К вопросу о юридической ответственности за подкуп избирателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2022

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Николаев, А. С. К вопросу о юридической ответственности за подкуп избирателей / А. С. Николаев, Ю. А. Ростунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 427-430. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97414/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматривается понятие подкупа избирателей и признаки состава данного правонарушения. Также проанализирована юридическая ответственность за подкуп избирателей. По результатам исследования авторы присоединились к предложению закрепить данное деяние в качестве отдельного состава преступления в уголовном законодательстве. Рекомендация обосновывается тем, что от выбора избирателями той или иной кандидатуры на выборах зависит качество осуществления власти в государстве, а также при подкупе избирателей исчезает такой важнейший принцип проведения выборов, как свободное и добровольное участие в выборах, предполагающий право граждан самостоятельно решать за какую кандидатуру отдать свой голос на выборах и голосовать ли вообще.

Ключевые слова: подкуп, избиратели, избирательное право, избирательный процесс, коррупция.

This article discusses the concept of bribery of voters and the signs of the composition of this offense. The legal responsibility for bribing voters is also analyzed. According to the results of the study, the authors joined the proposal to consolidate this act as a separate corpus delicti in criminal legislation. The recommendation is justified by the fact that the quality of the exercise of power in the state depends on the choice of one or another candidate in the elections, and also when bribing voters, such an important principle of election conduct as free and voluntary participation in elections disappears, assuming the right of citizens to independently decide for which candidate to cast their vote in the elections and whether to vote at all.

Keywords: bribery, voters, electoral law, electoral process, corruption.

Актуальность данной тематики определяется тем, что при подкупе избирателей исчезает такой важный принцип проведения выборов, как свободное и добровольное участие в выборах, который дает право каждому гражданину самостоятельно решать за кого из кандидатов отдать свой голос на выборах и голосовать ли ему в принципе.

Множество учёных, рассматривали этот вопрос, но в качестве примера мы укажем лишь некоторых из них. Итак, можно выделить Шапиева С. М., который рассмотрел подкуп избирателей как вид политической коррупции и проблему привлечения к ответственности за данное деяние в своей статье «Подкуп избирателей как вид политической коррупции. Проблема юридической квалификации и привлечении к ответственности» [7]. Также вопрос подкупа избирателей рассматривала Костыгова А. А. в работе «Подкуп избирателей как вид политической коррупции» [5], а Кулеева И. Ю. рассмотрела особенности и виды данного деяния в своем исследовании под названием «Отдельные виды и особенности подкупа избирателей» [6].

На практике такое деяние, как подкуп избирателей тоже не редкость. К примеру, в 2016 году по решению Калининградского областного суда произошла отмена регистрации Константина Кураса в депутаты областной Думы, который баллотировался от партии «Справедливая Россия» по девятому округу на выборы депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва. Данная ситуация произошла в связи с тем, что К. Ю. Курас в период предвыборной агитации осуществлял такую деятельность, как установка детских площадок под видом благотворительной помощи и вручение ученикам подарков в пределах девятого избирательного округа [9].

Итак, для того, чтобы рассмотреть такое правонарушение, как подкуп избирателей рассмотрим понятие данного деяния. По мнению Штурневой М. В., подкуп избирателей — это предоставление или обещание предоставления имущественных выгод избирателям во время предвыборной агитации, для того чтобы использовать их активное избирательное право для достижения конкретным кандидатом или политическим объединением выгодного результата [8, с. 141].

На наш взгляд, помимо имущественных материальных выгод подкуп избирателей может состоять также и в предоставлении либо обещании предоставления избирателям льгот, услуг, нематериальных активов, незаслуженных награди любых других выгод, которые передают и получают без законных на то оснований.

Для того чтобы понять, когда же наступает юридическая ответственность за подкуп избирателей, необходимо рассмотреть состав данного административного правонарушения.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, охраняющие законное и справедливое проведение выборов и референдумов именно на таком этапе, как предвыборная агитация.

Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] закреплены следующие ограничения при проведении предвыборной агитации:

  1. Вручать деньги, подарки и другие материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу);
  2. Производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;
  3. Проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально созданных для избирательной кампании или кампании референдума;
  4. Предоставлять услуги бесплатно или на льготных условиях, воздействовать на избирателей или участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Что касается объективной стороны такого деяния, как подкуп избирателей, то необходимо понимать, что выражается оно всегда в виде действий, которые нарушают вышеперечисленные запреты во время проведения предвыборной агитации.

Также обязательным признаком объективной стороны данного правонарушения является время [10], ведь подкуп избирателей является деянием, имеющим временные рамки, то есть происходит именно в то время, когда идёт избирательный процесс, поэтому необходимо также рассмотреть понятие избирательного процесса.

Следует отметить тот факт, что на федеральном уровне нет законодательно закрепленного понятия избирательного процесса, поэтому различные ученые по-разному трактуют данный процесс.

К примеру, по мнению Борисова И. Б. и Малеева Ю. Н., избирательный процесс — это законодательно урегулированная деятельность органов, организаций, отдельных граждан и их групп по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления [4, с. 5].

На наш взгляд, целью избирательного процесса является достижение политического и правового результата, определенного волей избирателей, то есть избрание ими того или иного кандидата на выборах.

Однако не всегда избирательный процесс происходит в рамках закона, а, следовательно, достигает своей цели. Например, могут выиграть те лица, за которые не проголосовало большинство избирателей.

Как следствие, все это приводит не только к искривлению фактических результатов волеизъявления, но к обострению социального напряжения и других производных общественно опасных последствий в государстве. Например, в общественном сознании укореняется недоверие к политикам, а также формируется общественное мнение о коррупции как неотъемлемой части функционирования государственного аппарата.

Говоря о времени совершения подкупа избирателей, нужно выделить особенность, о которой уже было сказано выше, но на этом следует акцентировать внимание. Итак, ответственность за подкуп избирателей наступает при осуществлении данного деяния именно на этапе проведения предвыборной агитации. Это означает, что данное правонарушение охватывает не все этапы избирательного процесса, а лишь конкретный этап, именуемый предвыборной агитацией, то есть происходит в то время, когда у кандидатов либо списков кандидатов как раз и появляется возможность побудить избирателей голосовать именно за них.

Субъектами подкупа избирателей могут быть: граждане, организации, должностные лица, которые прямо или косвенно участвуют в предвыборной агитации.

А что же касается субъективной стороны состава данного правонарушения, стоит сказать о том, что подкуп избирателей может проявляться в обеих формах вины, то есть может совершаться и в форме умысла, и в форме неосторожности, однако по неосторожности данное деяние может быть совершено в случае, если были нарушены правила благотворительной деятельности и она проводилась именно в период проведения предвыборной агитации [10].

Итак, рассмотрев понятие и признаки состава данного деяния необходимо выявить, какая же сейчас существует юридическая ответственность за подкуп избирателей и где она закреплена. Согласно статье 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) [2] установлены административные штрафы для физических лиц от 20000 до 25000 рублей, для должностных лиц от 30000 до 40000 рублей, для юридических лиц от 300000 до 500000 рублей.

Мы присоединяемся к позиции Шапиева С. М. [7] о том, что необходимо закрепить подкуп избирателей в качестве самостоятельного состава в уголовном законодательстве, ведь от избирательного процесса и выбора избирателями той или иной кандидатуры зависит качество осуществления власти в государстве, а значит и жизнь всей страны, ведь народ является этим самым единственным источником власти, а значит необходимо понимать, что эта власть будет зависеть от выбора граждан.

Шапиев С. М. предлагает закрепить подкуп избирателей в уголовном законодательстве двумя способами. Либо декриминализировать данный состав правонарушения из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) в принципе и закрепить его в уголовном законодательстве, либо разграничить юридическую ответственность по критерию размера подкупа избирателей, как это было сделано с хищением [7,с. 16].

