавказа.

После окончания Кавказской войны и включения региона в состав России положение в сфере оружейного промысла на Кавказе претерпело определенные изменения.

В Дагестане мастера-оружейники кроме изготовления традиционного сугубо этнического оружия, стали обеспечивать нужды в холодном оружии вооруженных сил России. Кубанское казачье войско заключило ряд договоров с дагестанскими оружейниками на поставку и отделку холодного оружия казаков.

Управление Лабинского отдела ККВ в 1893 г. подписало договор на отделку шашек и кинжалов с дагестанскими мастерами и компаньонами Джебраилом Омароглы и Омаром Алиоглы, и по отдельности с оружейниками Омаром Маля-оглы и Гаджи Омар-оглы.

Другие отделы ККВ последовали примеру Лабинского отдела и заключили аналогичные договоры по отделке казачьего оружия с дагестанскими оружейниками братьями Юнусом Ибрагим-оглы и Али-Бита-оглы Каримовым, чьи мастерские находились в Екатеринодаре. Позитивным фактором являлось и то обстоятельство, что в Екатеринодаре трудился известный мастер по изготовлению клинков Сулейман Юсупов.

С 1901 г. мастер-оружейник Магомед Али-оглы Алимов из селения Унчукатль стал поставщиком холодного оружия для военнослужащих 2-го Кавказского полка Кубанского казачьего войска.

Дагестанский оружейник Гузун Гузунов длительное время выделывал клинки для нужд ККВ и в 1901 г. мастера пригласили в Екатеринодар для рассмотрения и тестирования клинков его работы.

Нужды казаков станицы Новонижестебленевской в холодном оружии обеспечивал проживавший там мастер Ахвердов.

Мастер Магомед-Остап-оглы Хаджи-Мирзоев работал с клинковым оружием военнослужащих 2-го Полтавского полка.

Признанием высоких боевых качеств клинкового кавказского оружия считаем решение военного министерства Российской империи принять на вооружение с 30-х гг. XIX в. кавказскую шашку как тип оружия для ряда регулярных войсковых подразделений, например для конников Нижегородского драгунского полка была утверждена шашка так называемого «азиатского образца 1834 г.».

Полагаем, что в пользу нашего предположения говорит и тот факт, что в 1881 г. в армии провели реформу вооружения, которую непосредственно курировал известный высококвалифицированный конструктор-оружейник генерал-лейтенант А. П. Горлов. Целью реформы являлось определение и установления единого образца холодного оружия всех родов войск императорской армии. В процессе исследовательской работы за приемлемый образец казачьего оружия взять клинок кавказского типа, который был известен в России как «волчок» [5,с.134].

Новый образец оружия прошел успешно весь цикл войсковых испытаний и был принят на вооружение российской императорской армии как шашка образца 1881 г. Шашка начала массово изготовляться на мощностях Златоустовской оружейной фабрики [5,с.151].

Военным ведомством в 1904 г. было принято решение принять на вооружение новую шашку для кавказского казачьего войска, конструкция которой предусматривала, что рукоять оружия должна уходить в ножны вплоть до головки или как отметил, что она получила конструкцию полноценной шашки кавказского типа [7,с.81].

В 1910 г. последовал приказ военного министерства, по которому на головки эфесов шашек кавказского и азиатского типа должны наноситься вензеля императора, в период правления которого военнослужащий получил свой первый чин офицера [4,с.3–4].

В 1911 г. вступил в силу приказ предписывавший, что вензель императора должен наноситься как на эфес холодного оружия, так и на его клинок. Приказ делал исключение лишь для оружия, представленного старинными шашками казачьих родов.

Предусматривалось, что императорские вензеля могли наноситься на эфесы шашек, у которых головки были сделаны из серебра с декорированием чернью. На казачью шашку орден св. Анны IV степени размещался следующим образом: либо на нижней оковке лицевой стороны рукояти оружия, или в другом варианте на лицевую сторону устья ножен шашки кавказского образца.

Работа над развитием клинкового оружия была продолжена, и в 1913 г. военное ведомство России утвердило новые образцы офицерских шашек в армии.

Офицерская шашка азиатского образца 1913 г. во многом была аналогична шашке образца 1834 г., но она имела следующее отличие — на клинке и эфесе нового холодного оружия следовало наносить вензель сугубо того императора, при котором офицера произвели в первый офицерский чин, и дополнительно требовали на клинок методом гравировки наносить государственный герб империи. Ножны для офицерской шашки изготовляли из кожи, имели две обоймицы, устье и наконечник, которые покрывались позолотой, серебром и чернением.

