Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Студенков, К. О. Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода / К. О. Студенков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98622/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях .

Ключевые слова: преподавание истории в школе, историческая антропология, антропологический подход, история повседневности, микроистория, исследовательские компетенции.

На протяжении длительного времени основой школьного исторического образования в России оставалось преподавание и изучение исторических фактов, событий и понятий с точки зрения структурализма и глобализма исторического процесса. Однако в контексте новой парадигмы образования акценты учебно-воспитательного процесса существенно смещаются с конечного результата обучения на сам процесс. То есть первостепенной задачей становится научить школьника учиться и применять знания в реальных условиях. Тем самым помогая ему в личном развитии и социализации. В связи с чем знания уже не самоцель, а способ достижения цели. Так, в процессе изучения школьного курса истории в сознании обучающихся должно формироваться представление о едином культурно-историческом пространстве России, а также развиваться их исследовательские компетенции, то есть в ходе изучения курса отечественной и всеобщей истории у учащихся должны сформироваться способности грамотно анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о тех или иных явлениях и событиях, умение изучать эту информацию в соответствии с принципом историзма. Помимо этого, обучающиеся должны обрести навыки эффективного применения исторических знаний в учебной и внешкольной деятельности в условиях современного поликультурного и полиэтнического социума. Поскольку согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одним из предметных результатов школьного курса истории является формирование основ гражданского, этнонационального и социокультурного самоопределения личности учащегося [4, с.7].

Формирование разносторонне развитой личности предполагает развитие у индивида творческого и критического мышления, в первую очередь, для приобретения им способности самостоятельно анализировать прошлое и настоящее, а также делать собственные выводы в ходе работы с историческими источниками. Эти способности учащихся эффективнее всего развивать на основе конкретных примеров, выстраивая материал от частного к общему, основываясь на микроанализе исторических явлений.

В настоящее время в мировой исторической науке существует тенденция внедрения историко-антропологического подхода в преподавание предмета «История», а также идея децентрализации истории путём замены анализа глобальных исторических проблем на микроанализ, свойственный для микроистории. При этом подчёркивается, что локальная история представляет собой важную часть всеобщей истории [1, с.9].

Историческая антропология является областью современного исторического знания, которая изучает личность во множестве её проявлений, объединяя ряд отраслей исторического знания, таких как политическая история, социальная история, история быта, история искусства, историческая демография и т. д., а также опираясь на некоторые другие дисциплины, например, антропологию, социологию, социальную психологию, религиоведение и культурологию.

Пересечение исследовательских интересов данных областей знаний обусловлено схожестью объекта изучения — индивид и социум в различных измерениях. Поэтому в антропологически ориентированных исторических исследованиях помимо концептуальных подходов, теоретических оснований и методологии непосредственно самой исторической науки, применяются также знания и техники смежных социальных и гуманитарных наук, например, семиотика, дискурсивный анализ и проч.

В качестве признаков историко-антропологического подхода можно выделить следующие его характеристики: взгляд на исторические события с точки зрения их непосредственных участников; особое внимание к межличностному и межгрупповому взаимодействию; тщательное изучение различных видов социальных практик, быта, поведенческой культуры и т. п. [2, с.134]. Иными словами, историческая антропология и история повседневности представляют собой такую сферу исторического знания, которая является историей об индивидах различных рас, социальных слоёв, вероисповеданий, сыгравших значительную роль в историческом процессе, но оставшихся незамеченным исторической наукой.

Без определения социокультурного контекста времени и исторического пространства, в котором существовал человек, большая часть сведений о его жизни и деятельности будут неполными, фрагментарными и субъективными, а истинный смысл исторического процесса останется в значительной мере непонятым.

Интерес к истории повседневности и исторической антропологии увеличивается с каждым годом в большинстве развитых стран мира. Расширяется источниковая база, учащается применение методологического аппарата социальной психологии в исторических исследованиях, а также осуществляются попытки с помощью регионального материала сформировать типичные картины, характеризующие образ жизни всего населения того или иного государства.

