В статье автор раскрывает сущность понятия семьи, основные характеристики, а также виды. Кроме того, рассмотрены проблемы семей, структура и функции.
Ключевые слова: семья, психологическое здоровье семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, характеристика семьи.
Семьей называют малую социальную группу, которая основана на браке, кровном родстве или усыновлении, связана общим бытом, отношениями помощи и поддержки, а также взаимной ответственностью.
Принято выделять такие формы социально-ценностной направленности семьи: общественно-прогрессивная семья (когда семьей поддерживаются ценности социума, присутствует общность взглядов и хорошие межличностные взаимоотношения); противоречивая семья (в такой не будет общности взглядов, взаимоотношения будут строиться на почве борьбы одних тенденций с другими); антиобщественная семья (ценности семьи противоречат ценностям общества) [4].
Основные характеристики семьи: 1) дееспособность (бывает ограниченная ввиду психосоматических особенностей или возраста; временно ограниченная, когда указанные особенности временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; неограниченная, при которой члены семьи обладают возможностью полностью вписаться в социум и адаптироваться к его условиям); 2) активность — под ней понимают ориентацию на актуализацию и рост ресурсов семьи — самообеспечение и помощь [3].
Психологическое здоровье семьи — это основной показатель ее функционирования, отображающий то, как протекают социально-психологические процессы в семье, социальная активность ее членов в социуме, внутри семьи и на работе, а также в каком состоянии находится душевное психологическое благополучие семьи. По данному показателю семьи делят на следующие виды — благополучные и неблагополучные.
Проблемы благополучных семей связаны с тем, как меняются условия их жизни в обществе: например, если члены семьи излишне стремятся защитить друг друга и помочь или же когда их собственные представления о том, какой должна быть семья, не отвечают требованиям, предъявляемым социумом. Неблагополучные семьи, в свою очередь делятся на следующие виды:
— конфликтные. Существуют такие сферы в отношениях супругов и детей, в которых происходит столкновение интересов, приводящее к негативным эмоциональным переживаниям. Брак при этом может сохраняться долгое время из-за компромиссов и уступок.
— кризисные. Столкновения интересов и потребностей супругов и детей носят серьезный характер и захватывают важную сферу жизнедеятельности семьи. Члены семьи относятся друг к другу с точки зрения врагов, не соглашаются на компромиссы и уступки. Такие браки либо распадаются, либо находятся на грани распада.
— проблемные. Для таких семей свойственно наличие особо тяжелых ситуаций, которые могут привести к расторжению брака. К примеру, среди таких можно назвать отсутствие жилья, болезнь одного из супругов, разногласия, отсутствие средств, осуждение за криминальное преступление на длительный срок и т. д.
Семья выполняет определенные функции, которые несут значение не только для ее членов, но и для социума. Ее функции связаны с тем, как развивается ее структура [7].
Родственное устройство будет влиять на то, как протекают взаимоотношения членов семьи между собой и с социумом. Выделяют следующие аспекты родственного функционирования: актуальные функциональные обязанности семьи, которые делегируются членами, ее социальным окружением; поведенческие феномены и процессы, которые раскрываются в семье. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифичные функции семьи [10].
Со временем происходит изменения в функциях семьи: одни теряются, другие появляются согласно новым социальным условиям. Функции семьи нарушаются, когда в жизни семьи происходит что-то, что усложняет или препятствует ей их выполнять.
Структурой семьи называют ее состав и число членов, в также их взаимоотношения [6]. В данное понятие входят: системы разных уровней (сама семья, подсистема родителей, детей, а также индивидуальные); состав семьи; сплоченность, гибкость, иерархия, ролевая структура семьи, внешняя и внутренняя границы); характер структурных проблем (взаимосвязь между поколениями, реверсия иерархии, несбалансированность родственной структуры). Рассмотрение родственной структуры может позволить понять, как семья выполняет свои функции: кто в ней руководит, кто исполняет, как распределены права и обязанности между членами семьи.
Выделяют такие виды семей по структуре: нуклеарная — муж, жена и дети; пополненная — супруги, дети, родители или родственники супругов; смешанная — семья, родившаяся из брака разведенных людей (отчим/мачеха, неродные дети); семья отца-одиночки — семья, где один отец или мать из-за развода, смерти одного из супругов или из-за того, что брак так и не заключили [5].
