Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лихошерстов, А. В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО / А. В. Лихошерстов, С. В. Денисенко, Е. И. Стародубцев, В. Р. Резанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97521/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и приобщения их к здоровому образу жизни в рамках занятий по физической культуре.

Ключевые слова: физическая культура в детском саду, здоровьесберегающие технологии, организация занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ.

Для освоения образовательной программы физического воспитания в рамках детского сада детям с ОВЗ необходимо создавать специальные условия обучения. В последнее время вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий является одним из наиболее обсуждаемых в педагогике, так как сохранение здоровья имеет приоритетное значение в процессе жизнедеятельности каждого человека. Данное утверждение подтверждается нормами действующего федерального государственного образовательного стандарта о дошкольном образовании.

В качестве одной из приоритетных задач инструктора по физическому воспитанию, является такая организация и методика проведения образовательного процесса для детей с ОВЗ, при которой происходит дальнейшее развитие, вследствие чего удается укрепить здоровье ребенка.

Формирование культуры здоровья и приобщение к здоровому образу жизни происходит в дошкольном возрасте. В организации занятий по физической культуре для детей с ОВЗ требуется систематическая работа инструктора совместно воспитателем и другими работниками дошкольного образовательного учреждения, направленная на сохранение и укрепление здоровья этих детей. Чтобы обеспечить в рамках дошкольного образовательного учреждения достижение оптимального уровня использования интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка необходимо создание психологической, нравственной атмосферы, в которой дети с ОВЗ не будут испытывать дискомфорта в виду своих особенностей. Таким образом, детям с ограниченными возможностями здоровья дается возможность наравне со всеми реализовать право на образование и, будучи включенным в полноценную социальную общественную жизнь среди ровесников, обрести право на обычное полноценное детство.

Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогическим коллективом детского сада, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия по физической культуре, и в виде коррекционной работы применяются к ребенку индивидуально с учетом особенностей его развития.

Для обеспечения развития и участия в образовательном процессе детей с ОВЗ ключевым фактором, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса, является слаженная работа всех участников данного процесса — воспитателя, логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей ребенка. Целью реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ является создание условий для сохранения, укрепления здоровья каждого особенного ребенка, посредством применения здоровьесберегающих технологий.

Обозначим главные задачи применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особенностями развития здоровья:

а) Повышение умственной и физической работоспособности ребенка;

б) Укрепление дыхательной системы;

в) Совершенствование общей и мелкой моторики;

г) Снятие психического и нервного напряжения;

д) Стимулирование речевых зон коры головного мозга;

е) Профилактика нарушений зрения.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы коллектива педагогов на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей с особенностями развития. В этой связи здоровьесберегающие технологии имеют наибольшее значение среди всех образовательных технологий по важности влияния на здоровье детей.

В современных дошкольных учреждениях в работе с воспитанниками с ОВЗ в основном применяются следующие здоровьесберегающие технологии.

  1. Сохранение и стимулирование развития здоровья;
  2. Обучения здоровому образу жизни;
  3. Коррекционные технологии.

В рамках этих трех направлений реализуется комплекс различных приемов и методов, направленных на сохранение здоровья детей.

Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

Динамические паузы — использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Расслабляющие упражнения (релаксация) — коррекционный приём, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с синдромом гиперреактивности, неврозами, высокой тревожностью, заиканием.

Артикуляционная гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, её темпа, ритма, разборчивости.

Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.

Гимнастика для глаз — комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы различных центров коры головного мозга.

Игры на координацию речи с движением — игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление.

Занятия по физической культуре организуются в детских садах в соответствии с программными требованиями. В дошкольном образовательном учреждении они осуществляются в следующих формах: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность.

Во время утренней гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утренняя гимнастика проводится перед завтраком.

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно, состоит из упражнений в кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.

Самомассаж — это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом.

Подводя итоги, можно отметить, что использование в работе совокупности приёмов и методов по здоровьесбережению детей с ограниченными возможностями по наблюдению специалистов, позволяет снизить уровень заболеваемости среди этой группы детей, повысить их работоспособность, выносливость, а также увеличить уровень социальной адаптации.

