Проектный менеджмент в театральной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 22.12.2022

Статья просмотрена: 1013 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, А. П. Проектный менеджмент в театральной деятельности / А. П. Ефимова, О. Ю. Минченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 351-355. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97986/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрены основные виды и особенности проектов в деятельности театра: художественный проект, производственный проект, проект развития территорий.

Ключевые слова: проектный менеджмент, художественный проект, производственный проект, проект развития территорий, стейкхолдеры

Проектная деятельность в театре становится эффективной и общеприменимой практикой. Тем не менее, она имеет свою специфику и может быть ориентирована на создание художественного, социально значимого или коммерческого продукта. Такой продукт с одной стороны, удовлетворяет потребности общества, а, с другой, вносит свой вклад в развитие бренда театра — его престижа, популярности, узнаваемости.

При создании театрального проекта существует ряд ресурсных ограничений. Но эти ограничения диктует не только социально-экономическая реальность: они также могут быть связаны с политикой театра, его возможностями в профессиональной среде, технологическими условиями конкретной сценической площадки и т. д.

Важным аспектом успеха театра является содействие инновационным процессам в рамках каждого из его проектов. Ю. А. Акунина и А. В. Бычковский считают [1, с. 90–91], что любой театральный проект является инновационным творческим продуктом, обладающим уникальной эстетической ценностью и художественной целостностью, ориентированным на определенный зрительский сегмент.

Другой позиции придерживаются Луис Боне и Эктор Шаргородски [4, с. 93], уверенные, что инновационность не является врожденной характеристикой театрального проекта. Креативность должна проявляться во всех сферах театральной деятельности, и с этой точки зрения театральные проекты должны быть открыты и новым форматам взаимодействия с аудиторией, и новым инструментам самой проектной деятельности. Таким образом, инновации должны стать частью организационной культуры театра, чтобы необходимость в них осознавалась каждым его сотрудником.

Схожую трактовку предлагает И. Ф. Симонова [3, с. 69], определяя инновационными те проекты, которые основаны на опережающих решениях, ранее не применявшихся, а также исследовательские проекты, проекты, связанные с модернизацией и развитием.

Луис Боне и Эктор Шаргородски выделяют три вида проектов [4, с. 93–94], чаще всего реализуемых театрами. Речь идет о театральных, производственных и проектах развития территории.

Художественный проект раскрывает индивидуальность театра. Эта индивидуальность прослеживается в репертуаре, в комплексе других мероприятий, организуемых учреждением культуры: выставок, просветительских программ, творческих мастерских, презентаций и т. д. Театр, который придает большое значение интеграции в культурную жизнь общества, непременно стремится расширять «дополнительные» виды деятельности: от презентаций книг и организации профессиональных семинаров до присуждения премий и даже повышения посещаемости собственного веб-сайта и социальных сетей. В случае крупных театров также может существовать собственная редакционная линия с публикацией сборников книг и журналов, организация аудиовизуальных программ в Интернете или на телевизионных каналах.

Все эти проекты обладают общей характеристикой — художественностью — и включают в себя, помимо материального измерения, еще и символическое, которое позволяет транслировать аудитории основные ценности театра. Поэтому художественные проекты подразумевают под собой гораздо больше, нежели просто отбор спектаклей, которые будут в очередном театральном сезоне представлены аудитории.

В художественном проекте можно увидеть миссию театра, а также тот личный внутренний след, который оставляет в проекте каждый член коллектива театра во главе с его руководителем.

На создание художественного проекта в большей или меньшей степени влияют такие факторы, как:

1. Предыстория театра. Сюда следует отнести тип театра (драматический, оперный, детский и др.), актерский состав, успешные и неудачные постановки прошлых лет, технические возможности сценической площадки и т. д. Иными словами, к предыстории относится все, что обычно называют традициями театра — именно они во многом определяют, какие художественные проекты увидят зрители в будущих сезонах.

