Опыт организации ТОГИС-уроков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Кравчук, Д. А. Опыт организации ТОГИС-уроков / Д. А. Кравчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 167-168. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100437/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор пытается описывает опыт организации ТОГИС-уроков.

Ключевые слова: задача, урок, естественнонаучный цикл, мой урок, учитель

Технология ТОГИС очень удобна, потому что её можно использовать для преподавания по любой программе. Но возникают сложности с предметным содержанием. Легче создавались задачи по гуманитарным дисциплинам. В этих областях, легче понять какие ценности предаются в задачах. Я учитель географии. Ценностное значение предметов естественнонаучного цикла не такое явное, ценности научного исследования мира скрыты и не осознаются обучающимися, а под час и педагогами. Найти правильный подход, способ составления задач по этим предметам — очень важная проблема.

Мне кажется, что в этой технологии хороши интегрированные уроки, особенно по предметам естественнонаучного цикла. Моё мнение, что цель обучения заключается в том, чтобы у обучающихся выработалась современная научная картина мира, его единство во всей Вселенной. Единство проявляется в строении материи, в протекании явлений и их законах. Этого удобно добиваться систематизацией знаний на основе межпредметных связей.

В этом году на ТОГИС-уроках весь класс решал одну задачу. Обучающиеся делились на группы, выполняли задание, потом результат работы детей обсуждался и сравнивался с культурным образцом. Но есть темы, которые трудно изучить в рамках одной задачи. Поэтому очень хочется познакомиться с методикой, когда группы на уроке решают разные задачи, но они объедены одной темой.

На уроках учебный материал не выучивается по учебникам и не излагается учителем. Поэтому очень важно правильно подобрать источники информации. Конечно, самый идеальный вариант — это аутентичные источники. Но некоторые статьи и монографии, написаны очень сложным научным языком, в них много непонятных для детей (особенно среднего звена) терминов. Поэтому, мне кажется, в качестве источников можно использовать еще и справочные издания, энциклопедии. Это позволит ученикам лучше и быстрее справиться с задачей, научиться самостоятельно, делать выводы и сопоставлять их с культурными образцами.

Алгоритм работы над задачей всем нам хорошо знаком. В среднем урок занимает два академических часа. Но для меня как учителю недостаточно просто продемонстрировать задачу обучающимся. Мне кажется важным и необходимым, погрузить учеников в ту тему, область знаний в которой они будут работать на уроке. А на это тоже нужно время! К тому же задача может быть представлена не только привычным текстом, но и другим способом. Например, видеофрагментом, аудиозаписью. Опять проблема времени! Так же продолжительность урока зависит от особенности поведения, степени готовности детей к открытой свободной работе.

Можно выделить три основных этапа работы:

  1. Подготовка ресурсного обеспечения (модель планируемых результатов, задачник, культурные образцы).

Этот этап самый трудоёмкий и ответственный. От него зависит успех или несостоятельность урока.

  1. Управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых, организация экспертизы представленных учениками решений задач.

Этот этап требует от учителя коммуникативной компетентности. Нужно научиться не говорить, а слушать. Работа учителя заканчивается со звонком на урок.

Урок — это всегда живой непредсказуемый процесс. Иногда детей может занести в неверном направлении. Например, на моём уроке дети прекрасно справились с задачей, но оценить и прокомментировать работу каждой группы у них плохо получилось. Во время урока у меня как у учителя возникла дилемма. Вмешаться или пусть процесс идёт своим путём. Я решил не вмешиваться. Когда коллеги обсуждали мой урок, то мы пришли к выводу, что управлять деятельностью учеников нужно, но очень профессионально. Можно подать реплику, но не нотацию, выразить сомнение, но не осуждение, отметить какой-то акцент буквально парой слов.

  1. Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка.

Если ученики не справились с задачей — это вина только учителя. Здесь проявляется дефект педагогической подготовки урока. Это значит, что задача плохо составлена. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что основная работа делается учителем до урока.

Подправить неудачные результаты урока очень трудно. Потому что на уроке идёт не механическое запоминание изучаемого материала, а работают подсознательные коды.

Технические:

— компьютеры и Интернет нужны в каждый кабинет;

— быстро кончается лимит оплаченного трафика;

— виснет канал;

— фильтры.

Организационно-управленческие:

— расписание;

— проблема прохождения программы.

В рамках эксперимента проводилось анкетирование детей, в нём участвующих. Поразительно как обучающиеся очень точно поняли особенности ТОГИС-уроков, роль учеников и учителя в нём.

Сравнивать результаты новейшей технологии и старой системы образования ещё рано, но тот восторг и положительные эмоции, о которых говорят дети, после проведения ТОГИС–уроков, стоят того, чтобы эксперимент продолжался.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001. — 224 с. — (Серия «Системные основания образовательной технологии»),
  2. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, урок, естественнонаучный цикл, мой урок, учитель.


Ключевые слова

задача, урок, учитель, естественнонаучный цикл, мой урок

Похожие статьи

Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла

В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

Система работы учителя истории в классах гуманитарного профиля

В статье автор описывает опыт работы в классах гуманитарного профиля.

Анализ практического опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса (на примере средней школы № 90 Ярославля)

В статье представлен анализ проведенного анкетирования с целью выявления опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса.

Структурно–организационные аспекты проектирования методической недели в специальной школе

В статье авторы представляют опыт работы по подготовке методической недели в специальной школе.

Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики

Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся на ТОГИС-уроках

В статье авторы пытаются определить формирование и развитие ключевых компетенций на ТОГИС-уроках

Работа с текстовой информацией. Приобретение необходимых навыков для решения задач ТОГИС

В статье автор описывает работу с текстовой информацией для решения ТОГИС-задач.

Лексические игры на уроке английского языка

В статье рассматривается учебная игра на уроке английского языка. Описаны функции игровой деятельности. Приведены примеры лексических игр на уроке английского языка.

Урок географии в современной школе

В статье описываются организация и проведение урока географии в современной школе. Приводится сравнительный анализ традиционной и инновационной формы урока географии. Сформулированы основные признаки современного урока.

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Похожие статьи

Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла

В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

Система работы учителя истории в классах гуманитарного профиля

В статье автор описывает опыт работы в классах гуманитарного профиля.

Анализ практического опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса (на примере средней школы № 90 Ярославля)

В статье представлен анализ проведенного анкетирования с целью выявления опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса.

Структурно–организационные аспекты проектирования методической недели в специальной школе

В статье авторы представляют опыт работы по подготовке методической недели в специальной школе.

Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики

Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся на ТОГИС-уроках

В статье авторы пытаются определить формирование и развитие ключевых компетенций на ТОГИС-уроках

Работа с текстовой информацией. Приобретение необходимых навыков для решения задач ТОГИС

В статье автор описывает работу с текстовой информацией для решения ТОГИС-задач.

Лексические игры на уроке английского языка

В статье рассматривается учебная игра на уроке английского языка. Описаны функции игровой деятельности. Приведены примеры лексических игр на уроке английского языка.

Урок географии в современной школе

В статье описываются организация и проведение урока географии в современной школе. Приводится сравнительный анализ традиционной и инновационной формы урока географии. Сформулированы основные признаки современного урока.

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Задать вопрос