Автор: Махиня Игорь Владимирович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Махиня И. В. К вопросу о необходимости кодификации избирательного законодательства РФ // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 566-567.

Вопрос о кодификации электорального законодательства России неоднократно поднимался как в научных кругах, так и на государственном уровне. Несмотря на это, единый кодифицированный акт в области избирательного права РФ до сих пор не принят, что позволяет вопросу о необходимости кодификации электорального законодательства России оставаться актуальным.

Анализ действующего избирательного законодательства РФ позволяет выделить ряд его существенных недостатков, наличие которых отчетливо свидетельствует о необходимости создания единого кодифицированного акта — Избирательного кодекса РФ.

Во-первых, действующее федеральное избирательное законодательство характеризуется объемностью его нормативно-правовых источников. Так, при проведении федеральных выборов правоприменитель вынужден руководствоваться одновременно двумя федеральными законами: во-первых, «общим» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1], во вторых, одним из специальных федеральных законов в зависимости от вида выборов (ФЗ «О выборах Президента РФ» [2] либо ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [3]). При этом «общий» ФЗ устанавливает свой приоритет над специальными федеральными законами, что вызывает определенные проблемы в рамках правоприменения указанных нормативно-правовых актов.

Кроме того, на территории РФ действует ФКЗ «О референдуме РФ», регламентирующий как вопросы назначения референдума РФ, так и сам референдумный процесс. Несмотря на то, что между референдумом и выборами имеются сущностные различия, основные процедурные стадии и организационные основы у референдумного и избирательного процессов идентичны. В этой связи представляется целесообразным изъятие правовых норм, регламентирующих референдумный процесс из ФКЗ «О референдуме РФ» и последующее включение этих норм в Избирательный кодекс РФ. Также представляется целесообразным при проведении как выборов, так и референдума использовать общий унифицированный термин — «избиратель», при этом отпадет необходимость выделения таких терминов как «список участников референдума», «участок референдума», «комиссия референдума», что значительно облегчит восприятие закона [5, с.50].

Во-вторых, ввиду наличия весьма сложной системы правового регулирования электоральных отношений, большинство норм ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дублируются в специальных законах выборах, из-за чего последние получаются весьма громоздкими и как следствие — сложными для восприятия. Исключение указанного недостатка возможно посредством четкого разделения правовых норм на материальные и процессуальные, императивные и диспозитивные, а также общие и специальные нормы. В результате такого разделения в специальных законах о выборах будет достаточно сделать отсылку к соответствующей норме ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В данном контексте следует отметить, что действующее электоральное законодательство характеризуется весьма сложной системой отсылок, что значительно усложняет процесс восприятия правовой нормы. Так, ряд пунктов и статей ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (например, п. 9 ст. 10 указанного ФЗ) содержит довольно большое количество отсылок, что в свою очередь доставляет значительные неудобства в уяснении содержания соответствующих норм закона.

В-третьих, действующее федеральное избирательное законодательство характеризуется сложностью изложения текста закона, в связи с чем некоторые положения электорального закона носят инструктивный характер. С одной стороны, конкретные ситуационные отношения подвергаются детальному нормативно-правовому регулированию, что значительно облегчает задачу правоприменителям-профессионалам, т. к. последние при проведении выборов руководствуются своеобразной подробной инструкцией в виде закона. С другой стороны, сложность изложения текста закона влечет затруднение его правопонимания лицами, не являющимися профессионалами. С учетом общепринятых языковых правил юридической техники, текст закона должен быть ясен, точен и лаконичен. Анализ языка текста электоральных законов свидетельствует о его ориентированности в первую очередь на профессионального правоприменителя, что, безусловно, представляется неправильным, т. к. электоральное законодательство приобретает во многом элитарный характер.

В-четвертых, действующее электоральное законодательство характеризуется весьма низким уровнем системности изложения нормативного материала. Так, нормы, связанные с системой выборов по многомандатным округам, включены в п. 2 ст. 5 «Равное избирательное право и право на участие в референдуме», п. 8 ст. 18 «Образование (определение) избирательных округов, округа референдума», п. 17 ст. 68 «Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией» и п. 5 ст. 70 «Порядок определения результатов выборов, референдума».

Кроме того, действующее электоральное законодательство демонстрирует существенное отклонение от традиционных подходов к соотношению нормы права и статьи нормативного правового акта, согласно которым они должны находиться в системной и сущностной взаимосвязи, поскольку статья закона является средством и формой объективации правовой нормы [5, с. 106]. Так, ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является одной из самых громоздких в Законе и состоит из 37 пунктов (часть из них — с подпунктами), что делает ее крайне неудобной в правоприменении.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в процессе становления и развития электорального законодательства РФ сформировалась определенная проблематика, обусловленная рядом описанных выше его недостатков. Устранить указанные недостатки возможно путем кодификации избирательного законодательства РФ, которая должна быть произведена с учетом всех правил юридической техники. Избирательный кодекс РФ должен быть: во-первых, внутренне непротиворечивым, во-вторых, удобным в применении, т. е. должен быть хорошо структурированным, все структурные элементы кодекса должны находиться в логической взаимосвязи, исключающей бессистемность, нормативный материал должен быть изложен максимально экономно и ясно, при этом возможность расширительного толкования должна быть сведена к минимуму.

Литература:

1.         Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 22.04.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//СПС «Право.ру»

2.         Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации»// СПС «Право.ру»

3.         Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 22.04.2013) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//СПС «Право.ру»

4.         Головин А. Г. Эволюция системы избирательного законодательства в российской федерации: тенденции и перспективы. — М.: Academia, 2008. — 212 с.

5.         Любарев А. Е. О концепции избирательного кодекса РФ //Государство и право.-2010.- № 7.- С. 46–54

Основные термины (генерируются автоматически): гарантиях избирательных прав, основных гарантиях избирательных, «Об основных гарантиях, в референдуме граждан Российской, избирательных прав и права, участие в референдуме граждан, ФЗ «Об основных, граждан Российской Федерации», законодательства РФ, избирательного законодательства РФ, действующее электоральное законодательство, кодификации избирательного законодательства, ФЗ «О выборах, действующее федеральное избирательное, электорального законодательства, федеральное избирательное законодательство, кодекса РФ, «О выборах Президента, «О выборах депутатов, изложения текста закона.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос