В статье рассмотрены и проанализированы основные критерии, на которые обращают внимание абитуриенты и их родители при выборе дальнейшего места обучения, какие факторы влияют на их выбор, а также роль бренда высшего учебного заведения при выборе университета. Приведены рекомендации для успешного продвижения бренда вуза на рынке образовательных услуг с учетом новых тенденций на рынке образования.
Ключевые слова : абитуриент, приемная комиссия, бренд, ценности, социальный лифт.
Выбор дальнейшего места обучения является для абитуриента главной задачей, которая определит его дальнейшую карьеру и жизнь. И если раньше выбрать вуз не составляло особого труда, то на данный момент рынок образовательных услуг переполнен различными предложениями от сомнительных курсов в социальных сетях до онлайн обучения в международных топовых вузах.
Абитуриенты при поступлении в тот или иной вуз особое внимание обращают на три важных условия. Первое — это контингент учащихся в вузе, то, с кем им предстоит строить отношения и не только дружеские на время учебы, но и долгосрочные взаимовыгодные отношения, которые в перспективе могут быть полезны в профессиональном плане. Второе — это позиционирование вуза, сложившееся за время функционирования университета, каким его видит будущий студент, и как это позиционирование отвечает его внутренним запросам, ведь учеба, особенно в традиционном формате в стенах заведения, все эти чувства, эмоции, переживания, никогда не заменит дистанционное обучение. Это мощный социальный лифт — от детства во взрослую жизнь. И третье — это ощущение, что это действительно то место, где абитуриенту предстоит пройти обучение. Ведь в первую очередь абитуриент выбирает именно бренд вуза, его репутацию, то что он видит в университете, а уже потом учебную программу.
Не менее важным фактором, при выборе того или иного места обучения, является гарантия трудоустройства, а значит ощущения безопасности, что после окончания вуза сегодняшний абитуриент сможет получить достойную работу в любой точке мира при любом раскладе. Чувство безопасности — базовое чувство, и если при продвижении ценностей университета особое внимание абитуриентов обратить на то, что учеба в вашем учебном заведении — это гарантия успешного трудоустройства в будущем, то шансы вуза привлечь наибольшее число абитуриентов существенно возрастут. Немаловажным фактором является и мобильность учебных программ. Сегодня мир меняется с высокой скоростью, и специальность, которая была востребована на момент поступления, может быть уже не так популярна на момент выпуска. В этом случае вуз должен быть мобильным, а его бренд вызывать доверие, что к моменту выпуска, студент будет востребован на рынке труда.
Если театр начинается с вешалки, то вуз начинается с приемной комиссии, это одно из самых важных звеньев в цепочке отношений между брендом и абитуриентом. То, как университет проявит себя в первые встречи с абитуриентом, какую эмоциональную связь создаст и определит его дальнейшие отношения с брендом.
Важная информация. Как показывает практика, современный абитуриент не верит информации, предоставленной на сайте и официальных страницах, ему необходимо увидеть и прочувствовать все на своем опыте, чтобы понять, его ли этот университет. Немаловажный факт, который волнует абитуриента и его родителей — условия поступления, и здесь их интересует не только сумма проходных баллов, количество грантов, но и размер стипендии. Главная цель приемной комиссии — не просто прорекламировать университет среди абитуриентов, а заинтересовать его учебой в университете, чтобы поступление в выбранный вуз стало его целью, желанием, а не необходимостью. Ведь впереди у абитуриента годы упорного труда, сдачи экзаменов, защиты дипломных проектов, и если его цель — поступить именно в данный университет, и не просто поступить, а выиграть грант, то этот этап будущий студент пройдет с легкостью и его шансы на успех существенно возрастут.
Важным моментом при поступлении также является и сам университет: в каком городе/стране находится, каковы условия обучения, какие ценности, знания, навыки, фундамент для будущей карьеры создаст обучение, каким абитуриент станет в будущем.
Родители абитуриентов. Для любого родителя несомненно важно одно — безопасность его ребенка как в плане физической — безопасность в университете (допуск в здание, камеры, окружение, район), в общежитии (сигнализации, условия проживания), так и в плане безопасности будущего — каким абитуриента «сделает» университет, каковы его перспективы, будет ли он востребован на рынке труда. Очень важно донести до родителей мысль, что для университета его студент — это, прежде всего, личность, а не набор баллов и прибыль.
Студенческая жизнь. Помимо учебы абитуриента волнует и студенческая жизнь, и здесь стоит сказать не только о внутренних клубах, организациях, сообществах, но и о научном потенциале вуза. Участие в различных проектах, научно-практических конференциях, форумах в дальнейшем может существенно усилить резюме выпускника, а также определить интерес к тем или иным направлением будущей профессии.
Правда и ничего кроме правды. Маркетологи и пиарщики могут создать эффектное представление об университете, нарисовать в глазах абитуриентов красивую картинку, распространить яркие печатные материалы, запустить креативную рекламу. Однако все это будет пустой тратой времени, денег и ресурсов, если представление не совпадет с реальностью. Придя в университет и не найдя должного соответствия, студенты будут передавать эту информацию между собой и репутация учебного заведения будет заведомо испорчена. Очень важно проявлять должное уважение и хорошее отношение к самим студентам со стороны руководства и преподавателей, поскольку негативное отношение обязательно попадет в социальные сети и дойдет до абитуриентов.
Создавая в глазах абитуриента образ бренда университета, необходимо отметить, что выбор места обучения достаточно длительный процесс, поэтому необходимо заранее выстраивать отношения абитуриента с брендом вуза. Примерно за 2–3 года до окончания учебы в школе будущий студент уже начинает задумываться о том, кем он хочет стать и где будет учиться. Поэтому выстраивать стратегию бренда вуза необходимо с учетом долгосрочного периода, примерно 3–4 года: открывать курсы, программы, проводить воркшопы, различные мероприятия для учащихся 8–9 классов, тем самым привлекая внимание не только школьников и их родителей, но и учителей, всех тех, кто принимает участие в процессе принятия решения о месте дальнейшей учебы. Ведь сильный бренд вуза тот, о котором, на момент окончания учебы в школе, абитуриент говорит, что это именно тот вуз, где он хочет продолжить обучение, зная точный ответ на вопрос почему он его выбрал.
Литература:
- Карикова А. С. Стратегия формирования бренда университета в современном образовательном пространстве // Стратегические решения и риск-менеджмент. — Т. 11. № 4 (2020) С. 420–429.
- Томас Гэд. 4D БРЭНДИНГ: взламывая корпоративный код сетевой экономики. — М.: Изд-во Манн. Иванов и Фербер, 2015.
- Шевченко Д. А. Маркетинг университета. — М.: Директ-Медиа, 2022.
- Образование 4.0. https://skillbox.ru/