Значимость историко-антропологического подхода в историческом исследовании обусловлена тем, что он позволяет принять во внимание множество частных судеб, являясь своего рода реконструкцией жизни обычных людей, которая может быть не менее значимой, при представлении картины целостного культурно-исторического пространства, чем политическая история и биографии выдающихся личностей. Помимо этого, важность исторической антропологии и истории повседневности заключается в апробации технологий исследования несостоявшихся возможностей. Историко-антропологический подход определяет новое место источников личного происхождения, помогая определению степени свободы индивида при определённых историко-политических, этнокультурных и прочих обстоятельствах [3, с.158]. В результате чего, путём некой индукции, из данных локальной истории происходит формирование целостной картины изучаемого исторического периода, что облегчает процесс изучения и усвоения материала школьниками. Всё это, в свою очередь, способствует формированию у учащихся историзма, как способности понимать исторические события и давать им обоснованную оценку в их взаимосвязи, которая уникальна для каждого отдельного момента истории.

Благодаря чуткому вниманию к деталям и стремлению достоверно отразить историю повседневности, внедрение историко-антропологического подхода в процесс обучения истории в школах может способствовать активизации внимания школьников к предмету «История», пробудить в них интерес к более глубокому изучению материала и через увлечённость предметом развить исследовательские компетенции и навык самообучения. А также сформировать у учащихся представление о значимости каждого человека для исторического процесса. Что играет крайне важную роль в достижении целей школьного исторического образования. А именно положительно влияет на формирование у обучающихся ценностных установок и ориентиров для культурной, этнонациональной и социальной самоидентификации в окружающем мире, а также на воспитание учащихся в духе уважения к своему полиэтническому и поликонфессиональному государству, согласно идеям взаимопонимания, сотрудничества и мира между людьми и народами, в соответствии с демократическими ценностями современного общества. Ведь в рамках историко-антропологического подхода обучающемуся легче поставить себя на место представителя того или иного социального класса, этноса, конфессии, и осознать его роль в истории и современном мире. Это, в свою очередь, может помочь добиться углубления социализации учащихся и приобретения ими гражданской ответственности и социальной культуры, соответствующей условиям современного общества.

В период разработки ФГОС предпринимались попытки чётко обозначить социокультурные ориентиры модернизации системы отечественного исторического образования с позиции интересов человека и гражданина, сформулировать чёткую и адекватную стратегию педагогических действий. В настоящее время ФГОС направляют деятельность образовательных учреждений, в большей степени, на достижение положительных социальных эффектов, производимых образованием, например, на консолидацию социума, основанную на уважении прав и свобод человека и личностного достоинства каждого индивида, а также на формирование у молодого поколения гражданской идентичности, желания и способности к самосовершенствованию, взаимопониманию между людьми, умению взаимодействовать с ними независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности [4, с.7].

Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что характерной чертой истории как науки является то, что объектом изучения здесь является человек и социум. Одной из задач педагога-историка является формирование у учащихся умения примерно чувствовать изучаемую эпоху и умения занять позицию человека того времени. С точки зрения формирования исследовательских компетенций, за счёт междисциплинарного характера историко-антропологического подхода, охватывающего знания политологии, социологии, антропологии, культурологии, социальной философии и психологии, можно расширить и углубить аксиологические знания и опыт оценочной деятельности. То есть научить оценивать различные аспекты и версии явлений истории и современности, определять, выражать и аргументировать собственную позицию в отношении тех или иных явлений прошлого и настоящего. И тем самым сформировать у учащихся универсальные компетенции, которые необходимы как в рамках школьного исторического образования, так и за его пределами.

Таким образом, актуализация применения историко-антропологического подхода в образовательном процессе на уроках истории может быть очень полезна и эффективна, так как отвечает целям и задачам ФГОС, способствуя формированию у учащихся целостной картины исторического процесса и развивая их навыки самообучения.

