В статье анализируются особенности участия помощника судьи в уголовном (гражданском, административном) судопроизводстве, а также проблема неразработанности его статуса и гарантий. Кроме того, сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в части наделения помощника судьи правами и обязанностями в рамках уголовного (гражданского и административного) судопроизводства.
Ключевые слова: судебная система, помощник судьи, правовой статус, институт, проблемы, совершенствование.
The article analyzes the features of the participation of an assistant judge in criminal (civil, administrative) proceedings, as well as the problem of the lack of elaboration of his status and guarantees. In addition, proposals have been formulated to improve the current legislation in terms of granting the assistant judge rights and responsibilities in criminal (civil and administrative) proceedings.
Keywords: judicial system, assistant judge, legal status, institution, problems, improvement.
Сегодня не вызывает сомнения факт того, что российская судебная система постепенно приобретает форму судебной юрисдикции европейских государств.
Безусловно, что гарантия судебной защиты прав и свобод, провозглашенная Конституцией Российской Федерации, возможна только в том случае, когда имеется достаточно эффективная судебная власть в стране [1]. Однако такая эффективность в основном зависит от организации судебной деятельности в целом. Кроме того, что немаловажно, она зависит и от рационального и грамотного распределения обязанностей между судьями и сотрудниками аппарата суда.
Помощник судьи — это такое звено судопроизводства, которое получает надлежащую квалификацию только непосредственно в практической деятельности [4]. Однако следует отметить тот факт, что вопросам профессиональной подготовки кадров для судебных органов со стороны научной общественности уделяется в настоящее время недостаточно внимания.
Должность помощника судьи в России была введена в начале 2000-х годов. И обусловлено это было, прежде всего, тем, что необходимо было уменьшить нагрузку на судей, а также хоть как-то освободить их от бумажной работы при подготовке и непосредственном рассмотрении дел [6].
Однако следует отметить тот факт, что за довольно недолгое время своего существования институт помощников судей у нас в стране зарекомендовал себя с положительной стороны. Но есть и отрицательный момент: во многом потенциал данного института до настоящего времени не реализован в полном объеме.
Безусловно, отправление правосудия невозможно без четкой организации работы аппаратов судов. Неправильная организация руководителями работы суда и его аппарата умаляет авторитет судебной власти.
На практике права и обязанности помощника судьи определяются его должностным регламентом. Именно поэтому это не позволяет говорить о достаточной эффективности и рациональности взаимодействия между судьей и его помощником. Происходит это в первую очередь из-за того, что отсутствует какой-то системный подход к определению основ этого взаимодействия. Вследствие этого создается почва для нарушения прав данной категории работников и даже может привести к конфликту на службе.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.08.2019 № 193 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда», утверждены типовые должностные регламенты [3].
Следует отметить тот факт, что регламент достаточно объемный. Анализируя его, можно сделать вывод, что на помощников возложено колоссальное количество обязанностей, которые касаются трудовой деятельности в судебных органах. К помощнику судьи применяются нормы достаточного количества нормативно-правовых документов, в частности, российская Конституция, указы Президента России, Постановления Правительства РФ и пр. Помощник судьи должен неукоснительно исполнять и соблюдать указанный регламент.
Регламентом определяются квалификационные требования в отношении помощников, их должностные обязанности. Кроме того, прописываются критерии оценки профессиональной трудовой деятельности помощников.
Следует отметить то обстоятельство, что судьи достаточно защищены законом и могут отстаивать собственные права при их нарушении в различных инстанциях и властных структурах Вместе с тем, помощники судей такие привилегии не имеют.
В соответствии с типовым должностным регламентом приоритетными направлениями деятельности помощника судьи является организационно-правовое, информационное, документационное и процессуальное обеспечение деятельности судьи.
Главная обязанность помощников судей — это осуществление содействия судьям при выполнении последними своих обязанностей. Безусловно, профессионализм, добросовестность помощников судей, их умение анализировать и правильно применять законодательство должны способствовать повышению эффективности и качества отправления правосудия. Реализация этих профессиональных качеств и составляет содержание трудовой деятельности помощников судей. Одна из главных ролей в развитии знаний и умений помощников принадлежит именно судьям. Именно от уровня квалификации судьи, его опыта, способностей к судебной деятельности зависит становление и развитие настоящих помощников судей.
Из сказанного можно сделать определенный вывод, что по законодательству РФ требования в отношении помощников очень высоки, однако защищенность является явно недостаточной.
