Исследование марковских моделей обслуживания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2022

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Оразов, М. Ш. Исследование марковских моделей обслуживания / М. Ш. Оразов, М. Т. Аннамурадов, Ш. В. Вепаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97386/ (дата обращения: 05.05.2024).



Ключевые слова: модель процесса обслуживания, марковских моделей, теории массового обслуживания.

Если рассмотреть моменты времени, когда в систему поступают требования, то множество этих моментов образует поток однородных событий или напрямую цельную меру (мерой любого интервала времени будет число требований, поступивших в систему за этот интервал). Случай, когда поток является определяющим, представляет ограниченный интерес. Важнее рассматривать случайные потоки однородных событий, то есть случайные цельные меры. Ниже мы остановимся на основных результатах, относящихся к потокам однородных событий; здесь же опишем простейшую модель потока (термин «простейший поток» введён А. Я. Хинчиным).

Среди всевозможных распределений длительности обслуживания требований выделяется экспоненциальное распределение; его отличительной особенностью является то, что длительность обслуживания не зависит от t при условии, что к этому моменту обслуживание не закончилось. При простейшем входящем потоке требований и быстро распределённой длительности обслуживания можно построить марковский процесс с ограниченным или числовым множеством состояний, представляющий статистическую модель процесса обслуживания; при этом основные показатели качества обслуживания оказываются функционалами построенного процесса. Указанное обстоятельство имеет место и в более общем случае, а именно, когда поток и обслуживание имеют марковский характер. Визуальный смысл этого понятия состоит в том, что вероятность поступления в систему или окончания обслуживания от t до t+ определяется лишь состоянием системы и не меняется при дополнительной информации о состоянии системы. Иными словами, состояние процесса, как функция времени, образует марковский процесс. Приведём пример марковской модели: процесса обслуживания, где поток требований в общем случае — не простейший, а длительность обслуживания — не экспоненциально-распределённая.

Условия эргодичности теории цепей Маркова в наиболее удобном виде для использования в теории массового обслуживания были выяснены Фостером. Ходжес и Розенблатт исследовали распределение времени возвращения при случайном блуждании. Предельная теорема о распределении времени пребывания в различных состояниях в случае однородного марковского процесса была представлена Сираждиновым.

Для исследования переходных процессов в системах массового обслуживания важно оценивать скорость сходимости переходных вероятностей цепи или процесса к предельным вероятностям.

В недавней работе Вир-Джонса доказана предельная теорема, которая может служить основанием для оценки в применении ко многим конкретным моделям, в том числе немарковским. Вир-Джонс показал, что в большинстве случаев имеет место быстрая сходимость вероятностей перехода цепи Маркова к пределам счётной . Причём, где константа p <1 не зависит от i и j. В большинстве задач теории массового обслуживания математическая модель может быть построена при помощи процесса рождения и гибели, то есть марковского (обычно однородного) процесса со счётным множеством состояний, когда в момент изменения состояния процесса с вероятностью 1 происходит переход в предыдущее или следующее состояние.

Классификация процессов рождения и гибели осуществлена в работе Карлина и Мак-Грегора. Пусть состояния процесса занумерованы 0, 1, 2,...; пусть далее λ i — интенсивность перехода из состояния i в состояние i + 1, а µ i — интенсивность перехода из i в i — 1. Тогда, как показали Карлин и Мак-Грегор, необходимым и достаточным для ошибочности процесса является выполнение следующих двух условий:

Важным методом в теории марковских моделей массового обслуживания является теория ветвления случайных процессов. Этот метод особенно важен для теории надежности, где с его помощью описываются отказы в сложном оборудовании (отказ одного элемента порождает отказы других элементов). Предельные теоремы для важных классов случайных процессов были найдены Б. А. Севастьяновым и В. П. Чистяковым.

Образование предельных теорем для процессов рождения и гибели основывается на различных аналитических предположениях относительно поведения λ n и µ n как функций n. Наиболее простая картина получается, когда эти функции линейны при n > 0. Обобщение на тот случай, когда имеется поглощающий экран при n = N, осуществлено в статье Саати. Отметим также интересную работу, посвящённую связи между цепями Маркова и процессами рождения и гибели. Перейдем к изложению результатов, касающихся конкретных моделей систем массового обслуживания.

