Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.09.2019

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Орлова Л. В. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №8. — С. 26-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/140/4411/ (дата обращения: 20.01.2020).



Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Проблема здоровья детей сегодня особенно актуальна. Высочайшие темпы развития современного общества предъявляют всё новые требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностями, здоровью.

Забота о здоровьеребенка занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Не секрет, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. к. большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это ведет к задержке возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Здоровый ребенок — это жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, сильный с высоким уровнем физического и умственного развития.

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим большое внимание в своей работе с детьми дошкольного возраста я уделяю реализации здоровьесберегающих технологий, укреплению их здоровья.

Базисом здоровья ребенка является его эмоциональное благополучие (Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка). В группе созданы условия длядоброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками. Организация дней рождений детей, развлечений совместно с родителями, ритуалы утренней встречи и прощания вечером способствуют сплочению детского коллектива. Серьезное внимание уделяю развитию коммуникативных навыков у детей: умению налаживать контакты со сверстниками, преодолевать конфликты.

Моделирование проблемных ситуаций в жизни детей, нравственные беседы, чтение художественной литературы обеспечивают эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Важнейшим моментом здоровьесберегающей работы в группе является правильная организация режимных моментов. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Очень важно четко соблюдать распорядок, ритм всех действий ребенка: убирать игрушки на одно и то же место, качественно выполнять культурно -гигиенические навыки. Это укрепляет здоровье детей, обеспечивает работоспособность, предохраняет их от переутомления. Соблюдение режима дня создает у ребенка чувство защищенности, бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение. Режим приучает к порядку.

В детском саду и группе четко работает система физкультурно- оздоровительной работы.

С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста провожу следующие виды гимнастики:

− пальчиковую,

− гимнастику для глаз;

− артикуляционную гимнастику;

− бодрящую (после сна);

− гимнастику «Зарядка для ума».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые, изучающие деятельность головного мозга, отмечают стимулирующее значение функции руки. В утренние часы провожу пальчиковую гимнастику:

«Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!»

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

С целью развития артикуляционной моторики и артикуляционного аппарата провожу артикуляционную гимнастику.

Например, упражнение Улыбка»

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).

Упражнение «Трубочка»

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Упражнение «Улыбка — трубочка»

Растянуть губы в улыбке, а затем собрать в «трубочку». Чередовать до 10 раз.

Упражнение Лошадка»

Цокать кончиком языка. (8–10 раз). После остановки произносить, вибрируя губами: «Пррр, пррр…»,вибрируя губами (5 раз).

Учитывая утверждения ученых о том, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий, использую в работе с детьми «гимнастику для мозга». Теоретическое обоснование — образовательная кинезиология универсальна как для детей так и взрослых. Все движения рассчитаны на одновременное участие обеих рук и ног. Именно этот момент является главным условием для развития обоих полушарий мозга.

  1. «Уши-нос». Одной рукой берем себя за мочку уха, второй — за кончик носа. Чередуем, добиваясь максимальной скорости. То же самое пытаемся делать с хлопком между сменой рук
  2. «Ходьба» — шаг на месте, с перекрестным соприкосновением колена и противоположного локтя.
  3. «Художник»: сесть на пол, руками упереться в пол позади себя, оторвать прямые ноги от пола и нарисовать обеими ногами синхронно круг в воздухе.
  4. «Чистим зеркало» — двумя руками синхронно рисуем круг.
  5. «Незнайка»: пожимаем плечами, как будто чего-то не знает. То правым плечом, то левым, то одновременно обоими.

Очень важно в режимных моментах выделить время для проведения с дошкольниками зрительной гимнастики. Цель: снятие физической и психоэмоциональной напряженности, развитие зрительной координации, укрепление глазных мышц, развитие зоркости и внимательности:

«Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг».

  1. Быстро-быстро моргаем, закрываем глаза и сидим спокойно, медленно считаем до 5.
  2. Крепко зажмуриваемся на 3 секунды, открываем глаза, смотрим в окошко, считая до 5.
  3. Вытягиваем правую руку вперед, медленно водим указательным пальцем в разные стороны. Следим за ним глазами, не поворачивая головы.
  4. Смотрим на указательный палец вытянутой руки, считая до 4-х, затем переводим взгляд в окно и смотрим на улицу, считая до 6.

Уже традиционной стала гимнастика после сна.

1. Упражнение с элементами массажа «Разбудим ушки, нос, глазки»

Пальчики «замерзли»– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

2. Упражнение «Салютик». Пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем.

3. «Здравствуй, пальчик» — большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой.

Те же движения с другими пальцами рук.

4. Упражнения, лежа на кровати:

— поднимаем руки и ноги вверх, синхронно трясем ими в воздухе.

— по команде «Замри!» — полностью расслабляемся.

5. Упражнения на полу для предупреждения плоскостопия:

− «Сокращение» стоп.

− Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

− Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.

− Сведение и разведение пяток, стоя на носках.

− Приседание на носки.

Хождение босиком по ребристой доске

В ходе образовательной деятельности использую динамические паузы, физкультурно-спортивные минутки. Это один из обязательных, продуманных элементов занятия, рассчитанных на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

Говоря о формировании у дошкольников представлений о ценностях здорового образа жизни, надо учитывать и позицию педагога по данному вопросы. Моя позиция — самосовершенствование, поиск путей, направленных на укрепление и профилактику своего собственного здоровья.

