Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся на ТОГИС-уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 05.01.2023

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Роганова, И. Е. Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся на ТОГИС-уроках / И. Е. Роганова, Ю. Ю. Тищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98581/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье авторы пытаются определить формирование и развитие ключевых компетенций на ТОГИС-уроках

Ключевые слова: технология, структура урока, ключевые компетенции, ТОГИС-уроки.

Сегодня повышение качества общего образования выделяется как одно из приоритетных направлений в Концепции модернизации российского образования. А необходимым условием для его повышения является внедрение компетентностного подхода и развитие ключевых компетенций обучающихся. То есть, в связи с переходом на более высокий уровень образования, в дополнение к привычным целям, учитель должен способствовать развитию у школьников умений самостоятельно действовать и применять полученные знания, собственный практический опыт и личностные качества при решении актуальных для них проблем, что и является результатом образовательной деятельности. В таком случае перед учителем встаёт задача поиска и отбора приёмов, методов и средств для эффективной реализации новой цели.

Мы — учителя МОБУ Лицея № 59 им. Трубачёва М. Г., занимающиеся исследовательской деятельностью по программе «Деятельностно-ценностные задачи ТОГИС: организация образовательной деятельности и управление развитием обучающихся» определили уже для себя пути решения этой проблемы. Ответ прост: технология ТОГИС-технология деятельностно-ценностной парадигмы, которая «обеспечивает развитие обучающихся в открытом информационном пространстве, учит взаимодействовать с окружающим миром, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума» [2].

Каким же образом применение всего одной технологии может обеспечить решение целого комплекса задач по формированию и развитию ключевых компетенций у обучающихся, когда в традиционной системе образования на это уходят блоки и серии уроков, не говоря уже о трудоёмких поисках учителем форм, приёмов и методов? Конечно же ТОГИС — это не панацея, и применение данной технологии рекомендуется её автором (д.п.н. В. В. Гузеевым) на старшей ступени основной школы, т. е. в 7–9 классах. Но где как не в этих классах происходит спад познавательного интереса и мотивации к процессу обучения, неприятие учебного материала, предлагаемого в традиционной форме, и авторитета личности учителя, определяемое возрастными особенностями учащихся этой ступени?!ТОГИС же «не нуждается в учебниках-сводах истин в последней инстанции» [1], а учебный материал не излагается учителем.

Поэтому, работая первый год по технологии ТОГИС, нас как учителей-практиков заинтересовал, прежде всего, тот факт, что в процессе обучения по технологии ТОГИС ученику не предлагается готовая определённая сумма знаний. Обучающиеся самостоятельно работают над решением деятельностно-ценностной задачи, осуществляя поиск и отбор информации, причём предметные знания являются побочным продуктом, а акцент ставится не на содержание задачи, а на способы её решения. Роль учителя на ТОГИС-уроке –организовать процесс деятельности, обеспечить ресурсами (доступом к информационным источникам) и стимулировать учащихся к анализу своей деятельности, преподаватель и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса: всем в одинаковой степени доступна необходимая информация и каждый дополняет общий вывод исследования результатами своей работы» [1]

Таким образом, появилась гипотеза, что урок, который коренным образом отличается и по форме, и по содержанию от традиционного, где обучающиеся могут влиять на его ход, где коллективный анализ результатов совместного труда является доминантным, должен иметь и отличия в плане формирования учебных компетенций.

Сама структура урока уже подразумевает набор очевидных универсальных деятельностных умений при работе с информацией: выделение ключевых слов, использование терминологических высказываний, поиск и анализ информации, формулирование выводов и их сопоставление с культурным образцом. Из опыта проведения ТОГИС-уроков в течение года стало очевидным, что логично будет выделить следующие ключевые компетенции, формирование которых более ярко прослеживается на таких уроках:

1. Организационные умения планировать, организовывать, регулировать, контролировать, анализировать собственную деятельность.

— выбор рациональной последовательности действий

— сравнение полученных результатов с культурным образцом

— владение различными формами самоконтроля

— оценивание своей учебной деятельности и одноклассников

— определение проблем собственной учебной деятельности и выявление их причины

— постановка цели и планирование самообразовательной деятельности

2. Логические — умения обеспечивать чёткую структуру содержания процесса постановки проблемы (задачи) и её решения.

— выявление существенных признаков объекта

— проведение разных видов сравнения, анализа и синтеза

— оперирование понятиями, терминами, суждениями

— классификация информации

— формулирование проблемы и определение способов её решения

— формулирование вывода

3 . Информационные — умения находить, перерабатывать и использовать информацию для решения задачи.

— работа с различными информационными источниками (интернет-источниками, справочной и дополнительной литературой, словарями и т. д.)