Система с ожиданием . Предположим, что имеется n обслуживающих приборов, на которые поступают простейшие требования. В случае занятости всех приборов требования становятся в очередь с естественной дисциплиной и ожидают начала обслуживания. Длительность обслуживания распределена по экспоненциальному закону с одинаковыми параметрами для всех приборов. Для подобной системы основной интерес представляет нахождение распределения длины очереди в стационарном режиме, а также распределения длительности ожидания. Эти задачи решены А. Н. Колмогоровым в 1931 г. А. Н. Колмогоров нашел необходимое и достаточное условие существования стационарного распределения рассматриваемых случайных процессов, которое заключается в следующем: среднее число требований, поступающих в систему в единицу времени, должно быть меньше производительности системы, то есть произведения числа приборов. Получено интегральное представление для вероятностей состояний системы (числа находящихся в ней требований) в нестационарном случае по среднему числу требований, которые один прибор может обслуживать в единицу времени. С этой точки зрения следует ряд полезных выводов об асимптотическом поведении указанных вероятностей. В работах Бейли и Лучака получены некоторые точные формулы для нестационарного случая в предположении, что имеется всего один обслуживающий прибор. В частности, исследовано распределение периода занятости прибора и сделан вывод о том, что интенсивность обслуживания и входящего потока может зависеть от времени. Ввиду сложности общего решения зависимости указанных параметров от времени, в некоторых работах ищутся нестационарные распределения для ряда частных случаев. Таким образом, Галлихер и Уилер рассчитали постоянный случай интенсивности обслуживания и входящего потока. Это характерно для ряда систем, в частности, аэродромов с чередующимся графиком работы.

Различают преимущества непрерывающие и прерывающие; во втором случае, в дополнение к сказанному выше, в случае, когда поступает преимущественное требование, обслуживание непреимущественных требований прерывается. Кроме того, различают прерывание с повторением и без повторения, — в зависимости от того, учитывается ли при возобновлении обслуживания время, ранее затраченное обслуживание требования. Поскольку длительность обслуживания распределена по экспоненциальному закону, последние две разновидности приводят к одной и той же статистической модели.

Системы с потерями (отказами). Марковскую модель системы массового обслуживания с потерями впервые исследовал Эрланг, который вывел знаменитые формулы для стационарных вероятностей состояний системы, носящие его имя. Рассмотрение систем с потерями особенно существенно для телефонии; этим объясняется большое число относящихся сюда теоретических и прикладных работ в этой области. Формулы Эрланга несколькими авторами обобщались на более сложные системы с потерями, чем рассмотренные Эрлангом. Таким образом, исследовались двухступенчатые и многоступенчатые системы, соответствующие сложным телефонным сетям. Отметим работу Г. П. Башарина, в которой формулы Эрланга обобщены на случай двухступенчатой системы. Подобные формулы решают задачу формально полностью; однако, в связи с тем, что реальные телефонные сети содержат очень большое число элементов, расчёт по точным формулам становиться весьма затруднительным. Это обстоятельство стимулировало развитие приближенных методов на пути применения предельных теорем теории вероятностей.

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана: Учебное пособие для высших учебных заведений. — I том. — Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2010.
  2. Гнеденко Б. В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. — Москва: Наука, 1966. — 432 с.
  3. Рыков В. В. Управляемые системы массового обслуживания // Итоги науки и техн. Сер. Теор. вероятн. Мат. стат. Теор. кибернет. — 1975. — Т. 12. — С. 43–153.
  4. Назаров А. А., Терпугов А. Ф. Теория массового обслуживания. — Томск: Изд-во НТЛ, 2010. — 238 с.
  5. Боровков А. А. Вероятностные процессы в теории массового обслуживания. — Москва: Наука, 1971. — 368 с.
  6. Башарин Г. П., Толмачев А. Л. Теория сетей массового обслуживания и ее приложения к анализу информационно-вычислительных систем // Итоги науки и техн. Сер. Теор. вероятн. Мат. стат. Теор. кибернет. — 1983. — Т 21. — С. 1–119.
  7. Бочаров А. А., Печинкин А. В. Теория массового обслуживания: Учебник. — Москва: Изд-во РУДН, 1995. — 529 с.
Основные термины (генерируются автоматически): массовое обслуживание, длительность обслуживания, система, число требований, единица времени, интенсивность обслуживания, интенсивность перехода, марковский процесс, общий случай, предельная теорема.


Ключевые слова

модель процесса обслуживания, марковских моделей, теории массового обслуживания

Похожие статьи

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Задача массового обслуживания заключается либо в формировании потока требований в

Случайный процесс является марковским или случайным процессом без последействий, если для

2. Система в момент t с вероятностью (или ) находилась в состоянии S1 (или S2) и за время

Потоком с интенсивностью (или ) система перейдет в состояние S0 с вероятностью...

Объект как система массового обслуживания: моделирование...

Основным элементом, определяющим процессы в системе массового обслуживания, является входной поток.

Для простейшего потока среднее число событий в единицу времени равно

Если на станции имеется подъемников для обслуживания, то при требований (в момент

Похожие статьи. Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Обслуживание неординарного потока требований

Ключевые слова: поток требований, системы массового обслуживания, неординарный

Число требований, поступивших в вызывающий момент , является случайной величиной

(2). 2) Длительность обслуживания на приборе различных требований — независимые

(14). Итак, с наглядной точки зрения условие означает, что среднее время обслуживания группы...