Все здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья, заложенного природой, поддержание позитивного эмоционального состояния детей. Вся работа направленная на оздоровление детей способствует нормальному физическому развитию, для увеличения результативности и эффективности данного процесса важно обеспечить сотрудничество c родителями воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями сегодня можно с помощью интернет ресурсов: сайт детского сада, где целесообразно разместить видеоматериалы, консультации, мастер-классы, практикумы по применению здоровьесбегающих технологий, которые легко можно использовать в домашних условиях.

Применение воспитателями и инструкторами по физическому воспитанию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогического коллектива и родителей необходимые ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 29.11.2022)
  2. Черных В. Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-sovremenyh-zdorovesberegayuschih-tehnologii-v-razviti-fizicheskoi-kultury-u-detei-s ovz.htm l (Дата обращения 29.11.2022)
  3. Сухова Ю. В. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно — оздоровительной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. — 2020. — URL:https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/09/21/ispolzovanie-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v (Дата обращения 29.11.2022)
  4. Опыт работы инструктора по физической культуре на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре ДОУ»\\ инфоурок. URL: https://infourok.ru/opyt-raboty-instruktora-po-fizicheskoj-kulture-na-temu-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-rabote-instruktora-po-fizicheskoj-kultu-5072635.html (Дата обращения 29.11.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, детский сад, физическое воспитание, головной мозг, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, комплекс упражнений, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика.


Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии, физическая культура в детском саду, организация занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Моделирование проблемных ситуаций в жизни детей, нравственные беседы, чтение

артикуляционная гимнастика улучшает координацию движений органов артикуляции.

Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть.

У детей часто изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и.

утренняя гимнастика, упражнение, ребенок, игра...

Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени (8–10 мин), однако оказывает огромное оздоровительное влияние.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища.

Новизна комплекса повышает интерес детей к занятиям гимнастикой.

После дневного сна в дошкольном учреждении проводится гимнастика.

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

Почему я выбрала среди массовых форм физической культуры ритмическую гимнастику, потому что данный вид гимнастики

– м.: владос, 2003. Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста.

Ритмическая гимнастика в детском саду. Дошкольное воспитание.

координация, ритмическая гимнастика, физическое воспитание.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание...

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных...

Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии

Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

утренняя гимнастика, упражнение, ребенок, игра, физкультурно-оздоровительная работа

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад...

ребенок , физическая культура , здоровый образ жизни...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика. здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная...

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура...

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа... Осокина Т. И. Физическая

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Что же такое здоровьесберегающие технологии и как мы применяем их в детском саду в различных видах

Во-вторых, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга.

Такие упражнения необходимо делать не только в детском саду, но и дома.

пальчиковая гимнастика, ребенок, здоровый образ жизни, игра, пальчик.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Задача родителей и персонала ДОУ — выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства, потому что у ребенка нет потребности в здоровье, в здоровом образе жизни.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни...

 Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие...

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Моделирование проблемных ситуаций в жизни детей, нравственные беседы, чтение

артикуляционная гимнастика улучшает координацию движений органов артикуляции.

Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть.

У детей часто изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и.

утренняя гимнастика, упражнение, ребенок, игра...

Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени (8–10 мин), однако оказывает огромное оздоровительное влияние.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища.

Новизна комплекса повышает интерес детей к занятиям гимнастикой.

После дневного сна в дошкольном учреждении проводится гимнастика.

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

Почему я выбрала среди массовых форм физической культуры ритмическую гимнастику, потому что данный вид гимнастики

– м.: владос, 2003. Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста.

Ритмическая гимнастика в детском саду. Дошкольное воспитание.

координация, ритмическая гимнастика, физическое воспитание.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание...

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных...

Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии

Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

утренняя гимнастика, упражнение, ребенок, игра, физкультурно-оздоровительная работа

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад...

ребенок , физическая культура , здоровый образ жизни...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика. здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная...

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура...

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа... Осокина Т. И. Физическая

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Что же такое здоровьесберегающие технологии и как мы применяем их в детском саду в различных видах

Во-вторых, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга.

Такие упражнения необходимо делать не только в детском саду, но и дома.

пальчиковая гимнастика, ребенок, здоровый образ жизни, игра, пальчик.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Задача родителей и персонала ДОУ — выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства, потому что у ребенка нет потребности в здоровье, в здоровом образе жизни.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни...

 Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие...

Задать вопрос