Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 671 раз

Библиографическое описание:

Квашнина О. В. Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1178-1180. — URL https://moluch.ru/archive/90/18731/ (дата обращения: 23.10.2018).

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности. В статье коммуникативный тренинг рассматривается как средство формирования коммуникативной культуры у трудных подростков. В работе выделены критерии, показатели, уровни сформированности коммуникативной культуры у трудных подростков.

Ключевые слова: коммуникативная культура, трудные подростки, внеучебная деятельность.

 

Культура общения моделирует поведение человека, побуждает его в определенной ситуации вести себя соответствующим способом.

Культура общения подростков представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями подростка и поведения, согласованного с требованиями, как морали, так и этикета [6].

В настоящее время в науке установлено, что культуру речи составляет три компонента, это: нормативный, коммуникативный и этический. Так же важную роль играют такие качества речи, как эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность, ассоциативность. Термин культура речи многозначен. Дубровина И. В. культуру речи рассматривает как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения [8].

Мы разделяем точку зрения Т. Лучиной и вслед за ней под культурой общения понимаем совокупность знаний, умений и навыков в области средств общения и применения законов межличностного взаимодействия для эффективного решения задач общения.

В своем исследовании культуру общения мы рассматриваем как сложное личностное образование, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных, объективных и представляет собой единство когнитивного, личностно-значимого, поведенческого компонентов и характеризуется степенью осознания необходимости и важности культуры общения как общечеловеческой ценности.

Рассматривая проблему формирования культуры общения мы исходим из учета возрастных особенностей. Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности — критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. С точки зрения Выготского Л. С. большое значения для подростков играет общение со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению [1].

Объектом нашего исследования является формирование культуры общения трудных подростков. На основании проведенного анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три признака, содержащих понятие «трудные подростки». Первым признаком является наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения. Второй признак трудных подростков понимается, как нарушение поведения, которое нелегко исправляется, корректируется. Следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Так как, не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

В-третьих, трудные подростки — подростки, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, учителей, участии всех окружающих. Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих

У трудных подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей.

Формирование культуры общения у трудных подростков является одним из аспектов нравственного воспитания. Сформированная нравственная культура, истинная духовность, проявляется, во многом, именно в культуре общения, и в то же время культура общения не станет естественным продолжением личности, если она не основана на этических ценностях, положенных в основу мировоззрения человека.

Культура общения подростков представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями подростка и поведения, согласованного с требованиями, как морали, так и этикета [7].

Нравственное воспитание — это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно значимых нравственных качеств. В основе формирования нравственных качеств лежит система ценностей. Ценности — это предпочтения или отвержения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения [4]. Мы рассматриваем нравственные ценности как позитивные и исходим из того, что нравственные ценности мотивируют действия и поступки человека, являются его ориентирами в жизни. Отношение к ценностям находит свое отражение в ценностных ориентациях. Ценностные ориентации — это способность нравственного сознания постоянно, в самых различных ситуациях направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной нравственной ценности. Ценностные ориентации характеризуют выбор поступков подростков [2, с.10]. Ценности не навязываются они выбираются индивидуально. Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, для каждого человека существует свой индивидуальный мир ценностей.

Нравственное воспитание — способствует нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение нашей страны, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть высоконравственным, творческим компетентным. Сформированная нравственная культура, истинная духовность, проявляется, во многом, именно в культуре общения, и в то же время культура общения не станет естественным продолжением личности, если она не основана на этических ценностях, положенных в основу мировоззрения человека.

Внеучебная деятельность — организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для формирования коммуникативной культуры.

Формирование культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности возможно через вовлечение подростков в совместную деятельность, организацию коммуникативных тренингов [3]. Тренинг — одно из важных и наиболее эффективных средств формирования культуры общения старших подростков и организации процесса повышения культуры общения в целом. Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе, о психологии. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих неуспехов и недостатков, переживания снижения своей самооценки. Когнитивный, или поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения. В рамках проведения тренинга мы использовали активные формы взаимодействия с подростками [3].

Для определения уровней сформированности культуры общения у трудных подростков были использованы следующие критерии и показатели: умение взаимодействовать с партнером в ходе деятельности и готовность к взаимодействию; восприятие другого (владение навыками межличностного и межколлективного взаимодействия); восприятие межличностных отношений [5].