В этом плане я изучаю пути оздоровления и долголетия по Аюрведе — учении о здоровье и гармонии тела и духа, выявленное древними мудрецами.

Соответственно, в работе с дошкольниками я использую элементы йоги. Цель: гармоничный рост и развитие дошкольников.

Упражнения, выполняемые воспитанниками, лишь отдаленно напоминают йогу — (позы йоги, направленные на развитие координации) и пранаямы (дыхательные упражнения).

Йога похожа на игру, в которой дети почувствовали свое тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Отмечается стабилизация эмоционального фона. Они стали более внимательными, собранными, спокойными, научились управлять эмоциями.

Использование элементов йоги способствуют развитию у детей гибкости позвоночника и координации движений, умению правильно дышать и расслабляться.

Но йога развивает не только тело, она прививает детям чувство ответственности за собственное здоровье, самочувствие, поведение, а также дает важнейшие жизненные навыки, такие, как терпение, внимательность, спокойствие, уважение к себе и к другим людям.

Элементы йоги использую в процессе проведения утренней гимнастики, после сна, а также в течение дня для снятия напряжения и усталости.

1. Приветствие — «Круг дружбы».

И.п. — стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть -, расправить

2. Дыхательное упражнение «Окно и дверь».

И.п. — стоя ровно, выпрямиться. Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».

3.Упражнение на снятие напряжения: дети стоят в кругу, на выдохе наклон вниз, руки вниз, спину расслабить. «Собирают усталость» руками снизу –вверх в «большой мешок» и выбрасывают.

Виды дыхательных упражнений:

  1. «Большой и маленький». Необходимо встать на носочки и потянуться как можно выше к потолку, стараясь достать его руками. На вдохе вытягиваться вверх, следуя за своими руками, на выдохе — опускаться вниз на корточки и обхватывать колени руками.
  2. «Самолет». Раскрыв руки как можно шире, сделать глубокий вдох, задержаться в такой позе, на выдохе обхватить себя руками.
  3. «Птичка». Двигаясь по комнате, махать руками как можно шире, изображая птицу и на каждый вдох поднимать руки, а на выдох опускать.
  4. «Паровозик». Ходить, приговаривая Чух-чух-чух (20 сек)
  5. «Задуй упрямую свечку» глубокий вдох, на выдох -пальчики приставить к губам
  6. «Трубач» поднести к губам воображаемую трубу, пропевать ду-ду-ду.

Союзниками в моей работе по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни являются родители воспитанников.

На сайте группы для родителей размещаю консультации по укреплению здоровья детей, отвечаю на их вопросы. Работает анонимная почта для родителей, с целью решения и предотвращения конфликтных ситуаций, ведь комфортная психологическая атмосфера в группе способствует сохранению психофизического здоровья воспитанников. Также ставлю задачи по активному сотрудничеству с семьями воспитанников по вопросам здоровье сбережения и пропаганды здорового образа жизни семьи.

С родителями регулярно проводятся вечера встреч, родительские конференции, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья наших воспитанников.

Родители вместе с детьми принимают участие в городских спортивных мероприятиях, показывают пример здорового образа жизни.

Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, веселыми, гармонично развитыми. Опыт моей работы по данному направлению подтверждает, что только в тесном взаимодействии детского сада и семьи можно формировать правильные ценностные ориентиры у всех участников образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Литература:

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ — «Сфера», 2008.
  2. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников — Справочник старшего воспитателя, № 8, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рука, упражнение, правая рука, пальчик, здоровый образ жизни, детский сад, дошкольный возраст, глубокий вдох, артикуляционная гимнастика.

Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одной из...

артикуляционная гимнастика улучшает координацию движений органов артикуляции.

Педагоги ДОО, а также родители дошкольников в работе с детьми могут использовать примерные комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие технологии в детском саду. ребенок, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение, детский сад, здоровый образ жизни

Пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится с применением различных игровых

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений)

Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного...

Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е

Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть

В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста...

Оздоровление детей в группах компенсирующего типа

Культивирование здорового образа жизни - приоритетная задача.

У детей часто изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и

Дети учатся технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, пассивный выдох через рот или нос.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

В статье представлена практика проведения артикуляционной гимнастики c применением нетрадиционных упражнений, разработанных автором, у старших дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одной из...

артикуляционная гимнастика улучшает координацию движений органов артикуляции.

Педагоги ДОО, а также родители дошкольников в работе с детьми могут использовать примерные комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие технологии в детском саду. ребенок, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение, детский сад, здоровый образ жизни

Пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится с применением различных игровых

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений)

Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного...

Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е

Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть

В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста...

Оздоровление детей в группах компенсирующего типа

Культивирование здорового образа жизни - приоритетная задача.

У детей часто изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и

Дети учатся технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, пассивный выдох через рот или нос.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

В статье представлена практика проведения артикуляционной гимнастики c применением нетрадиционных упражнений, разработанных автором, у старших дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Задать вопрос