Как показал анализ действующего законодательства, выявлены некоторые, и нужно отметить, довольно существенные, пробелы и противоречия по вопросам, которые связаны с заключением срочного трудового договора с помощниками судей. На законодательном уровне важно установить исчерпывающий перечень должностей руководителей и помощников, с которыми можно заключать срочный служебный контракт. Такое правовое решение, в первую очередь, будет соответствовать Конституции РФ.
Необходимо усиление социальных гарантий помощников судей с учетом процессуального статуса помощника судьи в системе правосудия, и важности возложенных на него полномочий. В этой связи необходимо закрепить на федеральном уровне требования, когда с помощниками судей должны заключаться служебные контракты на неопределенный срок.
Определенные трудности возникают, когда речь заходит о заработной плате в судебных органах регионах страны, а также об организации их служебного времени. Сюда можно отнести отсутствие отдельных кабинетов в судах, довольно слабое материально-техническое обеспечение, постоянный рост нагрузки.
Без всякого сомнения перечисленные проблемы приводят к постоянному некомплекту в штатах судов, а также достаточной текучки кадров.
При существующей высокой судейской нагрузке помощник существенно снижает временные затраты судьи на бумажную работу, тем более если это типовые дела, не требующие особых интеллектуальных вложений: задолженность по коммунальным платежам, невыплата заработной платы и т. д. Помимо снижения нагрузки, написание проектов судебных актов играет также и социализирующую роль, готовя помощника к будущей роли судьи.
Легализовать процессуальные функции помощников и четко отграничить их от сугубо технических, остающихся за секретарями, логично и в свете того, что опыт работы помощника судьи позволяет ему претендовать на должность судьи. К таким функциям помощника можно отнести подготовку проектов судебных актов, разъяснение сторонам их прав и обязанностей, действия по мирному урегулированию спора, истребование доказательств и т. д.
Расширить круг действий, выполняемых помощником судьи, можно не только посредством закрепления в законе конкретного перечня действий, но также и за счет указания в процессуальных кодексах на возможность выполнения отдельных процессуальных действий помощником судьи по поручению судьи.
Формулировки ст. 58 АПК РФ могли бы стать основой для единообразного закрепления статуса помощника, обозначения границ его компетенции во всех процессуальных кодексах, в первую очередь в части указания на помощь судье в подготовке и организации судебного процесса с оговоркой о том, что действия помощника в любом случае носят подготовительный и вспомогательный характер по отношению к функциям по осуществлению правосудия.
В такой статье могли бы содержаться и положения о том, что помощник готовит для судьи и по поручению судьи проекты судебных актов.
Представляется, что правовой статус помощника судьи должен быть определен путем принятия специального закона о статусе помощника судьи.
Принятие отдельного специального закона представляется более предпочтительным, учитывая значительное количество отдельных вопросов, которые необходимо урегулировать. К таковым модно отнести: общие нормы о должности помощника судьи; требования, предъявляемые к помощнику судьи; требования, предъявляемые к кандидатам на должность помощника судьи; порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий помощника судьи; права и обязанности помощника судьи; компетенция помощника судьи по рассмотрению отдельных категорий дел; гарантии независимости помощника судьи; срок полномочий помощника судьи; ответственность помощника судьи; приостановление полномочий помощника судьи; прекращение полномочий помощника судьи и др.
Разработка и принятие специального федерального закона станет логичным продолжением мер, связанных с ускорением и упрощением судопроизводства в целях оптимизации нагрузки на судей. Помимо прочего, это позволит преодолеть упущения и различия в регулировании отдельных аспектов правового статуса помощника судьи, которые в настоящее время существуют в должностных регламентах помощников судей.
Более детальная регламентация деятельности помощников судей положительно отразится на отправлении правосудия при условии, если на помощников судей возложить функциональные обязанности, выполняемые судьями, и исключить возложение на них некоторых секретарских обязанностей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 августа 2019 г. № 193 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда» // Бюллетень актов по судебной системе. — 2020. — № 3.
- Александров Р. А., Гусаров Д. А. К вопросу о помощнике судьи как о полноправном участнике уголовного судопроизводства и его процессуальных функциях // Российский судья. — 2019. — № 4. — С. 30–34.
- Бочаров Т. Ю. Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации. М.: Центр стратегических разработок, 2018. — С. 116.
- Дятчина Е. В. Полномочия помощника мирового судьи // Мировой судья. — 2020. — № 12. — С. 14–18.