Шашка кавказского образца 1913 г. практически по всем элементам конструкции был схожа с азиатской шашкой образца 1913 г., но ее отличала рукоять, которая уходила в ножны оружия.

Кавказские и особенно дагестанские мастера изготавливали много единиц холодного оружия для нужд казаков юга России, среди их изделий встречались шашки, выполненные по стандартам «азиатского», «кавказского», «казачьего» и даже «пехотного» типа длинноклинкового холодного оружия.

С конца XIX — начала XX в. город Владикавказ превращается в крупный центр по выделке клинкового холодного оружия. Население Владикавказа первоначально состояло из представителей русской нации, впоследствии в нем стали проживать представители осетинского, армянского, грузинского, еврейского, чеченского, ингушского народов. В городе проживал весьма большой процент казаков.

Развитию оружейного промысла во Владикавказе способствовали следующие обстоятельства. Вокруг города было расположено много казачьих станиц, население которых было тесно связанно в своей деятельности с оружием, с его приобретением и ремонтом.

Кроме казачьего контингента, армейский гарнизон Владикавказа составлял свыше 12 тысяч солдат и офицеров, что создавало дополнительную клиентскую базу для мастеров-оружейников, работавших в городе [1,с.111].

Владикавказ способствовал успеху чеченского мастера Чилли, который, будучи признан крупным специалистом клиночником на Кавказе, в период 1890–1893 гг. принял совет одного из своих заказчиков — офицера-осетина, для которого он сделал высококлассные кинжал и шашку, переехал во Владикавказ, где открывает небольшую мастерскую которая получила большую известность и популярность в регионе и в даже в России, особенно в кругу офицеров. Чилли с большим успехом выполнял заказы гражданских и военных лиц из Владикавказа, Тифлиса и Петербурга.

Г. А. Вертепов в своих «Очерках кустарных промыслов Тверской области» выделял его как мастера оружейника, что во Владикавказе известен своими великолепными клинками с вороненным лезвиями оружейник Чилли, отметив при этом, что изделия мастера малодоступны для большинства покупателей в силу их высокой цены [3,с.18].

Историкам известно, что мастер подарил свои первоклассные изделия сановникам высшего ранга: презентовал шашку и кинжал начальнику Терской области генерал-лейтенанту Казанову, позднее аналогичный комплект преподнес наместнику Кавказа Воронцову-Дашкову и, затем подобный великолепный гарнитур императору Николаю II.

Таким образом, оружейники Кавказа и Дагестана особенно смогли, благодаря своему мастерству, включиться в процесс обеспечения нужд российской армии в боевом и декоративно-парадном холодном клинковом оружии. Благодаря этому мастера получили новый перспективный и устойчивый рынок для реализации своих изделий. Под влиянием российского рынка ассортимент изготовляемых изделий оружейников Дагестана приобрел большее разнообразие, стал соответствовать запросам нового емкого рынка, а их производство начало приобретать мелкокапиталистический характер.

Считаем, что комплекс вооружения кавказского воина был довольно высоко оценен казаками и военнослужащими российской императорской армии, распространение получила практика широкого использования клинкового холодного оружия работы кавказских мастеров, применения элементов традиционного кавказского костюма офицерами и солдатами. Казаки практически полностью переняли мужской горский костюм как наиболее соответствующий жизнедеятельности в горно-лесистой местности.

Весьма востребовано было холодное клинковое оружие, изготовленное кавказскими оружейниками у офицеров Кавказского корпуса, у кубанских, терских и гребенских казаков.

Кавказский тип холодного оружия был признан не только в индивидуальном порядке офицерами и казаками, но и на государственном уровне. Военным министерством в 1881 г. в армии осуществили реформу вооружения с целью ввести единый образец холодного оружия для всех родов войск, и в ходе изысканий было принято решение взять за базовый образец казачьего оружия кавказский клинок типа «волчок».

Впоследствии влияние кавказского оружия прослеживается в шашках образца 1904 г. и 1913 г., принятием кинжала — бебута на вооружение российской армии в 1907 г.

Полагаем возможным утверждать, что оружейная культура и традиции народов Северного Кавказа оказали заметное влияние на военную сферу России.

Литература:

  1. Аствацатурян, Э. Г. Оружие Народов Кавказа. — СПб: Атлант, 2004 г.
  2. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX веке. — М.: Наука, 1973.
  3. Вертепов Г. А. Очерки кустарных промыслов в Терской области// Терской сборник. Вып.4. — Владикавказ. 1897.
  4. Молло Е. Русское холодное оружие царствования императора Николая II. — Париж. 1964.
  5. История тыла и снабжения Русской армии. — Калинин: Тип. Военной академии тыла и снабжения, 1955.
  6. Плеханов А. А., Плеханов А. М. Казачество на рубежах отечества. — М.: Кучково поле, 2007.
  7. Федоров В. Г. Холодное оружие. — СПб., 1905.
Основные термины (генерируются автоматически): холодное оружие, Владикавказ, Кавказская война, Северный Кавказ, военное министерство, кавказский тип, казак, казачье оружие, Российская империя, шашка образца.


