Формирование коммуникативной компетентности у младших подростков во время внеурочной деятельности в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 04.07.2021

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Береснева, С. П. Формирование коммуникативной компетентности у младших подростков во время внеурочной деятельности в школе / С. П. Береснева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83003/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших подростков во внеурочной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная компетентность», «внеурочная деятельность», представляются существующие формы, средства, методы внеурочной работы.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, внеурочная деятельность, младшие подростки, формы, средства, методы.

Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина подростковый возраст наступает в десять лет и длится до пятнадцати, когда наступает ранняя юность. Младший подростковый возраст приходится на 10–12 лет [3].

Согласно ФГОС одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [8].

Проблема коммуникативной компетентности активно разрабатывается в современной зарубежной и отечественной психологии с 60-х годов прошлого века. Исследователи по-разному определяют данное понятие: как совокупность знаний, умений и навыков; коммуникативных способностей; коммуникативных личностных качеств; как многоуровневое качество личности.

Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская и П. В. Растянников говорили: «Компетентность в общении — синоним коммуникативной компетентности, система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [1].

Говоря об этой проблеме, Ю. Н. Емельянов писал: «Коммуникативную компетентность — такой уровень сформированности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [5, с.7]. Л. А. Петровская подчеркивает: «Компетентное общение — это общение субъект-субъектное, предполагающее психологическое равенство партнеров, их активную взаимную гуманистическую установку» [7].

Сходную точку зрения высказывает О. И. Муравьева, полагая, что «компетентным можно признать лишь такое общение, в рамках которого осуществляется личностное развитие партнеров». Автор определяет коммуникативную компетентность как коммуникативную гибкость субъекта, которая обеспечивается наличием в арсенале личности всех возможных коммуникативных стратегий; реализацией коммуникативной стратегии максимально высокого уровня, возможного в данной ситуации общения (оптимально — сотрудничества); использованием приемов и техник общения, адекватных конкретной коммуникативной ситуации [6, с.71].

И. Н. Агафонова, П. В. Карпузович и другие в структуре коммуникативной компетентности выделяют следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, личностный, эмоциональный и операционно-деятельностный [5].

Когнитивная часть: система коммуникативных знаний о смысловых аспектах ценности общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, которые всегда его сопровождают, об операционных (поведенческих) аспектах общения, стандартах коммуникативного поведения и т. д. [6].

Личностный компонент образует особенности личности вступающeго в общение, которые естествeнным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчуждeнность, эгоистичность, заносчивость, трeвожность, ригидность, агрeссивность, конфликтность, авторитарность нeгативным образом сказываются на общeнии [7].

Эмоциональная составляющая коммуникативной компетентности связана с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией и способностью не только реагировать, но и предвидеть изменения в состоянии партнера. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или неудобного общения [10].

Операционно-деятельностный компонент представляет собой систему коммуникативных умений: перцептивные умения, экспрессивные умения, умения саморегуляции коммуникативной деятельности, технические умения, эмпатийные умения [5].

Опираясь на исследования А. А. Боброва, Л. Н. Трубиной, А. В. Усовой и других, мы выделяем три уровня сформированности коммуникативной компетентности: низкий, средний и высокий. Общепринято, что овладение тем или иным умением до соответствующего уровня предполагает, что учащиеся свободно оперируют знаниями и умениями, определяющими предшествующий уровень [10].

Все три уровня тесно связаны друг с другом, и каждый предыдущий усваивает последующий, включаясь в его состав:

низкий уровень — знания в области межличностного общения поверхностны, недейственны; подростки не умеют грамотно вести диалог; не способны распознавать поведение другого человека; отмечается плохое владение навыками эффективного слушания, препятствующее продуктивному общению; учащиеся испытывают трудности в установлении контактов с другими людьми; безразличны к переживаниям другого человека; с трудом оценивают собственные действия в ситуациях общения;

среднийуровень — знания в области межличностного общения являются эмпирически ситуативными, с частичным обобщением; подростки способны вести диалог, но на недостаточно высоком уровне; распознают поведение другого человека только на интуитивном уровне; владеют слабо развитыми навыками эффективного слушания, что препятствует продуктивному общению; способны находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательности; собственные действия оценивают правильно, но не во всех ситуациях общения;

высокий уровень — знания в области межличностного общения имеют глубокий теоретический характер, системны и целостны; подростки умеют грамотно вести диалог; способны успешно распознавать поведение другого человека, владеют навыками эффективного слушания, способствующими продуктивному общению; легко устанавливают контакты с другими людьми; с сочувствием относятся к переживаниям другого человека; способны оценивать собственные действия в ситуациях общения [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, поэтапно вводимый сегодня в практику школы, декларирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, которая заключается в готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира [8]. Данная компетентность обучающегося впервые рассматривается как его личностный результат освоения образовательной программы, состоящий в овладении системой коммуникативных учебных действий, необходимых для успешного выполнения учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. В основных требованиях стандарта содержится также указание на привитие обучающимся коммуникативных компетентностей и закрепление у них навыков сотрудничества в среде сверстников и разновозрастной среде, являющихся основой дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий [2].

