В статье автор анализирует институты содействующих адвокату лиц и предлагает нововведения в российское законодательство.
Ключевые слова: адвокатская деятельность, стажер адвоката, помощник адвоката.
Несомненно, институты помощников и стажеров занимают значимое место в содействии адвокату для осуществления профессиональной деятельности. Прежде всего, следует сделать акцент на том, что вышеупомянутые институты имеют длительную по продолжительности историю становления правовой регламентации.
Первоначально помощник адвоката именовался адвокатом-патроном и был регламентирован польскими конституциями. В России он заявил о себе после того, как к России были присоединены части Королевства Польского и Великого княжества Литовского [1]. Посредством судебной реформы 1864г. был создан институт помощника присяжного поверенного. Благодаря рецепции института депендента, был сформирован институт, прошедший через множество модификаций, который сейчас обладает своим правовым закреплением.
Институт стажера адвоката характеризуется скоротечным эволюционным развитием, оставившим свой след в развитии советского законодательства России. Первым документом, закрепившим данный институт, стало Постановление Совета народных комиссаров СССР от 16 августа 1939 г. № 1219 «Об утверждении Положения об адвокатуре СССР». Организационные аспекты нашли свое закрепление в Инструкциях Народного комиссариата юстиции СССР.
Целесообразно заметить, что после того, как была ликвидирована дореволюционная присяжная адвокатура, ни у кого не возникало необходимости законодательно регламентировать правовое положение лиц, которые непосредственно оказывают содействие адвокатам в их профессиональной деятельности. Первоначально стажировка содействующих лиц не предусматривалась и нормативные акты не отражали этот вопрос. При этом перед полноценным законодательным закреплением статуса стажеров, они фактически были приравнены к членам коллегии защитников, если обращаться к Положению «О коллегии защитников» от 5 июля 1922 г.
В современном законодательстве Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепил нормы, касающиеся помощников и стажеров адвоката. Эти положения бесспорно обладают различиями. На это указывает хотя бы тот факт, что под них законодатель выделил две статьи.
При ознакомлении со статьями закона, первое, на что стоит обратить свое внимание — отсутствие определений помощника и стажера адвоката. Безусловно, посредством их характеристик, которые перечисляются уже в самом начале статей, можно сформировать некое определение. Тем не менее необходимо закрепить определение помощника и стажера на законодательном уровне, что будет способствовать созданию уже единообразного подхода к регулированию правового статуса содействующих лиц.
На данный момент можно обратиться к Положениям ФПА РФ, которые предоставляют возможность ознакомиться с определениями по вышеназванным лицам. Положение о порядке работы помощника адвоката, утвержденное Решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 27 мая 2020 г. [2], закрепило: помощник адвоката — лицо, оказывающее адвокату содействие в осуществлении им профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи. Определение довольно обобщенное и не обладающее конкретными признаками. Что касается стажера, то положение о порядке прохождения стажировки, утвержденное Решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 27 мая 2020 г. [3], закрепило: стажер адвоката — лицо, проходящее стажировку. Далее перечисляются характеристики, которые дополняют определение и позволяют сформировать итоговое представление о стажере.
Все-таки разумнее определения сделать более содержательными, исключающим вероятность появление дополнительных вопросов и позволяющими сразу проводить параллель между ними, в целях разграничения.
В связи с этим следует изменить положения статей закона и дополнить их определениями помощника и стажера. Целесообразно закрепить определение помощника в п.1 ст. 27 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» следующего содержания: «Помощник адвоката — лицо, имеющее высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, содействующее адвокату в осуществлении им профессиональной деятельности, которому не предоставлено право заниматься адвокатской деятельностью».
Аналогичным образом закрепить определение стажера в п.1 ст. 28: «Стажер адвоката — лицо, имеющее высшее юридическое образование, нацеленное на приобретение профессиональных навыков в период прохождения стажировки для приобретения статуса адвоката».
Благодаря нововведениям, российская адвокатура обретет возможность исключить неопределенность содержания правовых норм в отношении содействующих адвокату лиц и их произвольное толкование, что обеспечит единообразное применение на законодательном уровне. Присутствие ясности в правовой регламентации поспособствует дальнейшему укреплению статуса помощника и стажера.
В упомянутых нормах отсутствует функционал помощника и стажера: совокупность прав и обязанностей. Закон содержит статью, регламентирующую полномочия адвоката, но при этом игнорируется вопрос полномочий иных лиц. И в этом случае следует снова обращаться к Положениям ФПА РФ. Положение о порядке прохождения стажировки закрепляет правомочия стажера: он вправе участвовать в судебных делах, готовить документы и предоставлять устные и письменные консультации. Положение о порядке работы помощника адвоката устанавливает, что помощник вправе посещать занятия, организуемые для стажеров и помощников адвоката.