— выделение ключевых слов

— поиск и анализ информации

— подбор и группировка материала по заданной теме

— составление на основе текста схемы, коллажа, интеллект-карты,

— подготовка доклада, презентации

— использование разных видов моделирования

4. Коммуникативные - умения организовывать сотрудничество, достигать взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми, решать коммуникативную задачу.

— выслушивание мнения других

— владение различными формами устных публичных выступлений

— оценка разных точек зрения

— организация совместной деятельности

— владение культурой речи

— ведение дискуссии

5 . Личностные — способность к самореализации, саморазвитию и самоопределению.

— объективная оценка своих действий

— планирование своих действий с целью достижения более высоких результатов

6 . Общекультурные – умения выражения ценностных суждений, владение представлениями о социальных, эстетических, нравственно-этических ценностях и нормах, о толерантности и диалоге культур.

— приобщение к культуре, истории, традициям и реалиям своей Родины и других стран.

В результате наблюдений, анкетирования и диагностики были сделаны следующие выводы: при применении технологии в рамках одного ТОГИС-урока у обучающихся формируются и развиваются до 80 % универсальных умений. На традиционном уроке, чтобы отследить все эти компетентности, учителю придётся провести ряд уроков и проделать трудоёмкую работу по организации разнообразных видов деятельности для формирования этих же умений.

Если рассматривать вопрос формирования ключевых компетенций с точки зрения структуры урока, то очевидно, что практически на каждом этапе идёт комплексное развитие компетенций учащихся, что подтверждает нашу гипотезу о качественном отличии в этом плане ТОГИС-уроков от традиционных, где на каждом этапе отслеживается всего один или в крайнем случае два вида компетенций.

Таблица 1

Формирования ключевых компетенций на этапах ТОГИС-уроков

Этапы урока

Развивающиеся компетенции

1. Предъявление задачи

Организационные, логические, информационные

2. Вопросы на уточнение и понимание

Логические, организационные, коммуникативные

3. Поиск, отбор, систематизация информации

Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные

4. Анализ информации, подготовка докладов

Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные, общекультурные

5. Представление доклада

Логические, коммуникативные, личностные, общекультурные

6. Обсуждение услышанного (вопросы), формирование позиции группы

Организационные, логические, коммуникативные, личностные, общекультурные

7. Предъявление культурного образца

Логические, информационные, личностные

8. Вопросы на уточнение и понимание

Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные, общекультурные

9. Переработка докладов с учётом культурного образца

Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные

10. Предъявление позиции группы

Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные, общекультурные

11. Заключительное слово (рефлексия)

Логические, коммуникативные, личностные, общекультурные

Из анализа таблицы видно, что на трёх этапах работы (этапе анализа информации и подготовки докладов, этапе уточняющих вопросов и этапе предъявления позиции групп) происходит комплексное развитие всех видов ключевых компетенций. На остальных этапах урока происходит охват от 3 до 5 видов.

Говоря о новых стандартах (ФГОС), ориентированных «на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов» и включающих в себя «формирование компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирование функциональной грамотности», мы в полной мере видим отражение в них технологии ТОГИС и понимаем её актуальность в свете грядущих перемен в российском образовании.

Литература:

  1. Гузеев В. В. ТОГИС-2010: после шести лет эксперимента. Педагогические технологии № 3 2010- М// Кафедра образовательной технологии АПКиППРО, 2010; НИИ школьных технологий, 2010. -С.60–70
  2. Гузеев В. В. ТОГИС: итоги пяти лет эксперимента. // Научно-популярный журнал «Учитель Приморья», 2010- № 1,2,2011-№ 3
  3. Диагностические таблицы основных учебных умений и навыков// Практика административной работы в школе, 2004-№ 5-С.3.
Основные термины (генерируются автоматически): культурный образец, анализ информации, компетенция, образовательная деятельность, обучающийся, подготовка докладов, процесс обучения, российское образование, совместная деятельность, учебный материал.


Ключевые слова

технология, Ключевые компетенции, структура урока, ТОГИС-уроки

Похожие статьи

Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе

В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.

Особенности применения информационных технологий в педагогической деятельности

В статье были исследованы вопросы по применению информационных технологий в образовательной деятельности. Также были рассмотрены способы преподнесения учебной информации детям, в том числе при дистанционном обучении. И особое внимание в статье было у...

Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания

В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы

Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...

Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Похожие статьи

Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе

В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.

Особенности применения информационных технологий в педагогической деятельности

В статье были исследованы вопросы по применению информационных технологий в образовательной деятельности. Также были рассмотрены способы преподнесения учебной информации детям, в том числе при дистанционном обучении. И особое внимание в статье было у...

Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания

В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы

Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...

Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Задать вопрос