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности младших подростков — один из ключевых моментов развития личности.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс общения подростка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В-третьих, коммуникативная компетентность подростков рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина подростковый возраст наступает в десять лет и длится до пятнадцати, когда наступает ранняя юность. Младший подростковый возраст приходится на 10–12 лет [3].

И. М. Слободчиков писал: «Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют положительный смысл, т. к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других» [11].

Поэтому, в подростковом возрасте, с одной стороны, имеются возможности для развития всех составляющих коммуникативной компетентности: личностной, когнитивной, поведенческой. С другой стороны, совершенствование коммуникативной компетентности как способности строить эффективное общение в силу значимости общения оказывает все более существенное влияние на развитие личности.

Литература:

1. Бырдина О. Г., Сахарова Ю. П. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 3. URL https://moluch.ru/archive/83/15155/ (дата обращения: 07.02.2019).

2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров: Радуга-Пресс, 2001. 142с.

3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005. 240 с.

4. Курилова С. Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. 225 с.

5. Панфилова А. П. Коммуникации в образовательной деятельности. СПб.: Знание, 2016. 142 с.

6. Рагулина Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы // Молодой ученый. 2010. URL https://moluch.ru/archive/13/1151/ (дата обращения: 11.04.2019).

7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. 2010. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 02.09.2019).

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/ (дата обращения: 18.12.2017).

9. Шатрова С. А. Формирование коммуникативной компетентности: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 217 с.

10. И. М. Слободчиков. Подростки: понятие и самоопределение — Статьи о межличностных отношениях: в семье, коллективе, друзьями — Журнал (psy-culture.ru)

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, ситуация общения, высокий уровень, межличностное общение, подростковый возраст, подросток, продуктивное общение, умение, эффективное слушание, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности младших...

Бырдина, О. Г. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности / О. Г. Бырдина, Ю. П. Сахарова.

В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение.

Формирование коммуникативных умений младших подростков...

Общение подростков со сверстниками имеет ряд таких особенностей как большое разнообразие коммуникативных

Для эффективного формирования коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности целесообразно использовать...

Развитие коммуникативных навыков у подростков

Успешность общения во многом зависит от коммуникативной компетенции человека, которая преимущественно складывается на

Для начала следует отметить, что коммуникативную компетентность подростков можно развивать не только в частнопредметном и методическом...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Найденова, И. А. Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности / И. А

Коммуникативная компетентность — одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её...

Особенности межличностного общения среди подростков

При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное появляется в процессе взаимодействий с окружающими людьми вне деятельности. А ролевое общение осуществляется в процессе разных видов деятельности.

Развитие коммуникативных навыков у подростков.

Высокийвысокое владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения...

Формирование коммуникативной культуры у трудных...

Высокий уровеньподросток активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли. Средний уровень — ребенок умеет слушать и...

подростковый возраст, межличностное отношение подростков...

межличностное общение подростков, подростковый возраст, межличностное общение, подросток, класс, общение, сверстник, консультативно-просветительская деятельность, общеобразовательная школа... Развитие коммуникативных навыков у подростков.

Содержание коммуникативной потребности подростков...

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем

Коммуникативная потребность, как и коммуникативная деятельность, являясь в...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности младших...

Бырдина, О. Г. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности / О. Г. Бырдина, Ю. П. Сахарова.

В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение.

Формирование коммуникативных умений младших подростков...

Общение подростков со сверстниками имеет ряд таких особенностей как большое разнообразие коммуникативных

Для эффективного формирования коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности целесообразно использовать...

Развитие коммуникативных навыков у подростков

Успешность общения во многом зависит от коммуникативной компетенции человека, которая преимущественно складывается на

Для начала следует отметить, что коммуникативную компетентность подростков можно развивать не только в частнопредметном и методическом...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Найденова, И. А. Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности / И. А

Коммуникативная компетентность — одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её...

Особенности межличностного общения среди подростков

При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное появляется в процессе взаимодействий с окружающими людьми вне деятельности. А ролевое общение осуществляется в процессе разных видов деятельности.

Развитие коммуникативных навыков у подростков.

Высокийвысокое владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения...

Формирование коммуникативной культуры у трудных...

Высокий уровеньподросток активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли. Средний уровень — ребенок умеет слушать и...

подростковый возраст, межличностное отношение подростков...

межличностное общение подростков, подростковый возраст, межличностное общение, подросток, класс, общение, сверстник, консультативно-просветительская деятельность, общеобразовательная школа... Развитие коммуникативных навыков у подростков.

Содержание коммуникативной потребности подростков...

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем

Коммуникативная потребность, как и коммуникативная деятельность, являясь в...

Задать вопрос