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности культуры общения: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень — подросток активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Средний уровень — ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, выразительные средства речевого высказывания используются не в полном объеме.

Низкий уровень — ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; недостаточную сформированнность коммуникативно-речевых умений и навыков.

Для изучения уровня сформированности культуры общения у подростков использовались методики: тест Л. Ф. Анн «Какой я в общении?», тест коммуникативных умений Михельсона; методика экспертной оценки невербальной коммуникации, разработанной А. М. Кузнецовым.

В опытно экспериментальной работе участвовали 15 трудных подростков из шестых классов. До опытно экспериментальной работы все трудные подростки имели низкий уровень коммуникативной культуры. Для формирования культуры общения у трудных подростков на формирующем этапе эксперимента была разработана программа тренинговых занятий.

В ходе формирующего эксперимента мы решали ряд частных задач: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизация процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей.

Для овладения приемами эффективного общения в ходе тренинговых занятий мы использовали деловые игры, технику активного слушания.

В ходе игр и упражнений мы формировали у подростков навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, помогали осваивают эффективные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учили самоанализу и рефлексии, что в свою очередь способствовало формированию коммуникативной культуры у трудных подростков. Повторная диагностика, после проведения опытно экспериментальной работы позволила заметить, что два подростка перешли на высокий уровень сформированности коммуникативной культуры, семь перешли на средний уровень и шесть подростков остались на низком уровне.

Необходимо помнить, что результат коррекционной работы по формированию культуры общения у трудных подростков может проявляться постепенно.

Проведение тренингов, инициирующих формирование культуры общения у трудных подростков, способствует повышению уровня культуры общения, что в свою очередь обеспечивает их успешную социализацию в обществе.

 

Литература:

 

1.         Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т., Т.4. — М.: Просвещение, 1984. — 593 с.

2.         Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф.. канд. пед. наук.-Тюмень, 2005. -26 с.

3.         Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.

4.         Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2005. -186 с.

5.         Дереча И. И., Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв. ред. Л. В.Ведерникова. Ишим, 2013. С. 189–191.

6.         Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001. -320с.

7.         Мудрик, А. В. Самые трудные годы. — М.: Знание, 1991. — 178 с.

8.         Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.- 303 с.

Основные термины (генерируются автоматически): культура общения, подросток, формирование культуры общения, коммуникативная культура, внеучебная деятельность, уровень, нравственное воспитание, культура речи, экспериментальная работа, высокий уровень.


Ключевые слова

коммуникативная культура, трудные подростки, внеучебная деятельность.

Похожие статьи

Развитие навыков культуры общения и поведения через...

Культура общения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и

Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения, культуры поведения у детей.

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ. 2. Формирование у учащихся потребности постоянного...

Формирование коммуникативных умений младших подростков...

Ключевые слова: коммуникативные умения, внеучебная деятельность, младшие подростки, активные формы воспитания. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного...

Работа учителя начальных классов по формированию...

Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики [1, с.324].

Коммуникативная культура — это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных...

Формирование коммуникативной компетентности младших...

Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности.

Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора.

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Культуре речи уделялось пристальное внимание в работах отечественных лингвистов двадцатого столетия, таких как В. И. Чернышев, В. В. Виноградов и т. д. Однако в других лингвистических традициях проблема разговорной речи является частью изучения...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности.

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации личности в любой социальной среде, что определяет практическую...

Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной...

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы). Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие навыков культуры общения и поведения через...

Культура общения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и

Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения, культуры поведения у детей.

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ. 2. Формирование у учащихся потребности постоянного...

Формирование коммуникативных умений младших подростков...

Ключевые слова: коммуникативные умения, внеучебная деятельность, младшие подростки, активные формы воспитания. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного...

Работа учителя начальных классов по формированию...

Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики [1, с.324].

Коммуникативная культура — это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных...

Формирование коммуникативной компетентности младших...

Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности.

Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора.

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Культуре речи уделялось пристальное внимание в работах отечественных лингвистов двадцатого столетия, таких как В. И. Чернышев, В. В. Виноградов и т. д. Однако в других лингвистических традициях проблема разговорной речи является частью изучения...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности.

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации личности в любой социальной среде, что определяет практическую...

Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной...

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы). Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных...

Задать вопрос