Ключевые слова

Кавказская война, оружие, культурная диффузия, кавказские мастера-оружейники, армия Российской империи, казаки и горцы

Похожие статьи

Внешняя торговля Российской империи как совокупность специфических каналов межкультурной коммуникации

Внешнеторговые связи России в XVIII-XIX вв. могут рассматриваться как совокупность специфических межкультурных коммуникативных каналов, проявления и материальные свидетельства которых напрямую связаны с осуществлением пограничной торговой деятельност...

Образ Кавказа в художественной литературе XIX века

В статье автор описывает процесс зарождения образа Кавказа на основе русской художественной литературы. Обосновано, что романтизм как литературное течение оказал значительное влияние на данный образ. Отмечены основные представления о Кавказском регио...

Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни.

В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения сред...

Аланы в истории Византийской империи

В статье рассматриваются алано-византийские отношения эпохи Средневековья, характеризующиеся разной степенью интенсивности. Средневековая Алания играла важную роль в Закавказской политике Византийской империи, контакты этих государств складывались на...

Столкновение культур в фильме «Анна и король»

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со столкновением культур разных народов в современном обществе. Это — одежда, музыка, а также традиции и обычаи, мировоззрение и убеждения. Именно поэтому в представленной статье п...

Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...

Сравнительный анализ чёрного цвета в китайской и русской культуре

По географическому положению Китай и Россия являются соседями, но они имеют разные религии, истории, традиции и народные обычаи. Так что в процессе коммуникаций нам нужно обратить внимание на культурную разницу двух стран, чтобы точно понимать друг д...

Представление индейцев Северной Америки о подвиге

В статье сделана попытка рассмотрения подвига как важнейшего элемента в военной концепции индейцев Северной Америки. Его изучение позволяет разобраться в причинах бесконечных межплеменных войн у индейцев. В рассмотрении характерных особенностей подви...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Вера в магию и духов у индейцев Северной Америки

Война была неотъемлемой частью существования индейцев Северной Америки, она пропитывала все стороны их жизни от рождения до смерти, потому как тесно соприкасалась с их мировосприятием. Не изучая военную концепцию североамериканских индейцев, с учётом...

Похожие статьи

Внешняя торговля Российской империи как совокупность специфических каналов межкультурной коммуникации

Внешнеторговые связи России в XVIII-XIX вв. могут рассматриваться как совокупность специфических межкультурных коммуникативных каналов, проявления и материальные свидетельства которых напрямую связаны с осуществлением пограничной торговой деятельност...

Образ Кавказа в художественной литературе XIX века

В статье автор описывает процесс зарождения образа Кавказа на основе русской художественной литературы. Обосновано, что романтизм как литературное течение оказал значительное влияние на данный образ. Отмечены основные представления о Кавказском регио...

Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни.

В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения сред...

Аланы в истории Византийской империи

В статье рассматриваются алано-византийские отношения эпохи Средневековья, характеризующиеся разной степенью интенсивности. Средневековая Алания играла важную роль в Закавказской политике Византийской империи, контакты этих государств складывались на...

Столкновение культур в фильме «Анна и король»

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со столкновением культур разных народов в современном обществе. Это — одежда, музыка, а также традиции и обычаи, мировоззрение и убеждения. Именно поэтому в представленной статье п...

Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...

Сравнительный анализ чёрного цвета в китайской и русской культуре

По географическому положению Китай и Россия являются соседями, но они имеют разные религии, истории, традиции и народные обычаи. Так что в процессе коммуникаций нам нужно обратить внимание на культурную разницу двух стран, чтобы точно понимать друг д...

Представление индейцев Северной Америки о подвиге

В статье сделана попытка рассмотрения подвига как важнейшего элемента в военной концепции индейцев Северной Америки. Его изучение позволяет разобраться в причинах бесконечных межплеменных войн у индейцев. В рассмотрении характерных особенностей подви...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Вера в магию и духов у индейцев Северной Америки

Война была неотъемлемой частью существования индейцев Северной Америки, она пропитывала все стороны их жизни от рождения до смерти, потому как тесно соприкасалась с их мировосприятием. Не изучая военную концепцию североамериканских индейцев, с учётом...

Задать вопрос