А. И. Антонов и С. М. Медков выделяют по составу следующие семьи: нуклеарные (два поколения); расширенная — семья на кровном родстве, из нескольких нуклеарных семей [1].
Перед тем, как говорить о влиянии типа семьи на способность детей к адаптации к новым социальным условиям, необходимо вспомнить некоторые особенности основных типов семьи, а именно: сохранность или разрушенность семейно-родовых отношений между представителями разных поколений родственников; степень включенности в семейные структуры и отношение к функциональным обязанностям в семье; степень сохранности семейных и родовых традиций; эмоциональная взаимосвязь между представителями разных поколений [2].
Перечисленные особенности наиболее выражены в семьях традиционного типа. В традиционной родовой системе человек всегда является частью семьи, а его деятельность, развитие, характерологические особенности, желания и стремления всегда подчинены тем или иным семейным функциям. В целом, младшему школьнику уделяется больше времени, в том числе и его возможным проблемам, а также и трудностям в процессе школьного обучения.
В современном мире детство человека проходит в родительской семье, но переход на каждый новый уровень, взросление всегда будет связано с выходом интересов и личностных связей за пределы семьи. У детей из нуклеарной семьи можно отметить более высокий уровень направленности активности на свой внутренний субъективный мир, тогда как у детей из традиционной семьи более выражена ориентация на внешние изменения жизни.Также у детей из традиционной семьи в большей степени проявляется экстернальность, чем интернальность в интерпретации значимых событий жизни. Дети из нуклеарной семьи в объяснении событий больше обращают внимание на результаты своей активности, чем на внешние обстоятельства. Дети из традиционной семьи в организации своей деятельности в большей степени опираются на переживания, связанные с событиями собственной жизни, тогда как дети из нуклеарных семей в большей степени открыты к новому опыту.Данные различия определяют и особенности адаптации ребенка, в частности ребенка младшего школьного возраста к новым социальным условиям.
Тот или иной тип семьи характеризуется различиями в особенностях функционирования, а также в особенностях сферы межличностного взаимодействия. В. К. Шабельников в своих исследованиях описываю традиционную (родовую) семью, как семью «жёсткого» типа, с развёрнутым распределением деятельности во взаимодействии (потребитель, исполнитель, оценщик и другие роли). Нуклеарная семья (семья «жидкого типа) характеризуется разрушением родового этноса, она может строиться по-разному, в зависимости от того, кто выполняет роль потребителя. При этом развёрнутые в базовой родовой семье функции могут совмещаться в семье «жидкого» типа. Другими словами, исполнитель может выполнять роль и оценщика, и координатора своей деятельности в разной степени. Это способствует лучшей адаптации семьи и личности в динамичном мире [8].
В. К. Шабельников в своих исследования подробно изучал функциональные особенности мотивов в процессе усвоения действия. Он также считал, что мотивы выступают в качестве структурирующих опор для действия. При соответствующих условиях мотивы интериоризируются, то есть можно наблюдать переход от внешней мотивации (например, требования педагога) к внутренней (желание проявить себя). Аналогичной можно назвать и мотивацию к учебной деятельности у младших школьников. Мотивация не просто побуждает ребенка к деятельности — она ее запускает.
Таким образом, исходя из теоретических положений В. К. Шабельникова о разных типах семьи и разных типах мотивации деятельности, соответствующих разным типам организации общества, мы можем сделать предположение о том, что характер учебной мотивации, который можно рассмотреть, как один из важнейших компонентов адаптации ребенка к школе, в значительной степени зависит от типа семьи ребенка и характера его функциональной включенности в семью [9].
Литература:
- Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 304 с
- Григорьева С. И. Методика «Тип семьи»: Учебно-методическое пособие.- М.: Изд. МГОУ, 2012.- 22 с.
- Дружинин В. Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М. Изд-во «Наука», 1995. — 166 с.
- Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л.: Лениздат, 1986. — с.28
- Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Статистика, 1978. — с. 128
- Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. М., 2-е изд., доп. и перераб., 1983. — с.23
- Социология: Учебник./Под ред. проф. Ю. Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– с.87
- Шабельников В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи). — М, 2003
- Шабельников B. K. Литвинова A. B. Формирование личности в условиях типов жизнедеятельности семьи. //Семья в России. № 4, 2007
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. Изд. 2-е, расширенное и дополненное.- М. — Харьков-Минск: ПИТЕР, 1999. — 656с.