2. Культурные нормы общества. Сюда можно отнести, к примеру, привычку посещать культурные мероприятия, которая формируется у жителей мегаполисов, или стремление жителей небольших городов увидеть известные театральные постановки, которые имели успех в больших городах.

3. Влияние СМИ. Средства массовой информации — это не только главный глашатай культурной жизни. Это еще и критические статьи, выходящие в профессиональных изданиях. Но, что более важно, СМИ и, конкретно, телевидение (а сейчас еще и Интернет) — это мощный популяризатор театрального искусства. Ведь большая часть аудитории, вероятнее всего, увидит спектакль на экране телевизора или в Интернет-трансляции, а не на сцене театра.

4. Продолжительность сезона и периодичность выступлений. Для удачного художественного проекта распределение его в программе театра будет иметь прямое влияние на экономику театра, на его на доходы и расходы. Таким образом, театр может повысить заинтересованность аудитории в посещении конкретных постановок, корректируя собственное расписание.

5. Физические характеристики театральных помещений. В процессе создания художественного проекта необходимо учитывать размер и технические характеристики пространства, где будет представлена постановка. Наличие нескольких сцен с разными характеристиками значительно облегчает создание художественных проектов: для одних спектаклей достаточно будет небольшого помещения, где актерам будет проще взаимодействовать со зрителями, для других постановок (балетных, оперных) нужна большая и специально подготовленная сцена или зал с хорошей акустикой.

6. Творческий коллектив. Художественный проект — это всегда актеры с разными характерами, внешностью, возможностями голоса и т. д. По этой причине гораздо легче привлечь в команду театра нужного исполнителя в крупных городах, где предложение всегда шире.

Театр — это не только появление отдельных шоу (спектаклей, концертов и пр.), которые создаются исключительно силами театра и надолго входят в его репертуар. Традиционным форматом сегодня становится прием в театральных стенах программ, подготовленных третьими лицами (конкурсы театрального мастерства, гастроли, антрепризы и т. д.). В этом случае на принимающий подобное мероприятие театр возлагаются производственные функции, которые включают, в том числе, адаптацию сцены и помещений под техническое задание другого творческого коллектива.

К категории производственных проектов можно отнести и совместное производство спектаклей с другими агентами исполнительского искусства (театрами, продюсерами, фестивалями). Наконец, все театры, помимо основного репертуара, предлагают аудитории ряд параллельных мероприятий (выставки, экскурсии, уроки актерского мастерства, творческие мастерские и т. д.), которые требуют решения определенных производственных задач: подготовки помещений, разработки ИТ-решений, постановки света и звука за пределами сцены и пр.

Проекты, которые выходят за рамки театра, подразумевают большую работу по их предварительной подготовке:

— планирование ресурсов и согласование календаря работ и мероприятий;

— ведение переговоров с участниками мероприятий, владельцами авторских прав и т. д.;

— привлечение квалифицированного внешнего персонала;

— определение и согласование размера вознаграждения привлекаемым артистам, ведущим, техническим специалистам.

Непосредственная реализация проекта включает в себя координацию репетиций и логистическое сопровождение мероприятий (доставку и размещение реквизита, оборудования, артистов и обслуживающего персонала), заказ аутсорсинговых услуг, подготовку сцены, изготовление декораций и размещение оборудования (звукового, осветительного, компьютерного).

Презентация результатов проекта — это, по сути, кульминация проектной деятельности. Она определят будущий успех театрального продукта у публики, поэтому во время презентации важны любые мелочи, любые улучшения, на которые укажет режиссер — от изменения света или звука до коррекции хронометража. Учитывая, что в большинстве случаев театральный проект — не разовый продукт, и он будет показан аудитории еще несколько раз, важно поддерживать дисциплину и заинтересованность в проекте у художественного коллектива и технического персонала. Она имеет тенденцию ухудшаться по мере того, как ажиотаж вокруг премьеры утихает.