На наш взгляд, более грамотным выглядит второй способ закрепления состава подкупа избирателей в уголовном законодательстве. К примеру, если размер подкупа избирателей не будет превышать 1500 рублей, то данное деяние будет являться правонарушением и будет закреплено в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), а если размер подкупа избирателей будет превышать 1500 рублей, то данное деяние уже будет считаться преступлением и этот состав преступления должен найти отражение в Уголовном Кодексе Российской Федерации (УК РФ). [1]

Итак, подкуп избирателей является деянием общественно опасным, так как нарушает принцип свободного и добровольного участия граждан в выборах, поэтому данное деяние должно закрепляться в качестве отдельного состава преступления, то есть должно найти отражение именно в уголовном законодательстве, что в итоге также усилит и само наказание за данное деяние. Такое разграничение юридической ответственности по размеру подкупа избирателей предположительно должно сократить случаи совершения данного деяния.

Литература:

  1. «Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954;
  2. «Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, № 1 (часть I), ст. 1;
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2002, № 24, ст. 2253;
  4. Борисов, И.Б., Малеев, Ю. Н. Основные права и обязанности государств в избирательном процессе / И. Б. Борисов, Ю. Н. Малеев // Московский журнал международного права. — 2002.– № 1. — С. 4–15;
  5. Костыгова, А. А. Подкуп избирателей как вид политической коррупции / А. А. Костыгова // Юридические науки. — 2015. — С. 1–32;
  6. Кулеева, И. Ю. Отдельные виды и особенности подкупа избирателей / И. Ю. Кулеева // Наука и современность. — 2016. — № 47. — С. 197–201;
  7. Шапиев, С. М. Подкуп избирателей как вид политической коррупции. Проблема юридической квалификации и привлечении к ответственности / С. М. Шапиев // Журнал о выборах. — 2011. — № 3. — С. 7–16;
  8. Штурнева, М. В. Подкуп избирателей как основание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации: [научно-практическое пособие] / М. В. Штурнева; Избирательная комис. Иркутской обл. — Иркутск: Избирательная комис. — 2008. — С. 140–145;
  9. Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/Jb6VmzGEGuWd/ (дата обращения 03.12.2022);
  10. Кодекс об административных правонарушениях РФ с комментариями [Электронный ресурс]. URL: https://www.kodap.ru/kommentarii/razdel-2/glava-5/st-5–16-koap-rf (дата обращения 03.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): подкуп избирателей, избирательный процесс, предвыборная агитация, уголовное законодательство, деяние, юридическая ответственность, Российская Федерация, участник референдума, политическая коррупция, РФ.


Похожие статьи

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

Законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды нарушений

1. Подкуп избирателей. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода

2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по...

Злоупотребление правом в избирательном процессе: способы...

Злоупотребление в избирательном процессе как новая юридическая категория всегда

на распространение агитации, схожей до степени смешения с агитацией иных участников, и т. д.

Злоупотребление правом в избирательном процессе. Автор: Цырфа Кирилл Игоревич.

К вопросу о злоупотреблении пассивным избирательным правом в Российской Федерации.

Фальсификация в избирательном праве | Статья в журнале...

Статья посвящена фальсификации выборов в Российской Федерации.

Избирательное законодательство имеет различные формы голосования.

УК РФ предусматривает ответственность за подделку книг избирателей и подделку их подписей. За такие действия как подкуп избирателей, угрозы кандидатам и не финансирование выборов предусмотрена...

Формы электоральной коррупции | Статья в журнале...

Ключевые слова: коррупция, электоральная, избирательный процесс, формы коррупции, подкуп

‒ незаконное расходы избирателей и членов избирательных комиссий

‒ «политические взносы» (пожертвования) политической партии и кандидату для получения

Недобросовестные участники избирательного процесса могут использовать потенциал...

Использование чужой интеллектуальной собственности в период...

К сожалению, в настоящее время существует пробел в законодательстве РФ в сфере

С 2006 г. действует новый для избирательного законодательства России запрет

Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об

законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности в процессе выборов.