Если говорить про аспекты обязанностей, то согласно данным Положениям помощник обязан соблюдать нормы трудового законодательства Российской Федерации, Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката, настоящего Положения, решения органов Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, органов соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и соответствующего адвокатского образования (при работе в коллективном адвокатском образовании), относящиеся к деятельности помощника адвоката и адвокатскую тайну, а стажер помимо вышеназванного также обязан обеспечивать сохранность вверенной ему документации, выполнять задания и поручения адвоката-куратора, посещать учебные занятия для стажеров.
Из-за отсутствия законодательного закрепления объема правомочий стажера и адвоката, данное обстоятельство негативно сказывается на деятельности стажера. Он выбирает один лишь вектор своего развития: производственное обучение, оставляя в стороне важность теоретических знаний.
В свете чего, в п.2 ст. 27 следует закрепить комплекс правомочий помощника: «Помощник адвоката вправе: самостоятельно повышать уровень своих знаний; присутствовать во время консультаций адвоката». Обязанности необходимо включить в п. 3 ст. 27: «Помощник адвоката обязан: разумно взаимодействовать с информацией, полученной от доверителей адвоката, составляющей адвокатскую тайну; оказывать техническую помощь на заседаниях; своевременно выполнять поручения адвоката».
Схожим образом дополнить п. 2 ст. 28: «Стажер адвоката вправе: пользоваться специальной литературой адвоката для повышения своего профессионального уровня; знакомиться с материалами дел адвоката и анализировать судебную практику». В п. 3 ст. 28 надлежит добавить спектр обязанностей: «Стажер адвоката обязан: добросовестно содействовать осуществлению адвокатом профессиональной деятельности; следовать рекомендациям адвоката во время прохождения стажировки; составлять документацию в соответствии с требованиями адвокатского делопроизводства».
При таком раскладе будет выстроена логика в структуре статей, что в то же время поспособствует более четкому закреплению статусных отличий на законодательном уровне.
Самое явное отличие стажера от помощника адвоката — закрепленный законом срок прохождения стажировки, при том, что срок работы помощником не имеет предельного значения. Законодатель установил временной промежуток нахождения в должности стажера адвоката — от одного года до двух лет. Этому положению придали особое значение, так как стажер — лицо, которые непосредственно нацелено на сдачу квалификационного экзамена, поэтому у него есть обозначенный законодателем период подготовки к сдаче.
Тем не менее данная норма требует существенного изменения, отсутствуют границы ее правомерности. В практике отмечаются случаи, когда стажеры обходили стороной закрепление срока прохождения стажировки. После истечения установленного срока эти лица перезаключали трудовой договор и начинали работать по-новому. В связи с чем возникает вопрос: а правомерно ли такое продление стажерского срока для содействия адвокату в осуществлении адвокатской деятельности?
Прежде всего, следует отметить самоцели того лица, который претендует в дальнейшем на звание адвоката. Если он уверен в своих навыках и понимает, что сможет в оперативном режиме освоить информацию и сдать экзамен, то целесообразнее пройти стажировку в установленный законом срок. В то же время, когда кандидат не обладает подобной уверенностью в своих знаниях, то логичнее приобрести статус помощника адвоката и набираться опыта столько сколько понадобится.
С правовой точки зрения, если законодатель ввел норму о сроке прохождения стажировки, тогда уместно расширить ее. Стоит очертить рамки дозволенного и включить в пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» положение о запрете на перезаключение трудовых договоров следующего содержания: «Стажер адвоката не вправе менять адвокатское образование, с которым у него заключен трудовой договор до сдачи квалификационного экзамена, за исключением случая отказа в присвоении статуса адвоката».
Благодаря такому изменению данная норма обретет границы правомерности и зафиксирует принципиальное условие, только при соблюдении которого стажер сможет претендовать на статус адвоката. В связи с чем позволит стажеру ответственно подходить к выбору адвокатского образования для прохождения стажировки.
Резюмируя все вышесказанное, следует подчеркнуть тот факт, что действующее законодательство об адвокатуре нуждается в тщательном преобразовании норм, касающихся института помощника и стажера адвоката. Для адвокатуры предполагаемые изменения закона смогут поспособствовать более детальному закреплению нормативных различий между стажером и помощником адвоката.
Тогда таким образом на всей территории Российской Федерации будет осуществлено единообразное применение правовых норм. Это позволит избежать неверного толкования норм и искаженного представления о сущности статуса помощника и стажера адвоката. При этом подобные изменения зафиксируют дисциплину в их правовой деятельности и создадут основу для качественного выполнения закрепленного спектра правомочий.
Одновременно с этим, совершенствование законодательства в отношении помощника и стажера адвоката повлияет на повышение качества предоставляемых адвокатом услуг, создаст условия для профессионального роста адвоката и содействующих ему лиц, что в целом благоприятно отразится на состоянии российской адвокатуры.
Литература:
- Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации, 2004. С.23
- Положение о порядке работы помощника адвоката (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 27 мая 2020 г., протокол № 14)
- Положение о порядке прохождения стажировки (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 27 мая 2020 г., протокол N 14)