Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.09.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Орлова Л. В. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №8. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/140/4411/ (дата обращения: 17.09.2019).

Препринт статьи



Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Проблема здоровья детей сегодня особенно актуальна. Высочайшие темпы развития современного общества предъявляют всё новые требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностями, здоровью.

Забота о здоровьеребенка занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Не секрет, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. к. большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это ведет к задержке возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Здоровый ребенок — это жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, сильный с высоким уровнем физического и умственного развития.

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим большое внимание в своей работе с детьми дошкольного возраста я уделяю реализации здоровьесберегающих технологий, укреплению их здоровья.

Базисом здоровья ребенка является его эмоциональное благополучие (Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка). В группе созданы условия длядоброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками. Организация дней рождений детей, развлечений совместно с родителями, ритуалы утренней встречи и прощания вечером способствуют сплочению детского коллектива. Серьезное внимание уделяю развитию коммуникативных навыков у детей: умению налаживать контакты со сверстниками, преодолевать конфликты.

Моделирование проблемных ситуаций в жизни детей, нравственные беседы, чтение художественной литературы обеспечивают эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Важнейшим моментом здоровьесберегающей работы в группе является правильная организация режимных моментов. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Очень важно четко соблюдать распорядок, ритм всех действий ребенка: убирать игрушки на одно и то же место, качественно выполнять культурно -гигиенические навыки. Это укрепляет здоровье детей, обеспечивает работоспособность, предохраняет их от переутомления. Соблюдение режима дня создает у ребенка чувство защищенности, бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение. Режим приучает к порядку.

В детском саду и группе четко работает система физкультурно- оздоровительной работы.

С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста провожу следующие виды гимнастики:

− пальчиковую,

− гимнастику для глаз;

− артикуляционную гимнастику;

− бодрящую (после сна);

− гимнастику «Зарядка для ума».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые, изучающие деятельность головного мозга, отмечают стимулирующее значение функции руки. В утренние часы провожу пальчиковую гимнастику:

«Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!»

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

С целью развития артикуляционной моторики и артикуляционного аппарата провожу артикуляционную гимнастику.

Например, упражнение Улыбка»

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).

Упражнение «Трубочка»

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Упражнение «Улыбка — трубочка»

Растянуть губы в улыбке, а затем собрать в «трубочку». Чередовать до 10 раз.

Упражнение Лошадка»

Цокать кончиком языка. (8–10 раз). После остановки произносить, вибрируя губами: «Пррр, пррр…»,вибрируя губами (5 раз).

Учитывая утверждения ученых о том, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий, использую в работе с детьми «гимнастику для мозга». Теоретическое обоснование — образовательная кинезиология универсальна как для детей так и взрослых. Все движения рассчитаны на одновременное участие обеих рук и ног. Именно этот момент является главным условием для развития обоих полушарий мозга.

  1. «Уши-нос». Одной рукой берем себя за мочку уха, второй — за кончик носа. Чередуем, добиваясь максимальной скорости. То же самое пытаемся делать с хлопком между сменой рук
  2. «Ходьба» — шаг на месте, с перекрестным соприкосновением колена и противоположного локтя.
  3. «Художник»: сесть на пол, руками упереться в пол позади себя, оторвать прямые ноги от пола и нарисовать обеими ногами синхронно круг в воздухе.
  4. «Чистим зеркало» — двумя руками синхронно рисуем круг.
  5. «Незнайка»: пожимаем плечами, как будто чего-то не знает. То правым плечом, то левым, то одновременно обоими.

Очень важно в режимных моментах выделить время для проведения с дошкольниками зрительной гимнастики. Цель: снятие физической и психоэмоциональной напряженности, развитие зрительной координации, укрепление глазных мышц, развитие зоркости и внимательности:

«Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг».

  1. Быстро-быстро моргаем, закрываем глаза и сидим спокойно, медленно считаем до 5.
  2. Крепко зажмуриваемся на 3 секунды, открываем глаза, смотрим в окошко, считая до 5.
  3. Вытягиваем правую руку вперед, медленно водим указательным пальцем в разные стороны. Следим за ним глазами, не поворачивая головы.
  4. Смотрим на указательный палец вытянутой руки, считая до 4-х, затем переводим взгляд в окно и смотрим на улицу, считая до 6.

Уже традиционной стала гимнастика после сна.

1. Упражнение с элементами массажа «Разбудим ушки, нос, глазки»

Пальчики «замерзли»– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

2. Упражнение «Салютик». Пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем.