Проект развития территории не связан исключительно с тем физическим пространством, где находится объект исполнительского искусства. Территория здесь — это не только физическая география. Все люди воспринимают театр по-разному. Существуют единицы, которые воспринимают его как привычное место общения с единомышленниками, как место, где можно получать яркие эмоции и делиться ими, как территорию искусства. Для многих театр — это место, которое связано с некими переживаниями, новыми впечатлениями, новым опытом восприятия искусства. Наконец, для большинства — это просто монументальное здание, которым они гордятся и в котором иногда могут провести несколько часов, а потом так же просто покинуть его, не принимая театр как часть своей жизни.

Проект территориального развития — это неизбежный этап развития культурного пространства. Для коммерческого театра здесь существует множество ограничений, поскольку его возможности определяются исключительно прибыльностью того или иного проекта.

Для государственного театра, который не ставит коммерческий успех на первый план, проект развития территории — это способ укрепить свою жизнеспособность, охватить более широкие слои населения с двойной целью:

— расширить доступ людей к театральному искусству;

— предоставить слово самому обществу, услышать их мнение о театре и тех эмоциях, которые он вызывает в душах людей.

Можно определить как минимум четыре основные стратегии территориального развития [4, с. 120]:

а) вовлечение сообщества;

б) развитие аудитории;

в) сотрудничество с аналогичными организациями;

г) развитие местного сектора исполнительских искусств (национального или международного).

Для разработки каждой из перечисленных выше стратегий могут быть разработаны различные программы и мероприятия.

Реализованы, в том числе:

— программы с учебными заведениями, от начального до университетского, а также программы, предлагающие художественное образование;

— развитие партнерских отношений с бизнесом;

— взаимодействие с государственными учреждениями и администрациями, культурными организациями и даже социальными группами с другими интересами;

— развитие коммуникаций с целью укрепления взаимодействия театра и общества.

Отличительная особенность проектов в сфере культуры в том, что они затрагивают интересы самых разных людей. И. Ф. Симонова констатирует: если оказалось, что проект никого не затрагивает (то есть он никому не нужен), его попросту не следует реализовывать. Единственное исключение — это если члены команды станут работать бесплатно, став сами для себя заказчиками, инвесторами, и даже целевой группой. Заинтересованных в проекте лиц называют стейкхолдерами. Они дают возможность реализовать проект [3, c. 131], проявляют в нем заинтересованность и способны повлиять на его успешность.

В таблице 1 представлены стейкхолдеры театрального проекта.

Таблица 1

Стейкхолдеры театрального проекта

Группы стейкхолдеров

Круг стейкхолдеров

Органы власти

Органы исполнительной власти федерального, регионального, муниципального уровня, различные департаменты и комитеты, курирующие вопросы развития культуры

Благотворители и спонсоры

Волонтеры, частные благотворители, компании-спонсоры, фонды

Медиа

Телевидение и радио (каналы и программы, ориентированные на развитие культуры), специализированные журналы, критики, блогеры, журналисты, с которыми постоянно сотрудничает театр, реклама

Общество и целевая аудитория

Подписчики в соцсетях, рядовые зрители, клубы, ассоциации и объединения, горожане

Профессиональное сообщество

Артисты, профессиональные ассоциации, другие театры, фестивали, исследовательские центры, издатели

Персонал

Работники, профсоюзы, профессиональные объединения

Поставщики

Внешние поставщики, аутстаффинг

Политические круги

Официальные лица, оппозиция

Театр, который стремится развивать и поддерживать связи со своим сообществом, обычно имеет прочные отношения с «родственными» организациями культуры: библиотеками, музеями, образовательными учреждениями.

Большую значимость для повышения доступности театров для всех категорий граждан имеет взаимодействие учреждений культуры с социальными службами, поддерживающими людей с ограниченными возможностями или пожилых граждан. Такое сотрудничество позволяет включить эти категории населения в деятельность театра.

Тем не менее, отдельным театрам удается установить прочные отношения с гражданским обществом и даже бизнес-кругами:

— творческими студиями;

— профессиональными ассоциациями;

— частными предприятиями.

