Альтернативная и дополнительная коммуникация как инструмент взаимодействия с неговорящими детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 26.12.2022

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Н. А. Альтернативная и дополнительная коммуникация как инструмент взаимодействия с неговорящими детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Макарова, Е. А. Лиханос. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98235/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье авторы отвечают на распространенные вопросы об АДК.

Ключевые слова: альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), неговорящий ребенок, коммуникативная матрица, общение.

Не правда ли, что счастье — это когда тебя понимают?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребенка?

Общение — это не просто беседа, это обмен информацией, это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В привычном для нас мире общение происходит при помощи речи. Но, ведь, бывает так, что общение при помощи слов недоступно. Что делать и как помочь ребенку или взрослому человеку в такой ситуации?

Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.

Если у вашего ребенка задержка речевого развития, вам, конечно же, прежде всего будет очень хотеться, чтобы он заговорил. Как же иначе! Вы будете стремиться, чтобы ребенок говорил также, как остальные дети его возраста, а от осознания того, что он пока не может этого сделать, вам будет очень больно, и вы постараетесь сделать все возможное, чтобы ему помочь.

Однако, с неговорящим ребенком, особенно с малышом, первым шагом к «запуску» речи будут методы, не имеющие к ней никакого отношения. Наоборот, сначала мы будем смотреть на то, как ребенок общается с вами сейчас, а потом будем думать, как расширить эти навыки и перевести их в речь. Для родителей особенно важно научиться наблюдать за своим ребенком именно тогда, когда он общается с вами. Часто так случается, что мы слишком озабочены появлением речи и пропускаем моменты, когда происходит общение [4].

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) — это все виды и способы общения, которые способны заменить или дополнить устную речь. Когда ребенок не может говорить в привычном нам понимании, мы должны обеспечить его любой другой возможностью выразить свои желания. Это необходимое условие формирования общения, социальной адаптации и психического развития.

В данной статье мы хотим ответить на некоторые вопросы об АДК.

1. Что такое АДК?

Альтернативная и дополнительная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация так же носит название дополнительная, тотальная.

АДК, если расшифровать эти три буквы, — это общение между людьми всеми способами , помимо устной речи. На самом деле, мы все используем средства АДК. Мы ведь не только говорим, но и жестикулируем. Используем смайлики в телефоне — это тоже АДК. Но у людей и детей с инвалидностью эта система заменяет, либо дополняет устную речь.

2. Как выглядит невербальная (безречевая) коммуникация?

Возможно вы где-то слышали утверждение, что на 93 % мы общаемся отнюдь не при помощи слов. Сложно доказать, насколько правдива такая статистика, но в самом деле, по большей части, общение ведется невербально. Значит, ваш малыш все-таки общается с вами, хотя речь он не использует. Как это может выглядеть?

— Зрительный контакт или направленный взгляд. Малыш может смотреть на интересующий его объект вне зоны доступа, с которым он бы хотел поиграть.

— Указательный жест и совместное внимание. Ребенок может указывать на объект, чтобы разделить с вами свой интерес.

— Выражение лица. Выражение нашего лица всегда меняется в унисон нашим чувствам. При помощи мимики ребенок может сообщить что он сердит, печален или испытывает радость.

— Язык тела / движения. Они крайне важны! Дети с задержкой речевого развития часто используют движения и язык тела для коммуникации.

— Жесты. В дополнение к указательному ребенок может пользоваться для общения другими жестами, например, тянуться к холодильнику, когда он голоден.

— Тон, громкость, частота голоса и интонации. Даже когда ребенок совсем не пользуется речью или произносит два-три слова, он может модулировать голос, кричать, менять частоту произносимых звуков и интонировать, чтобы помочь вам понять, что он имеет в виду.

— Нытье, ворчание и другие звуки. Часто малыши с задержкой речи пользуются для общения комбинациями подобных звуков и других невербальных способов коммуникации. По интонациям ноющего и кричащего ребенка также можно немало узнать о том, что он старается нам передать [4].

3. Какие виды АДК существуют?

Низкотехнологичные: Жесты, система МАКАТОН, графические стимулы (система PECS, коммуникативные таблицы (PODD), рамка t-tran, блисс система), предметные стимулы.

Среднетехнологичные: коммуникаторы (устройства, производящие речь (SGD), голосовые устройства коммуникации (VOCAs).

Высокотехнологичные: программы на компьютеры, планшеты, eye-tracking.

4. Введение АДК в раннем возрасте тормозит развитие устной речи?

Самое распространенное возражение против использования АДК: «А вдруг мой ребенок будет лениться и не заговорит?». Это самый большой страх и самое большое заблуждение, и этот страх останавливает многих.

Смысл, значение речи состоит в возможности взаимодействия, коммуникации. При помощи АДК мы не только даем возможность неговорящим детям общаться, но и показываем зачем вообще им осваивать речь. Ведь без АДК они бы и так не смогли узнать, что такое речь и понять зачем им это нужно. В игре — на занятиях. В бытовых активностях — дома. Находя возможности для проявления инициативы общения, мы даем возможность развиваться, мыслить, говорить.

Если ребёнок в группе риска. Например, дети с синдромом Дауна часто имеют особенности речевого и коммуникативного развития. Это не значит, что все они не смогут говорить, но чем раньше мы вводим АДК при задержках языкового развития, тем лучше. Идеально вводить в те же возрастные периоды, когда должны появляться устные слова у ребёнка. Это второй год жизни. То есть уже в год вводятся первые символы — первые слова. Только у наших ребят это будут простые жесты или графические символы, а у ребёнка, который развивается типично — это устные слова.

