В статье анализируются проблемы и тенденции развития брендов продуктового ритейла в условиях действия санкционных ограничений и структурных проблем в экономике.
Ключевые слова: бренд, развитие, проблемы, тенденции, бизнес.
Введение
В условиях санкционного давления, действия множества негативных факторов, продуктовый ритейл переживает тяжелые времена — падение покупательной способности населения неизбежно ведет к сокращению среднего чека покупателя, что непременно сказывается на финансовых результатах ритейлеров.
В этих условиях ритейлеры вынуждены пересматривать свою стратегию на конкурентном рынке.
Основная часть
В современных условиях хозяйствования одной из важнейших задач брендов продуктового ритейла признаётся повышение ее конкурентоспособности. В условиях повышения закупочных цен на продукты, сокращения реальных доходов населения и как следствие падения покупательской способности, федеральные ритейлеры вынуждены конкурировать между собой за покупателя преимущественно по цене. Так, «Лента», «Магнит» и «Перекресток» переходят на пересмотр маркетинговых кампаний в регулярное проведение снижения цен на популярные товарные категории. В торговых сетях проводятся акции в расчете на увеличение притока покупателей. Однако, покупательская активность снижается, а продуктовая корзина среднего покупателя меняется в сторону более дешевой продукции. Кроме того, в условиях экономической нестабильности многие продовольственные ритейлеры вынуждены пересматривать свои инвестиционные программы для развития торговых сетей и оптимизации позиций проектов в соответствии с существующими бюджетами. [1] [3] В результате продуктовые ритейлеры должны адаптироваться к условиям экономической конъюнктуры: [2] «Лента» и X5 Retail Group оптимизируют инвестиционную программу развития торговой сети, замораживая планы открытия магазинов; «Магнит» оптимизирует процедуры управления торговыми сетями за счет сокращения персонала и перераспределения трудового функционала; «Дикси» принимает меры по снижению затрат. Из-за этого торговые сети будут действовать в соответствии со своей функцией эффективности, пытаясь максимизировать полезность при бюджетных ограничениях.
На рынке продуктов питания, где ограничения по бюджету имеют место быть, продуктовые ритейлеры подходят к выбору своей экономической программы наиболее рационально и делают ставку на максимальный эффект от своих закупок с точки зрения обеспечения необходимого количества потребляемых калорий.
Рис. 1. Анализ эффективности реализации проектов повышения конкурентного потенциала ритейлера в условиях низкой линии ограничения
При ограничении бюджетных расходов ритейлеры предпринимают следующие рациональные действия для обеспечения необходимого уровня конкурентного потенциала: [1] переходит с высоко бюджетных проектов с высоким конкурентным потенциалом на проекты с допустимым конкурентным потенциалом, имеющие сметы затрат в рамках выделенного бюджета; осуществляет мониторинг активности конкурентов — ритейлеров и принимают меры по сохранению своего конкурентного потенциала; сокращает либо вовсе отказывается от реализации мало перспективных проектов, имеющих проблемы с финансированием; пересматривает портфель проектов в части возможности отказа от наименее перспективных проектов с низким конкурентным потенциалом.
Рис. 2. Анализ общей и предельной эффективность на рынке продуктового ритейла в условиях высокой линии бюджетного ограничения
С ростом продаж ритейлеры готовы тратить большую часть своей выручки на инвестиции, что приводит к смещению бюджетного ограничения вверх (рис. 2). Сегодня многие проекты развития распределительных сетей соответствуют критериям эффективности и стоимости. Однако это не означает, что ритейлеры возьмутся за все проекты, которые не уложатся в лимит бюджета.
Таким образом, принимая это решение, трейдер увеличивает потенциальную эффективность проекта в своем портфеле. Это также увеличивает максимизацию конкурентного потенциала [3].
«Будущее не предопределено» — эта фраза из «золотых» цитат зарубежной фильмографии как нельзя ярче описывает точность любых прогнозов относительно того, каким мы видим будущее. Однако, уже сейчас наметившиеся тенденции в развитии науки и технологий позволяют предположить, к чему приведет научно-технические прогресс и во что выльются широко растиражированные инновации.
То, что будущая экономическая система будет гораздо технологичнее, более цифровизованной и человекоориентированной — не вызывает сомнения. Поскольку изложенные ранее и подтверждённые «годами практики» постулаты развития экономики Д. Рикардо, А. Смита и Дж. М. Кейнса продолжают действовать в любой экономической системе, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что экономика будущего будет все так же потребительской экономикой. Развитие технологий приведет к усовершенствованию предлагаемых товаров, услуги для потребителей будут более инновационными и, надеюсь, качественными, но во главе экономики будущего все также будет стоять закон спроса и предложения, ориентированный на выпуск продукции, соответствующей или предвосхищающей потребительские ожидания [2] [3].
Да, товарно-денежные отношения могут претерпеть существенную трансформацию и на смену бумажным денежным знакам придут электронные деньги на основе популярной технологии блокчейн, но в их основе будет все также лежать принцип мены «товар-деньги-товар», изменившийся лишь внешне под влиянием современных для того времени тенденций.
Человек в потребительской экономике будущего будет оставаться все тем же человеком, увидевшим и захотевшим приобрести новый «Айфон 45», одеться в новый брендовый костюм от Адидас, обувшись в брендовые кроссовки от Пума. Выбор человека в экономике будущего все так же будет подвержен сиюминутным эмоциональным желаниям после просмотра красочного рекламного ролика на инновационных электронных экранах, а поскольку покупку можно будет совершить в прямом смысле «моргнув глазом», деньги с электронного кошелька покупателя автоматически переведутся на счет компании-продавца и желанный товар будет принесен курьером уже через час.
Меняются времена, но люди не меняются, поэтому в потребительской экономике будущего все так же будут властвовать, чувства, эмоции, желания.
Итак, потребительская экономика со временем будет технологически инновационной, производя более совершенные товары, оказывая более качественные услуги. Но самое главное, человек будущего, поддаваясь своим чувствам и желаниям, в большинстве своем останется все таким же рациональным, грамотно распределяя бюджет и приобретая товары исходя из их полезности для домашнего хозяйства.
В этой связи российские бренды имеют неплохие перспективы развития если смогут приспособиться к изменениям и соответствовать желаниям потребителей.
Заключение
Конкуренция с западной продукцией, ранее поставляемой в Россию, вынуждает российские компании вкладывать средства в маркетинг и продвижение, демпингуя, чтобы конкурировать по цене. Уход западных компаний с рынка позволит российским компаниям перестроить свои технологические процессы, не ориентируясь на жесткую конкуренцию со стороны западных компаний. В этих условиях продуктовые ритейлеры имеют все шансы заполнить товарную матрицу отечественными товарами и на волне импортозамещения увеличить свои финансовые показатели. Но для этого ритейлерам необходимо стать эффективными, оптимизировав свои бизнес-процессы и сократив расходы.
Литература:
- Голубков Е. — Маркетинг. М.: ЮРАЙТ, 2019 г. — С.480.
- Коллинз Джим — От хорошего к великому. Почему одни совершают прорыв, а другие нет, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020 г. — С.305.
- Коллинз Джим, Хансен Мортен — Великие по собственному выбору, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020 г. — C.437.
- Форд Мартин — Технологии, которые изменят мир, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021г. — С.253