Деловой мир может стать важным союзником театра, поскольку оказывает последнему не только социальную, но и финансовую поддержку. Большая часть спонсоров и благотворителей учреждений культуры — именно частные предприятия. И если спонсорство предполагает получение какой-то материальной выгоды (упоминание спонсора на театральных мероприятиях, размещение информации о нем в печатных материалах театра или его отдельного проекта), то благотворителями движут иные мотивы. Такие, как поддержание своего положительного имиджа или даже личные интересы и увлечения, мечты или убеждения руководителя или учредителя компании. Удовлетворение нематериальных потребностей зачастую оказывается более сильным мотивом для вложений средств в культурный проект, нежели ожидание получить крупную прибыль от подобных вложений. Это обстоятельство позволяет осуществлять многие театральные проекты [2, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-menedzhment-kak-tehnologiya-upravleniya-v-sfere-iskusstva-i-kultury (дата обращения: 16.11.2022)]

В некоторых случаях связи между театром и другими социальными организациями могут пойти гораздо дальше, и они начинают совместно работать над развитием стратегии местного развития. Например, театр может стать удобной площадкой для обсуждения тем, представляющих общественный интерес. Здесь могут проходить семинары и конференции, выставки и даже мастер-классы, участники которых получают шанс поработать над созданием собственных исполнительских проектов (шоу, спектаклей, сольных выступлений и пр.).

Наконец, еще одним важным аспектом, когда речь идет о проектах территориального развития, является поддержание театром развития исполнительского искусства как отрасли и профессиональной сферы. Театр — это не просто составляющая культурной жизни общества. Он является активным участником развития этой отрасли, и в этой роли он может выйти за рамки работодателя, предлагающего постоянную, временную или проектную занятость. Театр должен способствовать развитию сектора культуры в целом, стремиться к использованию имеющихся на рынке потенциальных ресурсов — реализовывать проекты по выявлению, сопровождению и раскрытию театральных талантов, которые в будущем внесут вклад в повышение его (театра) конкурентоспособности.

Подводя итог, можно констатировать, что проекты, реализуемые в театре разнообразны, и имеют свою специфику. Тем не менее, они подчиняются законам проектной деятельности. Любой театральный проект является комплексом взаимосвязанных целенаправленных, последовательно ориентированных во времени мероприятий по созданию того или иного продукта деятельности в условиях ограниченности ресурсов (финансовых, трудовых и материальных) и заданности сроков их начала и завершения. Результативное выполнение проекта в течение всего периода его существования осуществляется с помощью управленческих процессов, реализуемых по следующим этапам: инициация, планирование, исполнение, мониторинг и контроль, завершение проекта.

Иными словами, подготовка спектакля или другого мероприятия должна выполняться с обязательным контролем затрат в пределах установленного проектного бюджета, с соблюдением производственного графика, подразумевающего готовность проекта (спектакля) к дате его премьеры, а также заданного уровня качества (зрелищности постановки).

Театральный проект ориентирован на определенную целевую аудиторию, интерес которой обеспечит проекту, в том числе, коммерческий успех. В современном мире общепризнанным является факт, что деятельность театров, как и многих других организаций, оказывающих обществу разнообразные услуги в сфере искусства и культуры, предполагает получение прибыли. Однако главная цель театра все же не подразумевает приоритет получаемого им экономического эффекта. Гораздо важнее оказывается его влияние на формирование разнопланово развитой, нравственной личности.

Литература:

1. Акунина Ю. А., Бычковский А. В. Тренды проектной деятельности в театральной индустрии // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2020, № 2. С. 89–95.

2. Остудина Т. В., А. В. Проектный менеджмент как технология управления в сфере искусства и культуры. // Sciences of Europe. 2021, № 68., [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-menedzhment-kak-tehnologiya-upravleniya-v-sfere-iskusstva-i-kultury (дата обращения: 16.11.2022)

3. Симонова И. Ф. Управление проектами в учреждении культуры: подходы, ценности, технологии // Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2021, С. 417.

