Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Быданова, Е. А. Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности / Е. А. Быданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97332/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культуры школьников.

Ключевые слова: информационная культура, ФГОС, внеурочная деятельность, деятельность младших школьников, учебная деятельность, формирование информационной культуры.

The article reflects the experiment of the influence of extracurricular activities on the formation of information culture of younger schoolchildren. The results obtained indicate the high efficiency of the use of extracurricular activities in the formation of the information culture of schoolchildren.

Keywords: information culture, FGOS, extracurricular activities, activities of younger schoolchildren, educational activities, formation of information culture.

Формирование культуры знаний учащихся — одна из основных задач школьного образования. Умение быстро читать и обрабатывать тексты, находить и использовать необходимую информацию остается важным и необходимым в контексте информационных технологий. Однако чтение не является любимым занятием младших школьников. Эта проблема рассматривается в проекте «Школа 2100». Решение представлено в. Одна из целей этой программы — воспитание читательской независимости и информационной культуры.

С целью проведения оценки влияния внеурочной деятельности на формирования информационной культуры младших школьников был проведен эксперимент. В котором приняли участие сорок школьников.

Диагностику информационной культуры младших школьников осуществляли по методике Т. В. Борисовой, которая позволяет изучить когнитивный, мотивационно-потребностный и поведенческий критерии и на их основе выявить уровни информационной культуры младших школьников [1].

Методика диагностики информационной культуры Т. В. Борисовой включает в себя 4 основных блока, отражающих основные показатели приведенных выше критериев:

  1. Глубина и системность знаний.
  2. Уровень сформированности осознанной потребности при использовании информационных ресурсов.
  3. Умение находить нужную информацию.
  4. Умение выделять смысл и значение полученной информации, оценивая ее критически [2].

Анализируя данные по критериям сформированности информационной культуры, видно, что у школьников в большей степени сформирован поведенческий (60 % учащихся имели низкий уровень сформированности поведенческого критерия, 7 % — средний и 33 % — высокий уровень) и мотивационно-потребностный критерии (70 % учащихся имели низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного критерия; 17 % — средний; 13 % — высокий уровень), что может быть связано с преобладанием наглядно-образного мышления и чувственного восприятия у младших школьников.

Когнитивный критерий информационной культуры находился на низком уровне у всех учащихся на констатирующем этапе эксперимента.

С целью повышения уровня информационной культуры, у учащихся был проведен ряд внеурочных занятий на протяжении учебного года.

Отношения с детьми в рамках проведения внеурочных мероприятий шли по трем направлениям:

  1. Развитие навыков грамотности.

Научить детей бегло читать очень важно. Используя метод Зайцева (текст в рабочей памяти, «живое» чтение, наблюдательное чтение и сканирование), к концу первого года обучения дети могут читать 40–45 слов в минуту и более вместо стандартных 20–25 слов. Беглость позволяет детям определять, классифицировать и анализировать больше информации, выбирать подходящих читателей и экономить время учителя в классе.

  1. Развитие навыков самостоятельного чтения.

Дети проводят все меньше времени за чтением книг, а их литературный вкус становится все более примитивным. Наша миссия — научить детей увлекательному чтению, привить им уважение к книгам и любовь к библиотекам.

Читающий ребенок» — икона культуры нашей страны. Благодаря нетипичным и творческим заданиям и организованным мероприятиям в библиотеках у детей повысился интерес к чтению. Больше детей посещают библиотеку и читают больше книг. На смену комиксам пришли научно-фантастические и фэнтезийные романы и детские энциклопедии, и литературные варианты меняются.

  1. Знакомство с информационной культурой, через самостоятельное чтение.

Для того чтобы интерес детей-учащихся к чтению не ослабевал и не пропадал, в ходе урочных занятий часто используются презентации. Отметим, что существуют различные виды презентаций: письменные (эссе, газеты, брошюры, рассказы/поэмы), визуальные (фотовыставки, художественные выставки, мультимедийные презентации) и устные (темы, доклады, спектакли, кукольные представления).

После проведения формирующего эксперимента, был проведен контрольный, который отразил полученные результаты.

Анализируя данные по критериям сформированности информационной культуры, видно, что у младших школьников в большей степени сформирован поведенческий (30 % учащихся имели низкий уровень сформированности поведенческого критерия, 37 % — средний и 33 % — высокий уровень) и мотивационно-потребностный критерии (30 % учащихся имели низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного критерия; 47 % — средний; 23 % — высокий уровень).

Когнитивный критерий информационной культуры находился на низком уровне у всех учащихся на констатирующем этапе эксперимента, однако при проведении контрольного — он показал высокий уровень.

Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культуры школьников.

