В статье автор пытается описывает опыт организации ТОГИС-уроков.
Ключевые слова: задача, урок, естественнонаучный цикл, мой урок, учитель
Технология ТОГИС очень удобна, потому что её можно использовать для преподавания по любой программе. Но возникают сложности с предметным содержанием. Легче создавались задачи по гуманитарным дисциплинам. В этих областях, легче понять какие ценности предаются в задачах. Я учитель географии. Ценностное значение предметов естественнонаучного цикла не такое явное, ценности научного исследования мира скрыты и не осознаются обучающимися, а под час и педагогами. Найти правильный подход, способ составления задач по этим предметам — очень важная проблема.
Мне кажется, что в этой технологии хороши интегрированные уроки, особенно по предметам естественнонаучного цикла. Моё мнение, что цель обучения заключается в том, чтобы у обучающихся выработалась современная научная картина мира, его единство во всей Вселенной. Единство проявляется в строении материи, в протекании явлений и их законах. Этого удобно добиваться систематизацией знаний на основе межпредметных связей.
В этом году на ТОГИС-уроках весь класс решал одну задачу. Обучающиеся делились на группы, выполняли задание, потом результат работы детей обсуждался и сравнивался с культурным образцом. Но есть темы, которые трудно изучить в рамках одной задачи. Поэтому очень хочется познакомиться с методикой, когда группы на уроке решают разные задачи, но они объедены одной темой.
На уроках учебный материал не выучивается по учебникам и не излагается учителем. Поэтому очень важно правильно подобрать источники информации. Конечно, самый идеальный вариант — это аутентичные источники. Но некоторые статьи и монографии, написаны очень сложным научным языком, в них много непонятных для детей (особенно среднего звена) терминов. Поэтому, мне кажется, в качестве источников можно использовать еще и справочные издания, энциклопедии. Это позволит ученикам лучше и быстрее справиться с задачей, научиться самостоятельно, делать выводы и сопоставлять их с культурными образцами.
Алгоритм работы над задачей всем нам хорошо знаком. В среднем урок занимает два академических часа. Но для меня как учителю недостаточно просто продемонстрировать задачу обучающимся. Мне кажется важным и необходимым, погрузить учеников в ту тему, область знаний в которой они будут работать на уроке. А на это тоже нужно время! К тому же задача может быть представлена не только привычным текстом, но и другим способом. Например, видеофрагментом, аудиозаписью. Опять проблема времени! Так же продолжительность урока зависит от особенности поведения, степени готовности детей к открытой свободной работе.
Можно выделить три основных этапа работы:
- Подготовка ресурсного обеспечения (модель планируемых результатов, задачник, культурные образцы).
Этот этап самый трудоёмкий и ответственный. От него зависит успех или несостоятельность урока.
- Управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых, организация экспертизы представленных учениками решений задач.
Этот этап требует от учителя коммуникативной компетентности. Нужно научиться не говорить, а слушать. Работа учителя заканчивается со звонком на урок.
Урок — это всегда живой непредсказуемый процесс. Иногда детей может занести в неверном направлении. Например, на моём уроке дети прекрасно справились с задачей, но оценить и прокомментировать работу каждой группы у них плохо получилось. Во время урока у меня как у учителя возникла дилемма. Вмешаться или пусть процесс идёт своим путём. Я решил не вмешиваться. Когда коллеги обсуждали мой урок, то мы пришли к выводу, что управлять деятельностью учеников нужно, но очень профессионально. Можно подать реплику, но не нотацию, выразить сомнение, но не осуждение, отметить какой-то акцент буквально парой слов.
- Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка.
Если ученики не справились с задачей — это вина только учителя. Здесь проявляется дефект педагогической подготовки урока. Это значит, что задача плохо составлена. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что основная работа делается учителем до урока.
Подправить неудачные результаты урока очень трудно. Потому что на уроке идёт не механическое запоминание изучаемого материала, а работают подсознательные коды.
Технические:
— компьютеры и Интернет нужны в каждый кабинет;
— быстро кончается лимит оплаченного трафика;
— виснет канал;
— фильтры.
Организационно-управленческие:
— расписание;
— проблема прохождения программы.
В рамках эксперимента проводилось анкетирование детей, в нём участвующих. Поразительно как обучающиеся очень точно поняли особенности ТОГИС-уроков, роль учеников и учителя в нём.
Сравнивать результаты новейшей технологии и старой системы образования ещё рано, но тот восторг и положительные эмоции, о которых говорят дети, после проведения ТОГИС–уроков, стоят того, чтобы эксперимент продолжался.
Литература:
- Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001. — 224 с. — (Серия «Системные основания образовательной технологии»),
- Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 208 с.