Решение задач анализа и синтеза на имитационных моделях...

Исследована работа одноканальной системы массового обслуживания в

Интенсивность потока λ определяется как , – среднее время между смежными поступлениями требований к ГСИД.

Интенсивность механизма обслуживания μ определяется как обратная величина средней продолжительности

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

В системах массового обслуживания с ограниченным ожиданием, длина очереди, время пребывания заявки в очереди и общее время пребывание заявки в системе могут быть ограничены. Примером такой системы может быть стоянка автомобилей.

Об одной задаче про обслуживание | Статья в сборнике...

В статье рассматривается задача об обслуживании клиентов в магазине и вычисляются

, где , - среднее время обслуживания клиентов. Обозначим вероятностью, что в промежутке t будет k клиентов.

Матвеев В. Ф., Ушаков В. Г. Системы массового обслуживания, Москва 1984 г.

Для простейшего потока среднее число событий в единицу времени равно.

Моделирование потока заявок в вычислительной системе

Также для задания систем массового обслуживания могут быть использованы параметры: μ — количество обрабатываемых одним каналом в единицу времени заявок (или интенсивность потока обслуживания) и λ — количество поступающих в единицу времени заявок [1, с. 11].

Оптимизация деятельности транспортно-логистической компании

...компании как системы массового обслуживания (многокритериальная система).

. При показательном законе распределения времени доставки груза (время обслуживания; зависит: от того, где находится

, ; - среднее число требований, поступающих в систему за единицу времени; — среднее время обслуживания одной автомашиной одного требования

Модель надежности восстанавливаемой системы при...

В работе рассматривается случай, когда интенсивность потока отказов λ(t) является функцией времени.

модель надежности, изменяющаяся интенсивность отказов, марковский процесс, система нелинейных

Рис. 2. Графы переходов марковского процесса: а) граф исходного процесса; б) граф.

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Похожие статьи

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Задача массового обслуживания заключается либо в формировании потока требований в

Случайный процесс является марковским или случайным процессом без последействий, если для

2. Система в момент t с вероятностью (или ) находилась в состоянии S1 (или S2) и за время

Потоком с интенсивностью (или ) система перейдет в состояние S0 с вероятностью...

Объект как система массового обслуживания: моделирование...

Основным элементом, определяющим процессы в системе массового обслуживания, является входной поток.

Для простейшего потока среднее число событий в единицу времени равно

Если на станции имеется подъемников для обслуживания, то при требований (в момент

Похожие статьи. Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Обслуживание неординарного потока требований

Ключевые слова: поток требований, системы массового обслуживания, неординарный

Число требований, поступивших в вызывающий момент , является случайной величиной

(2). 2) Длительность обслуживания на приборе различных требований — независимые

(14). Итак, с наглядной точки зрения условие означает, что среднее время обслуживания группы...

Решение задач анализа и синтеза на имитационных моделях...

Исследована работа одноканальной системы массового обслуживания в

Интенсивность потока λ определяется как , – среднее время между смежными поступлениями требований к ГСИД.

Интенсивность механизма обслуживания μ определяется как обратная величина средней продолжительности

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

В системах массового обслуживания с ограниченным ожиданием, длина очереди, время пребывания заявки в очереди и общее время пребывание заявки в системе могут быть ограничены. Примером такой системы может быть стоянка автомобилей.

Об одной задаче про обслуживание | Статья в сборнике...

В статье рассматривается задача об обслуживании клиентов в магазине и вычисляются

, где , - среднее время обслуживания клиентов. Обозначим вероятностью, что в промежутке t будет k клиентов.

Матвеев В. Ф., Ушаков В. Г. Системы массового обслуживания, Москва 1984 г.

Для простейшего потока среднее число событий в единицу времени равно.

Моделирование потока заявок в вычислительной системе

Также для задания систем массового обслуживания могут быть использованы параметры: μ — количество обрабатываемых одним каналом в единицу времени заявок (или интенсивность потока обслуживания) и λ — количество поступающих в единицу времени заявок [1, с. 11].

Оптимизация деятельности транспортно-логистической компании

...компании как системы массового обслуживания (многокритериальная система).

. При показательном законе распределения времени доставки груза (время обслуживания; зависит: от того, где находится

, ; - среднее число требований, поступающих в систему за единицу времени; — среднее время обслуживания одной автомашиной одного требования

Модель надежности восстанавливаемой системы при...

В работе рассматривается случай, когда интенсивность потока отказов λ(t) является функцией времени.

модель надежности, изменяющаяся интенсивность отказов, марковский процесс, система нелинейных

Рис. 2. Графы переходов марковского процесса: а) граф исходного процесса; б) граф.

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Задать вопрос