Литература:

  1. Азова А. М. Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе // Молодой учёный: Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 9–11.
  2. Далгат Ф. М. Историко-антропологический подход в историческом исследовании // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. — Т. 30. Вып. 4. — С. 133–140.:
  3. Ипполитов Г. М., Репинецкий А. И. История повседневности: некоторые аспекты генезиса и эволюции отрасли исторической науки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2012. — Т. 14. № 3. — С.154–161.
  4. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы. Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн. 101 с.
Основные термины (генерируются автоматически): историко-антропологический подход, историческая антропология, исторический процесс, история повседневности, локальная история, школьное историческое образование, всеобщая история, историческое знание, политическая история, современное общество.


Похожие статьи

Применение историко-антропологического подхода...

Ключевые слова: история, историческая антропология, история повседневности

подчеркивает, что локальная история также является всеобщей историей [5, с. 24–26].

Кроме того, применение историко-антропологического подхода на уроках истории также

Внедрение истории повседневности в уроки истории помогает учащимся «понять» эпоху...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Ключевые слова: политология, история, формационный подход, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, И. В. Сталин, Никколо Макиавелли, Иван IV, тоталитаризм. История для политологии является как прикладным инструментом, так и теоретической базой.

История развития образования | Статья в журнале...

 История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Крещение с 988 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени начинается история образования на Руси.

Междисциплинарность и методологическая рефлексия в развитии...

...развивается микроистория, историческая антропология, локальная история и история памяти.

Исходя из этого история всегда будет главной дисциплиной, формирующей научное знание о

И следующее — «Во-первых, историческое знание ныне развивается в обществе, которое

6. Этнография и историческая антропология 1. 7. Вспомогательные исторические...

Некоторые приемы систематизации исторических знаний...

Некоторые приемы по систематизации исторического материала позволят помочь

История — один из основных предметов общеобразовательной подготовки студентов колледжа.

Ключевые слова:методика обучения истории, исторический источник, понимание, смысл.

Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие.

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

Этот подход к пониманию истории носит название формационного подхода.

Современные концепции линейных подходов в парадигме истории, отраженные в работах Д.Белла

Постиндустриальное, или информационное общество, появляется в 60–70-х годах XX века.

Сторонники локально-исторического подхода не могут прийти к единому мнению в вопросе о...

Формирование исторического мышления на уроках истории

Объектом исследования является процесс формирования исторического мышления, предметом исследования представляет собой развитие исторического мышления на уроках истории. Цель работы состоит в описании формирования исторического мышления.

Похожие статьи

Применение историко-антропологического подхода...

Ключевые слова: история, историческая антропология, история повседневности

подчеркивает, что локальная история также является всеобщей историей [5, с. 24–26].

Кроме того, применение историко-антропологического подхода на уроках истории также

Внедрение истории повседневности в уроки истории помогает учащимся «понять» эпоху...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Ключевые слова: политология, история, формационный подход, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, И. В. Сталин, Никколо Макиавелли, Иван IV, тоталитаризм. История для политологии является как прикладным инструментом, так и теоретической базой.

История развития образования | Статья в журнале...

 История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Крещение с 988 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени начинается история образования на Руси.

Междисциплинарность и методологическая рефлексия в развитии...

...развивается микроистория, историческая антропология, локальная история и история памяти.

Исходя из этого история всегда будет главной дисциплиной, формирующей научное знание о

И следующее — «Во-первых, историческое знание ныне развивается в обществе, которое

6. Этнография и историческая антропология 1. 7. Вспомогательные исторические...

Некоторые приемы систематизации исторических знаний...

Некоторые приемы по систематизации исторического материала позволят помочь

История — один из основных предметов общеобразовательной подготовки студентов колледжа.

Ключевые слова:методика обучения истории, исторический источник, понимание, смысл.

Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие.

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

Этот подход к пониманию истории носит название формационного подхода.

Современные концепции линейных подходов в парадигме истории, отраженные в работах Д.Белла

Постиндустриальное, или информационное общество, появляется в 60–70-х годах XX века.

Сторонники локально-исторического подхода не могут прийти к единому мнению в вопросе о...

Формирование исторического мышления на уроках истории

Объектом исследования является процесс формирования исторического мышления, предметом исследования представляет собой развитие исторического мышления на уроках истории. Цель работы состоит в описании формирования исторического мышления.

Задать вопрос