3. «Здравствуй, пальчик» — большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой.

Те же движения с другими пальцами рук.

4. Упражнения, лежа на кровати:

— поднимаем руки и ноги вверх, синхронно трясем ими в воздухе.

— по команде «Замри!» — полностью расслабляемся.

5. Упражнения на полу для предупреждения плоскостопия:

− «Сокращение» стоп.

− Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

− Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.

− Сведение и разведение пяток, стоя на носках.

− Приседание на носки.

Хождение босиком по ребристой доске

В ходе образовательной деятельности использую динамические паузы, физкультурно-спортивные минутки. Это один из обязательных, продуманных элементов занятия, рассчитанных на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

Говоря о формировании у дошкольников представлений о ценностях здорового образа жизни, надо учитывать и позицию педагога по данному вопросы. Моя позиция — самосовершенствование, поиск путей, направленных на укрепление и профилактику своего собственного здоровья.

В этом плане я изучаю пути оздоровления и долголетия по Аюрведе — учении о здоровье и гармонии тела и духа, выявленное древними мудрецами.

Соответственно, в работе с дошкольниками я использую элементы йоги. Цель: гармоничный рост и развитие дошкольников.

Упражнения, выполняемые воспитанниками, лишь отдаленно напоминают йогу — (позы йоги, направленные на развитие координации) и пранаямы (дыхательные упражнения).

Йога похожа на игру, в которой дети почувствовали свое тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Отмечается стабилизация эмоционального фона. Они стали более внимательными, собранными, спокойными, научились управлять эмоциями.

Использование элементов йоги способствуют развитию у детей гибкости позвоночника и координации движений, умению правильно дышать и расслабляться.

Но йога развивает не только тело, она прививает детям чувство ответственности за собственное здоровье, самочувствие, поведение, а также дает важнейшие жизненные навыки, такие, как терпение, внимательность, спокойствие, уважение к себе и к другим людям.

Элементы йоги использую в процессе проведения утренней гимнастики, после сна, а также в течение дня для снятия напряжения и усталости.

1. Приветствие — «Круг дружбы».

И.п. — стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть -, расправить

2. Дыхательное упражнение «Окно и дверь».

И.п. — стоя ровно, выпрямиться. Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».

3.Упражнение на снятие напряжения: дети стоят в кругу, на выдохе наклон вниз, руки вниз, спину расслабить. «Собирают усталость» руками снизу –вверх в «большой мешок» и выбрасывают.

Виды дыхательных упражнений:

  1. «Большой и маленький». Необходимо встать на носочки и потянуться как можно выше к потолку, стараясь достать его руками. На вдохе вытягиваться вверх, следуя за своими руками, на выдохе — опускаться вниз на корточки и обхватывать колени руками.
  2. «Самолет». Раскрыв руки как можно шире, сделать глубокий вдох, задержаться в такой позе, на выдохе обхватить себя руками.
  3. «Птичка». Двигаясь по комнате, махать руками как можно шире, изображая птицу и на каждый вдох поднимать руки, а на выдох опускать.
  4. «Паровозик». Ходить, приговаривая Чух-чух-чух (20 сек)
  5. «Задуй упрямую свечку» глубокий вдох, на выдох -пальчики приставить к губам
  6. «Трубач» поднести к губам воображаемую трубу, пропевать ду-ду-ду.

Союзниками в моей работе по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни являются родители воспитанников.

На сайте группы для родителей размещаю консультации по укреплению здоровья детей, отвечаю на их вопросы. Работает анонимная почта для родителей, с целью решения и предотвращения конфликтных ситуаций, ведь комфортная психологическая атмосфера в группе способствует сохранению психофизического здоровья воспитанников. Также ставлю задачи по активному сотрудничеству с семьями воспитанников по вопросам здоровье сбережения и пропаганды здорового образа жизни семьи.

С родителями регулярно проводятся вечера встреч, родительские конференции, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья наших воспитанников.

Родители вместе с детьми принимают участие в городских спортивных мероприятиях, показывают пример здорового образа жизни.

Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, веселыми, гармонично развитыми. Опыт моей работы по данному направлению подтверждает, что только в тесном взаимодействии детского сада и семьи можно формировать правильные ценностные ориентиры у всех участников образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Литература:

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ — «Сфера», 2008.
  2. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников — Справочник старшего воспитателя, № 8, 2015.
Задать вопрос