Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Елизарова Светлана Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)
Дата публикации: 18.12.2015
Статья просмотрена: 3392 раза
Библиографическое описание:
Елизарова, С. В. Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Елизарова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9368/ (дата обращения: 11.12.2024).
Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Сложившиеся социальные условия не способствуют его сохранению. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию. Одним из таких путей является организация коррекционно-образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм работы, одной из которых является самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Это массаж, выполняемый самим ребенком, имеющим речевую патологию. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на речевое развитие и на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ОВЗ — это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Наибольший эффект приносит система коррекционно-образовательной работы, основанная на применении самомассажа, как способа стимуляции коры головного мозга для развития речевых возможностей ребенка с ОВЗ. Она содействует снижению его двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализации мышечного тонуса, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает память, внимание.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. А все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются. А потому при правильном, грамотном руководстве со стороны педагога, самомассаж через игру способен творить чудеса.
В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, целесообразно использовать такие виды самомассажа, как: самомассаж кистей рук, массаж жевательно-артикуляторных мышц, массаж аурикул (ушных раковин), лица, головы, шеи, СУ-джок массаж и т. д. На первом этапе упражнения показывает логопед, дети при этом копируют их. Затем он выполняет их вместе с детьми. После этого дети выполняют самомассаж самостоятельно, по инструкции педагога. Самомассаж лучше сопровождать стихами.
Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.
Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми с ОВЗ:
игровая мотивация;
от простого к сложному;
учет индивидуального темпа детей;
задания разного уровня сложности;
по подражанию;
по образцу;
по речевой инструкции;
по аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений), помогая речевыми командами).
Существует большое количество видов самомассажа.
Начинать работу необходимо с самого простого метода — самомассажа, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Выполнять его необходимо ежедневно. Формирование словесной речи ребенка с ОВЗ начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений:
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
Приведу несколько примеров:
«Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,
Быстро мука мелется.
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш,
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Массаж жевательно-артикуляторных мышц — специальный комплекс упражнений, который помогает детям с ОВЗ укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата: жевательные, глотательные и мимические. Это упражнения для неба, языка, губ, направленные на улучшение произношения звуков и развитие речи в целом. Особенно эти комплексы артикуляционных мероприятий важны для детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе при дизартрии. Массаж проводится ежедневно с периодичностью 5–7 раз. Каждое упражнение выполняют по 10–15 секунд.
«Улыбочка-хоботок».
Улыбайся народ,
(«Улыбка» — удержание губ в улыбке, зубы не видны)
Потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть.
Все! Хвалю! Начало есть!
(«Хоботок»- вытягивание сомкнутых губ вперед).
«Лопаточка» — рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Самомассаж лица, разработанный Ф. Р. Ауглиным (Швейцария), направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта и что очень важно, развитие речи. Важным моментом в его использовании, как и любого другого вида самомассажа, является регулярное применение и правильное выполнение.
Самомассаж лица и шеи желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Его продолжительность 3–5 минут. Очень важно, что перед массажем дети должны вымыть руки. Самомассаж необходимо обеспечить показом упражнений и одновременно проговариванием стихов, потешек, сопровождающих движения.
«Хорошее настроение».
Ручки растираем и разогреваем
(потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем
(ладошками провести по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли,
(граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
(растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки
(нагибание ушных раковин вперед, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами за щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
(разминаем верхнюю и нижнюю губки)
Мы теперь утятки-клювики потянем,
(губы вытянуть трубочкой)
Разомнем их мягко, не задев ногтями
(большой и указательный пальцы разминают обе губы).
«Мишка занимается».
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Чтобы мишка лучше видел.
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
Массаж носа:
Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать. Не отпуская, на счет до 20. Делать одну минуту.
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Там курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Выполнять по десять раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) также происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма.
