В настоящее время российский банковский сектор претерпевает активную трансформацию, связанную с цифровизацией общества. Как следствие, обостряется конкуренция между банками, а также у клиентов появляются новые потребности. Многие банки предлагают создание экосистем, которые охватывают финансовые и нефинансовые услуги. В данной статье рассмотрены определяющие ступени для банковской трансформации в сторону экосистемности.
Ключевые слова: банковские экосистемы, тенденции финансового рынка, цифровая экономика, иммобилизованные активы, модели банковских экосистем, трансформация банка, построение экосистемы коммерческого банка.
На сегодняшний день цифровизация все сильнее проникает в каждую сферу нашей жизни и делает ее комфортнее и удобнее благодаря технологиям больших данных. Пользователи отдают предпочтение инновационным и удобным сервисам, которые заключены в одном мобильном приложении.
Для банка в нынешних условиях необходимо увеличивать бюджет ИТ-технологий, чтобы оставаться на плаву и поддерживать конкурентоспособность. Основной тенденцией на финансовом рынке в РФ является построение банковских экосистем. Экосистема — система взаимосвязей между продуктами и сервисами, которые несут большую ценность для пользователя, чем сервисы по отдельности. Факторы успешного развития банков: партнерство — у традиционных банков есть возможности, у новых игроков — гибкость; трансформация — традиционный банкинг останется, но значительно изменится. Диверсифицируя свою деятельность, банки привлекают к себе больше пользователей, удерживают их благодаря множеству предложений, не связанных с банковской деятельностью, к примеру, сервис по доставке еды и продуктов, такси, онлайн-кинотеатр и тому подобное. Сочетание финансовых и нефинансовых продуктов через экосистему является необходимым условием в конкурентной борьбе за клиента.
В России уже сложились модели построения банковских экосистем, рассмотрим 2 модели — модель lifestyle-банкинга, построенная на партнерстве, на примере «Тинькофф» и полностью собственная экосистема у «Сбербанка».
Каждый банк выбирает для себя определенную концепцию экосистемности: покупка компаний или создание агрегированного приложения — сервиса-витрины, где партнеры банка могут предлагать свои услуги. И первая, и вторая модели несут в себе определенные риски:
1) Операционные риски (в том числе риски информационной безопасности, кибер-риски).
Возможность возникновения потерь в результате несостоятельности внутренних процессов или систем, некомпетентности сотрудников, внешних событий. Цифровизация операционных процессов, развитие электронных сервисов и, как следствие, обогащение и передача большого объема данных между участниками экосистемы могут увеличить риск несанкционированного использования данных.
2) Риск концентрации. Продукты завязаны на материнской компании, либо на отдельных партнёров, то есть концентрация непрофильного бизнеса у банков.
3) Бизнес-риск. Риск ненадежного партнера, продукты совместной разработки с партнером окажутся невостребованными, что может негативно сказаться на традиционном бизнесе банка.
4) Риск вынужденной поддержки. Возникновение финансовых трудностей у партнера, не связанных даже с продуктом, банк, не будучи инвестором данного партнера — все равно будет вынужден оказывать ему финансовую поддержку.
5) Риск иммобилизованных активов. Риск накопления иммобилизованных активов, так как они не имеют требований по возврату денежных средств; не генерируют предсказуемый денежный поток, снижают общую эффективность; часто имеют низкую ликвидность (нет активного рынка); подвержены риску обесценения (например, стартапы).
Покупку отдельных компаний, влекущую за собой все 5 рисков, могут позволить себе крупные игроки, наиболее вероятным сценарием для некрупных банков является экосистема по партнерской схеме. Здесь хорошим примером служит кэшбек сервис ПАО «Тинькофф». Предоставляя партнеру своего клиента и в случае заключения «сделки» между ними, деньги за привлечение клиента («customer acquisition cost») от партнера — возвращаются банком самому клиенту в качестве кэшбека, что делает клиента лояльнее.
На основе представленных на рынке экосистемных моделей крупных банков, рассмотрим необходимые ступени, которые нужно преодолеть коммерческому банку для создания собственной экосистемы.
Экосистема строится на трех уровнях:
— базовый: оцифровка банковских операций. Экосистема сама по себе должна работать, все должно происходить в один клик, связи должны запускаться и работать сами. Пример: карта может в один клик перевыпускаться онлайн, а не в том отделении, где ее открывали.
— рекомендательный: персонализация и рекомендация для клиента — актуальный продукт предлагается в нужный момент через правильный канал. Пример: при пересечении границы предложить мультивалютную карту, при заканчивании денег на дебетовой карте — предложить кредит.
— продуктовый: совместное использование продуктов должно быть выгодно (бандлы, т. е. комплекты, состоящие из нескольких товаров, продаваемые как единое целое; кэшбэки; подписки и др.).
Для трансформации банку необходимо иметь следующие технологии:
— Open API — позволить финансовым и нефинансовым игрокам в свободном виде обмениваться информацией между друг другом в рамках аккредитации и в рамках согласия клиента на обмен такой информацией, что создает большее поле для инноваций, создания новых бизнес-моделей, появится больше возможностей для создания маркетплейсов, которые будут в реальном времени отслеживать изменения банковских продуктов на базе открытых API. Бороться с информационной асимметрией, чтобы создавать больше пространства для инноваций. Открытый обмен информацией с партнерами, владельцу информации более выгоден, чем её сокрытие.