4. Bonet L., Schargorodsky H. Theatre management: models and strategies for cultural venues / Kunnskapsverket, 2018, P. 244.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, театр, театральный проект, художественный проект, исполнительское искусство, проект развития территории, проектная деятельность, территориальное развитие, коммерческий успех, производственный проект.


Ключевые слова

стейкхолдеры, художественный проект, проектный менеджмент, производственный проект, проект развития территорий

Похожие статьи

Анализ проектной деятельности в театрах Москвы

В статье анализируется специфика театральной проектной деятельности и рассматривается организация управления проектами в театрах г. Москвы.

Проектная методика на уроке английского языка

В статье рассматривается метод проектов при обучении английскому языку. Приведена типология проектов, этапы их проведения. Предлагается пример проекта «Охрана окружающей среды».

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

В статье описан метод проектов как один из интерактивных методов обучения, актуальность метода в рамках ФГОС ООО, а также отличие интерактивных методов обучения от других.

Особенности управления инновационными проектами

В статье раскрывается содержание категории «инновационный проект», отражены этапы разработки инновационного проекта. Планирование и контроль рассматриваются как базовые функции управления инновационными проектами.

Сущность и концепция территориального маркетинга

В статье рассмотрены субъекты, объекты и процесс территориального маркетинга, проанализированы виды маркетинга территории, дана оценка элементам комплекса маркетинга территории.

Сущность и специфика проектного менеджмента в разработке молодёжных шоу-программ: технологический подход

В данной статье рассматривается вопрос популярности молодёжных шоу-программ в индустрии досуга и способы их осуществления посредством проектного менеджмента. Анализируются понятия «менеджмент» и «проект» в рамках социально-культурной деятельности. Та...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Кросс-маркетинг как элемент стратегии развития детской театральной студии

Статья посвящена вопросу применения кросс-маркетинга в работе театральной студии, включая варианты возможного применения и уже реализованные мероприятия.

Проектный подход в системе государственного и муниципального управления

В данной работе охарактеризован проектный подход в органах государственного и муниципального управления. Дано определение «проектного управления» и «управления проектами». Описаны уровни управления проектами.

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Похожие статьи

Анализ проектной деятельности в театрах Москвы

В статье анализируется специфика театральной проектной деятельности и рассматривается организация управления проектами в театрах г. Москвы.

Проектная методика на уроке английского языка

В статье рассматривается метод проектов при обучении английскому языку. Приведена типология проектов, этапы их проведения. Предлагается пример проекта «Охрана окружающей среды».

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

В статье описан метод проектов как один из интерактивных методов обучения, актуальность метода в рамках ФГОС ООО, а также отличие интерактивных методов обучения от других.

Особенности управления инновационными проектами

В статье раскрывается содержание категории «инновационный проект», отражены этапы разработки инновационного проекта. Планирование и контроль рассматриваются как базовые функции управления инновационными проектами.

Сущность и концепция территориального маркетинга

В статье рассмотрены субъекты, объекты и процесс территориального маркетинга, проанализированы виды маркетинга территории, дана оценка элементам комплекса маркетинга территории.

Сущность и специфика проектного менеджмента в разработке молодёжных шоу-программ: технологический подход

В данной статье рассматривается вопрос популярности молодёжных шоу-программ в индустрии досуга и способы их осуществления посредством проектного менеджмента. Анализируются понятия «менеджмент» и «проект» в рамках социально-культурной деятельности. Та...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Кросс-маркетинг как элемент стратегии развития детской театральной студии

Статья посвящена вопросу применения кросс-маркетинга в работе театральной студии, включая варианты возможного применения и уже реализованные мероприятия.

Проектный подход в системе государственного и муниципального управления

В данной работе охарактеризован проектный подход в органах государственного и муниципального управления. Дано определение «проектного управления» и «управления проектами». Описаны уровни управления проектами.

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Задать вопрос