К вопросу о злоупотреблении пассивным избирательным правом...

деяние по осуществлению права: при злоупотреблении правом субъект всегда действует в

такой правовой институт, как запрет злоупотребления правом в избирательном процессе.

В статье анализируется избирательное законодательство РФ о ограничении допуска

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ...

К вопросу о необходимости кодификации избирательного...

Кроме того, на территории РФ действует ФКЗ «О референдуме РФ», регламентирующий как вопросы назначения референдума РФ, так и сам референдумный процесс.

«О референдуме РФ» и последующее включение этих норм в Избирательный кодекс РФ.

референдума», п. 17 ст. 68 «Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления...

Проблемы квалификации фальсификации избирательных...

Одной из проблем квалификации преступления, предусмотренного частью 1 статьи 142, является сложность разграничения данного преступления от смежного состава, предусмотренного статьей 142.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Средства борьбы с коррупцией: уголовно правовые аспекты

Коррупция, под которой в отечественной юридической литературе понимают «подкуп

В действующем уголовном законодательстве отсутствует не только уголовно-правовое

документов референдума (ст.142 УК РФ); фальсификация итогов голосования (ст.142.1. УК.

Кроме того, в 30 статьях Уголовного кодекса РФ законодатель использует в качестве...

Похожие статьи

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

Законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды нарушений

1. Подкуп избирателей. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода

2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по...

Злоупотребление правом в избирательном процессе: способы...

Злоупотребление в избирательном процессе как новая юридическая категория всегда

на распространение агитации, схожей до степени смешения с агитацией иных участников, и т. д.

Злоупотребление правом в избирательном процессе. Автор: Цырфа Кирилл Игоревич.

К вопросу о злоупотреблении пассивным избирательным правом в Российской Федерации.

Фальсификация в избирательном праве | Статья в журнале...

Статья посвящена фальсификации выборов в Российской Федерации.

Избирательное законодательство имеет различные формы голосования.

УК РФ предусматривает ответственность за подделку книг избирателей и подделку их подписей. За такие действия как подкуп избирателей, угрозы кандидатам и не финансирование выборов предусмотрена...

Формы электоральной коррупции | Статья в журнале...

Ключевые слова: коррупция, электоральная, избирательный процесс, формы коррупции, подкуп

‒ незаконное расходы избирателей и членов избирательных комиссий

‒ «политические взносы» (пожертвования) политической партии и кандидату для получения

Недобросовестные участники избирательного процесса могут использовать потенциал...

Использование чужой интеллектуальной собственности в период...

К сожалению, в настоящее время существует пробел в законодательстве РФ в сфере

С 2006 г. действует новый для избирательного законодательства России запрет

Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об

законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности в процессе выборов.

К вопросу о злоупотреблении пассивным избирательным правом...

деяние по осуществлению права: при злоупотреблении правом субъект всегда действует в

такой правовой институт, как запрет злоупотребления правом в избирательном процессе.

В статье анализируется избирательное законодательство РФ о ограничении допуска

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ...

К вопросу о необходимости кодификации избирательного...

Кроме того, на территории РФ действует ФКЗ «О референдуме РФ», регламентирующий как вопросы назначения референдума РФ, так и сам референдумный процесс.

«О референдуме РФ» и последующее включение этих норм в Избирательный кодекс РФ.

референдума», п. 17 ст. 68 «Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления...

Проблемы квалификации фальсификации избирательных...

Одной из проблем квалификации преступления, предусмотренного частью 1 статьи 142, является сложность разграничения данного преступления от смежного состава, предусмотренного статьей 142.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Средства борьбы с коррупцией: уголовно правовые аспекты

Коррупция, под которой в отечественной юридической литературе понимают «подкуп

В действующем уголовном законодательстве отсутствует не только уголовно-правовое

документов референдума (ст.142 УК РФ); фальсификация итогов голосования (ст.142.1. УК.

Кроме того, в 30 статьях Уголовного кодекса РФ законодатель использует в качестве...

Задать вопрос