С помощью инструментов Open API концепции Open Banking можно собирать сложные системы расчетов, которые будут построены на деньгах, а не на большом количестве документов, которое использовалось раннее (на гарантиях, на залогах, на постоплатах).
Открывая банку свои данные, мы заключаем определенный договор, иначе доверенность. Сейчас Центральный банк говорит, как должна работать данная доверенность, насколько прозрачно должно быть для клиента (предоставление данных) и насколько эти данные должны быть защищены.
В основе пользования данными банковскими партнерами лежит разрешение потребителя. API — средство достижения цели. Цель — ускорение многих процессов в обслуживании клиентов, например в получении продукта или услуги в рассрочку в два клика (модель «Buy Now, Pay Latter»).
— Искусственный интеллект (ИИ) — используется в предоставлении кредитования (использования данные о транзакциях из разных источников), в платежах, маркетинге, продажах. Рассмотрим 4 зоны использования:
1) вопросы оптимизации контроля и процессов. ИИ позволяет компаниям строить процессы наиболее эффективно, повышать в целом продуктивность;
2) развитие и улучшение клиентского опыта. Использование чат-ботов позволяют вовлечь клиента гораздо быстрее в условиях развивающейся конкуренции;
3) использования ИИ в оценке кредитного риска, в кредитном скоринге — оценке кредитных рисков физического или юридического лица, основанной на статистических методах, что позволяет уменьшить отток клиентов и в целом улучшить клиентский опты при кредитовании;
4) область обеспечения безопасности с помощью ИИ, позволяет проактивно создавать механизм по обнаружению атак и обеспечивать безопасность данных от хаккеров.
Развитие технологий искусственного интеллекта — ИИ (artificial intelligence — AI). Огромный пласт ручной работы и клиентский сервис упрощается и автоматизируется с помощью этих технологий: биометрия, защищенные переводы, голосовая аналитика обслуживания пользователей (инструмент оценки записей телефонных разговоров путем сортировки по содержанию). Во всем мире этот тренд движут вперед BigTech компании, в России сложилась уникальная ситуация, этот тренд развития ИИ двигают финтехи (Тинькофф, СБЕР). Роботы быстрее работают, быстрее обучаются, не имеют человеческого фактора. Как только робот понял, что спрашивает человек — он может ответить лучше оператора, но есть проблема в том, что робот может не понять вопрос. Данный тренд сейчас меняет все операционные процессы, а в будущем он может поменять и продукты в финтех-компаниях.
— BigData — использование и анализ больших данных позволяет предсказывать поведение клиента.
Новый вызов сегодня для банков — решать проблемы выбора пользователя: деньги, время, дофамин (гормон радости). Банки могут понимать, как ведут свою жизнь, как отвечают на эти вопросы большое количество их пользователей, и выводить это в качестве ценной и полезной информации для конкретного пользователя, видя его конкретную ситуацию. У пользователя вопросы очень простые: у меня есть деньги, как их приумножить, как их сохранить, как их инвестировать, как их потратить с умом максимально выгодно? Или: у меня нет денег, что мне делать? Или: почему у меня нет денег, как сделать так, чтобы они появились? Для многих пользователей проблема выбора — мучительная работа, очевидно, что каждый человек не может максимально эффективно ее для себя решать. Банк, видя всех, может выдавать обработанную информацию в ответах в виде правильного контента, правильного совета. За этим функции банкинга и будут двигаться, потому что все остальное превращается в процесс, который производит платежи, взаиморасчеты, а всю остальную пользовательскую стоимость на себя оттягивают другие компании.
На сегодняшний день, когда конкуренция очень сильно растет, банкам становится непросто, что сказывается на высокой стоимости привлечения клиентов у крупных игроков; банковские услуги традиционных банков становятся дороже, чем у цифровых конкурентов.
Банки, которые понимают, как использовать партнерскую сеть — будут теми, кто сможет поддерживать гибкость, которая будет необходима в будущем не только для удовлетворения потребностей сегодняшнего и завтрашнего дня, но и в далеком будущем. В конечном итоге это может привести к уменьшению игроков с гораздо более крупными операциями, в конечном счете все будет зависеть от того, кто будет больше инвестировать в этот сектор, кто сможет более эффективно внедрять инновации, и кто сможет сделать переход от унаследованной инфраструктуры к новым наиболее эффективным банковским технологиям. Таким образом, сочетание финансовых и нефинансовых продуктов через экосистему является необходимым условием в конкурентной борьбе за клиента.
Литература:
- Абдуллина Р. Р. Информационные технологии в банковской сфере / Р. Р. Абдуллина // Novainfo.ru. — 2019. — Т. 1, № 47. — С. 234–237.
- Ермоленко О. М. Развитие банковского сектора на основе современных технологий обслуживания // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2018. — № 2. — С. 26–30.
- Косарев В. Е. Экосистема как новая модель развития банка / В. Е. Косарев, Г. М. Иараджули // Финансовые рынки и банки. — 2020. — № 1. — С. 58–62.
- Хоткин А. В. Использование IT для оптимизации деятельности современных банков / А. В. Хоткин // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 6. — C. 59–62.