Православные традиции — опора России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.01.2023

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Воробей, Н. А. Православные традиции — опора России / Н. А. Воробей. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98510/ (дата обращения: 17.12.2024).



Православие оказало громадное влияние на формирование русского национального характера и самосознание. народа История православного воспитания и образования на Руси непосредственно связана с историей Русской Православной Церкви. Причем, в этом случае уместно говорить о воспитании не только детей, молодежи, но и народа в целом.

«В условиях становления гражданского общества и правового государства проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном суверенитете». В. В. Путин.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве приоритетных выдвинуты задачи исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры; воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитания патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью и уважительным отношением к языкам, традициям и культуре других народов; сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства; противодействие негативным социальным процессам; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» декларируется: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Нет детей бездарных, ленивых, равнодушных и проч. Если учитель горит любовью к ним и к своему делу, если верит, что он присутствует в каждом, если обращается именно к нему, то успех, решение педагогической задачи — это дело только времени, труды и любовь втуне не остаются. Это главный метод педагогической деятельности, а назначение заключается в том, чтобы достучаться, раскрыть, взрастить, сформировать цельную, гармоничную, мыслящую личность через язык, слово, речь; через образы литературы, музыки, различных видов искусства, устного народного творчества; через реминисценции в истории, культуре. Евангельские, святоотеческие и богословские знания открывают зрение находить в каждой строчке повод для разговора о духовном, следовательно, полезном для любого человека.

Цели программы духовно-нравственного воспитания.

Знакомство учащихся с духовно-нравственными составляющими русской культуры, литературы, родного языка и искусства; воспитание гармоничной, самостоятельной, позитивно мыслящей личности; развитие творческих способностей и выработка активной жизненной позиции.

Основные задачи семи направлений программы

1. Духовно-нравственное воспитание личности

Цели:

  1. Формирование бережного отношения к духовному и культурному наследию народа России; истории и традициям Белгородского края.
  2. Возрождение и формирование у молодежи православных ценностей и традиций.
  3. Усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении истории.
  4. Усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса.
  5. Гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем.
  6. Разработка духовно-нравственного аспекта содержания блока гуманитарных дисциплин.
  7. Организация и проведение мероприятий духовно-нравственной тематики в рамках дней литературы и поэзии.

2. Патриотическое воспитание

Цели:

  1. Воспитание патриотизма как основы духовно-нравственной культуры российского гражданина.
  2. Проведение цикла мероприятий «Фронтовые дороги наших дедов и прадедов», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
  3. Создание проекта «С верой в Отечество».

3. Воспитание любви к родному (русскому) языку

Цели:

1.Формирование национального самосознания, ответственного отношения и уважения к русскому языку как к государственному, как к средству межнационального общения, своему родному языку.

4. Воспитание уважения к семейным ценностям

Цели:

  1. Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование ориентации на вступление в брак, возрождение исторических традиций белгородской семьи.
  2. Укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;
  3. Утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни.
  4. Создание экспозиций, презентаций, альбомов «Моя родословная книга», «Родословное древо».

5. Ученье и труд

Цели:

  1. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

6. Православный календарь и традиция «Круг светлых дней»

Цели:

  1. Проведение массовых, сетевых, дистанционных мероприятий, конкурсов, конференций, проектов, посвященных Двунадесятым и Великим Православным праздникам.

7. Знакомство с календарно-обрядовой народной традицией

Цели:

1.Распространение календарно-обрядовых праздников из цикла «Народный календарь», «Вся семья вместе — так и душа на месте» (обряды семейно-бытового цикла).

Содержание программы «Патриотизм, родной язык, духовная культура, патриархальный традиционный уклад жизни на разных уровнях устройства русского общества: государство, община, приход, семья, личность — внутренний стержень системы уроков и внеурочных мероприятий».

Основные направления воспитательной деятельности

  1. Духовно-нравственное воспитание личности.
  2. Патриотическое воспитание.
  3. Воспитание любви к родному (русскому) языку.
  4. Воспитание уважения к семейным ценностям.
  5. Ученье и труд.
  6. Православный календарь и традиция «Круг светлых дней».
  7. Знакомство с календарно-обрядовой народной традицией.

Семь основных направлений и пути организации учебно-воспитательной деятельности помогут во внеурочной так и в урочной деятельности.

В целом, анализируя историю русской школы, можно отметить, что Православие сформировало концепцию русского воспитания, стало основой становления и развития семейного воспитания, школьного и профессионального образования. Без этой прочной опоры Россия обречена на вымирание. Хочется закончить свое выступление словами выдающегося мыслителя России Ф. М. Достоевского: «Да тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной».

Литература:

  1. Куликова Е. А. Духовно-нравственное воспитание в школе. Сборник статей Серафимовский учитель. 2021.
  2. Маслов Н. В. Православное воспитание как основа русской педагогики, М. Самшит-издат 2006.
  3. Феодосий Епископ Полоцкий и Глубокский Долг служения Отечеству. Глинские чтения. М. Самшит-издат 2003.
  4. Основы православной культуры А. В. Бородина., М. «Покров», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, воспитание любви, воспитание уважения, духовно-нравственное воспитание личности, история, календарно-обрядовая народная традиция, мыслящая личность, патриотическое воспитание, православный календарь, Россия, традиция.


Задать вопрос