Приведу пример: «Гимнастика для мишки» — взявшись за середину ушной раковины (не за мочки), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Самомассаж ушных раковин является эффективным методом регуляции и мыслительной деятельности, так как способствует установлению сосредоточенности детей и внимательности, способствует заметному подъему работоспособности, что крайне важно для ребенка с ОВЗ. Проводить его необходимо одновременно с обеих сторон (сразу двух ушек) подушечками большого и указательного пальцев рук, с помощью приемов разминания, растирания, поглаживания, не более двух минут. Дыхание при самомассаже должно быть ровным, спокойным, темп составляет примерно 6–12 дыхательных движений (вдохов-выдохов в минуту). Выполнять его можно в любой удобной для ребенка позе (сидя, стоя, лежа).
СУ-джок массаж обладает высокой эффективностью, полной безопасностью, универсальностью и простотой. Его основой является традиционная акупунктура, которая является лучшей системой самооздоровления. При выполнении комплексов Су-джок массажа происходит стимуляция речевых зон коры головного мозга, что очень актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так же Су-джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Использование Су-джок массажеров: массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико- грамматических представлений способствует повышению умственной работоспособности детей, формирует базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, что дает возможность для эффективной целенаправленной речевой работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.
На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому массаж специальным шариком является действенным способом их стимуляции.
Перебирать мячик пальчиками;
Сжимать мячик пальчиками;
Крутить мячик пальчиками;
Сжимать мячик в руках;
Подбрасывать и ловить мячик;
Перекидывать мячик из одной руки в другую;
Катать мячик в ладонях по кругу;
Катать мячик от кончиков пальцев к запястью.
Упражнение с шариком массажером Су-джок:
«На полянке, на лужайке»
На полянке, на лужайке
(катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки.
(прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве,
(катать вперед-назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
(прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали.
(положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали,
(вести по ладошке)
«С добрым утром!» — им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
(гладить шаром каждый палец).
Массаж эластичным кольцом так же помогает стимулировать работу внутренних органов, передавать импульсы к коре головного мозга, речевым центрам. Пружинные кольца ребенок надевает на пальчики, прокатывается по ним, массируя каждый палец до появления тепла, при этом проговаривая определенные слова (Дети сопровождают действия с колечком стихотворными текстами).
Этот малыш — Илюша,
(на большой палец)
Этот малыш — Ванюша,
(указательный)
Этот малыш — Алеша,
(средний)
Этот малыш — Антоша,
(безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья.
(мизинец).
Хорошо развитая речь является одним из важнейших условий всестороннего развития личности. Чем грамотнее и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем обширнее его возможности в познании и адаптации в окружающем мире, полноценнее и гармоничней отношения со сверстниками и взрослыми, стабильней происходит формирование его психических процессов, благодаря чему индивид, в частности, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, увереннее занимает свою личностную позицию в социуме.
Поэтому в настоящее время так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте, правильности, предупреждая и исправляя различные речевые нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
На сегодняшний день в нашем арсенале, в арсенале педагогов, которые занимаются коррекционно-образовательным воспитанием и обучением детей дошкольного возраста с нарушениями речи, а именно: детей с ОВЗ, имеется богатый практический материал, применение которого способствует речевому развитию ребенка. Это применение базовых, традиционных педагогических методов с обязательным использованием нетрадиционных методик проведения коррекционно-образовательного процесса, одним из которых и является самомассаж, оказывающий общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, которые играют основную роль в речедвигательном процессе.
В заключении можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных оздоровительных видов самомассажа способствует:
нормализации мышечного тонуса,
коррекции дизартрических расстройств,
развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей,
снятию усталости, раздражительности,
повышению работоспособности,
является мощным стимулом речевого развития,
мотивацией к учебной деятельности ребенка,
вызывает интерес и потребность в общении,
улучшает общее состояние,
ускоряет процесс коррекции речевых нарушений у дошкольников, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед, 2004, № 6, С. 78–82
- Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, СПб: Детство-Пресс, 2010
- Громова О. Е. Инновация в логопедическую практику; методическое пособие для ДОУ, Линка-пресс, 2008
- Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед, 2010, № 1, С. 36–38
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств, СПб, ИД Литера, 2009
- Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка, М.:АСТ, СПб.: Сова, 2010
- Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда, М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010
- Пак Чже Ву Сборник: Су-джок терапия, М.: Су-Джок Академия, 2009