Литература:

  1. Старук, М. М. Роль интернет-технологий в развитии информационной культуры современного школьника // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-internet-tehnologiy-v-razvitii-informatsionnoy-kultury-sovremennogo-shkolnika (дата обращения: 16.11.2022).
  2. Митрахович, О. А. Управление развитием информационной культуры школьников в процессе исследовательской деятельности // Исследователь /Researcher. — 2010. — № 1–2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-razvitiem-informatsionnoy-kultury-shkolnikov-v-protsesse-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, внеурочная деятельность, высокий уровень, поведенческий критерий, ребенок, уровень, школьник, когнитивный критерий, мотивационно-ценностный критерий, самостоятельное чтение.


Похожие статьи

Возможности внеурочной деятельности по формированию...

Ключевые слова: информационная культура, ФГОС, внеурочная деятельность

А именно, показатели младших школьников в части информационной культуры, выросли на 30 %. Когнитивный критерий информационной культуры находился на низком уровне у всех

Опираясь на выше приведенное заключим, что внеурочная деятельность сочетающая в себе...

Педагогические условия интеркультурного воспитания младших...

...воспитание, культура, внеурочная деятельность, младший школьник, педагогические условия.

— выявили уровни интеркультурной воспитанности младших школьников

Контрольный класс: высокий уровень — 4 человек (26,5 %), средний уровень — 5 человек

- высокий уровень — ответы детей соответствуют действительности, опираются на знания...

Критерии и уровни сформированности социальных навыков...

 В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников

Когнитивный компонент — восприятие школьником социальной информации на уровне ощущений, знаний, умений, навыков.

Уровни. Критерии. Высокий уровень. Деятельностно-поведенческий.

— готов нести ответственность за выполняемую деятельность. Средний уровень.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа...

Формирование коммуникативной компетентности у младших...

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, внеурочная деятельность, младшие

6. Рагулина Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы

Высокий уровень — подросток активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с

Средний уровеньребенок умеет слушать и...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Таблица 1. Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент — это самопознание в себе собственных.

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы.

Внеурочная деятельность младших школьников.

Исследование социальных компетенций младших школьников

...характером взаимодействия, с опорой на самостоятельную деятельность учащегося.

Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников.

Критериями социальной компетентности у младших школьников являются: Умение

Ключевые слова: социальная активность, младший школьник, проектная деятельность.

Формирование ценностного отношения младших школьников...

Для определения уровня развития сформированности ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности выделили критерии оценки уровня развития: мотивационный; когнитивный; эмоциональный; деятельностный; рефлексивный.

Определение критериев и показателей сформированности...

...критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников.

 В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших

Когнитивный аспект: знание сущности проявления качества (цель: изучить особенности

Обширность познавательных интересов (высокая обширность познавательных интересов).

Похожие статьи

Возможности внеурочной деятельности по формированию...

Ключевые слова: информационная культура, ФГОС, внеурочная деятельность

А именно, показатели младших школьников в части информационной культуры, выросли на 30 %. Когнитивный критерий информационной культуры находился на низком уровне у всех

Опираясь на выше приведенное заключим, что внеурочная деятельность сочетающая в себе...

Педагогические условия интеркультурного воспитания младших...

...воспитание, культура, внеурочная деятельность, младший школьник, педагогические условия.

— выявили уровни интеркультурной воспитанности младших школьников

Контрольный класс: высокий уровень — 4 человек (26,5 %), средний уровень — 5 человек

- высокий уровень — ответы детей соответствуют действительности, опираются на знания...

Критерии и уровни сформированности социальных навыков...

 В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников

Когнитивный компонент — восприятие школьником социальной информации на уровне ощущений, знаний, умений, навыков.

Уровни. Критерии. Высокий уровень. Деятельностно-поведенческий.

— готов нести ответственность за выполняемую деятельность. Средний уровень.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа...

Формирование коммуникативной компетентности у младших...

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, внеурочная деятельность, младшие

6. Рагулина Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы

Высокий уровень — подросток активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с

Средний уровеньребенок умеет слушать и...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Таблица 1. Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент — это самопознание в себе собственных.

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы.

Внеурочная деятельность младших школьников.

Исследование социальных компетенций младших школьников

...характером взаимодействия, с опорой на самостоятельную деятельность учащегося.

Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников.

Критериями социальной компетентности у младших школьников являются: Умение

Ключевые слова: социальная активность, младший школьник, проектная деятельность.

Формирование ценностного отношения младших школьников...

Для определения уровня развития сформированности ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности выделили критерии оценки уровня развития: мотивационный; когнитивный; эмоциональный; деятельностный; рефлексивный.

Определение критериев и показателей сформированности...

...критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников.

 В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших

Когнитивный аспект: знание сущности проявления качества (цель: изучить особенности

Обширность познавательных интересов (высокая обширность познавательных интересов).

Задать вопрос