5. С чего начинается введение АДК в жизнь ребенка?

Введение АДК начинается с диагностики.

Для изучения особенностей коммуникации неговорящих детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста наибольший интерес представляет зарубежная методика Communication Matrix — коммуникативная матрица, которая впервые опубликована в 1990 г и пересмотрена в 1996 и 2004гг. Это оценка коммуникативных навыков ребенка. Матрица учитывает любой тип коммуникативного поведения, включая альтернативные формы: системы изображений, электронные устройства, системы речевого вывода, шрифт Брайля, язык жестов, трехмерные символы, предсимволическое общение (например, жесты, движения тела, звуки, взгляд и мимика), а также типичные формы общения, например речь и письмо. Она охватывает семь уровней развития, возникающих на самых ранних стадиях общения у типично развивающихся детей.

Коммуникативная матрица включает два основных аспекта коммуникации: причины, по которым люди общаются и поведение, которое они используют для общения. Коммуникативную матрицу заполняют родители, а специалист во время наблюдения за ребенком сверяет полученные данные, предполагает на каком уровне находится ребенок, и после этого составляет программу введения АДК.

Программа будет зависеть от того, на каком уровне коммуникативного развития находится ребенок. Если он ещё не может использовать символы, по сути, он не на том уровне, чтобы начать говорить. Неважно, сколько ему лет — он может быть на уровне развития коммуникации двух-трёх месяцев. Тогда нам важно общаться с ним на этом уровне, чтобы он «дорос». Если ребёнок маленький, то мы опираемся на те же механизмы, как развивали бы устную речь. Создаем ситуацию, в которой будет потребность что-то сказать, и вводим символы. Начинаем по одному слову, и это слово окружает ребёнка. Например, символ «ещё». Мы много-много раз в день создаем ребёнку ситуации, где надо сказать слово «ещё», а тут раз — и есть символ рядом! Так он становится значимым.

6. АДК — это на всю жизнь?

Есть люди, для кого это действительно на всю жизнь и единственный язык понимания, единственный доступный язык активной коммуникации. Некоторые что-то говорят, но этого недостаточно. Например, 10 слов на каком-то бытовом уровне. Тогда АДК дополняет устную речь. Есть люди, которым АДК вводится в какую-то часть жизни, те же дети группы риска. Некоторые могут остаться на жестах, но со временем многие осваивают устную речь, и жесты просто перестают быть нужными.

АДК — направление в науке, которое существует несколько десятилетий. И первое упоминание о введении коммуникативной кнопки появилось в 80-е годы прошлого века. В некоторых странах существуют институты АДК. Введение АДК ребенку с тяжелыми и множественными нарушениями развития, неговорящему ребенку — это прежде всего забота о его личности. Ведь еще издревле язык зародился в контексте общения человека с человеком, с окружающей средой и другими людьми.

Литература:

  1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007
  2. Течнер, Стивен фон, Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М.: Теренвинф, 2018
  3. Штягинова Е. А. Альтернативная коммуникация, Новосибирск, 2012
  4. Что такое общение? Гораздо больше чем речь https://specialtranslations.ru/what-is-communication/ Переводчик: Юлия Петрова
  5. Время АДК https://caritas-edu.ru/?projects=vremya-adk
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, устная речь, коммуникативная матрица, общение, дополнительная коммуникация, неговорящий ребенок, слово, ваш ребенок, какой уровень, коммуникативное развитие.


Ключевые слова

общение, альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), неговорящий ребенок, коммуникативная матрица

Похожие статьи

Дифференцированный подход в работе по активизации речи неговорящих детей

В статье описывается важность применения дифференцированного подхода при работе с неговорящими детьми.

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Эмпирическое исследование развития навыков сотрудничества старших дошкольников с речевыми нарушениями в инклюзивной группе

В статье описывается экспериментальное исследование развития навыка сотрудничества в условиях инклюзивной группы.

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период дистанционного обучения

События, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в разных сферах жизни общества. Это предусматривает необходимость перестройки в новых условиях. Образовательная сфера столкнулась с проблемой качественное обучения детей с нарушением слу...

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет

Учет психолого-педагогических особенностей детей с расстройством аутистического спектра в обучении иностранному языку

В нашей статье говорится об обучении иностранному языку, детей с расстройством аутистического спектра. Она иллюстрирует аспекты обучения таких детей, с учетом их психических потребностей.

Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе

Похожие статьи

Дифференцированный подход в работе по активизации речи неговорящих детей

В статье описывается важность применения дифференцированного подхода при работе с неговорящими детьми.

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Эмпирическое исследование развития навыков сотрудничества старших дошкольников с речевыми нарушениями в инклюзивной группе

В статье описывается экспериментальное исследование развития навыка сотрудничества в условиях инклюзивной группы.

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период дистанционного обучения

События, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в разных сферах жизни общества. Это предусматривает необходимость перестройки в новых условиях. Образовательная сфера столкнулась с проблемой качественное обучения детей с нарушением слу...

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет

Учет психолого-педагогических особенностей детей с расстройством аутистического спектра в обучении иностранному языку

В нашей статье говорится об обучении иностранному языку, детей с расстройством аутистического спектра. Она иллюстрирует аспекты обучения таких детей, с учетом их психических потребностей.

Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе

Задать вопрос