Автор: Гумерова Айгуль Мансуровна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 19.11.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гумерова А. М. Исследование социальных компетенций младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 428-429.



Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в жизни, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом — компетенцией выпускника. Компетентностный подход лежит в основе построения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Ключевые слова: компетенция, социальная компетенция, младший школьник

В научной литературе термины компетенция и компетентность часто используются как синонимы, но в их семантике существуют различия. Понятие «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями [5,230]. Компетентность рассматривают как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [4,40]; информированность и способность реализовывать свои возможности в определенной сфере жизнедеятельности; как опыт в той или иной области, который позволит гарантированно достигать высоких результатов в каком-либо виде деятельности [3,186]. Компетенция преобразуется в компетентность, когда учащийся в процессе продуктивной деятельности и приобретения жизненного опыта формирует личностное отношение к самой деятельности, совершенствуется как личность, осмысливает и присваивает предлагаемые знания, умения, навыки, а затем использует их в повседневной жизни для наиболее эффективного решения задач на разных уровнях. Таким образом, компетентность можно рассматривать как результат развития соответствующей компетенции [2;4].

Более подробно мы хотим остановиться на одном из ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации личности, — социальной компетенции.

Под социальной компетенцией младшего школьника можно понимать, способность ребенка к социальной деятельности в современном социуме, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося.

Как интегративная характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой выделяют следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно — ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.

Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к следующей ведущей деятельности, как учебная, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности. Эти личностные образования мы рассматриваем как сущностные составляющие социальных компетенций учащихся начальных классов.

С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:

– низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;

– средний, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;

– высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.

Для формирования и развития социально компетентной личности младшего школьника необходимо оптимально сочетать формы и методы организации, характеризуемых практической направленностью, субъектно-субъектным характером взаимодействия, с опорой на самостоятельную деятельность учащегося. Наиболее оптимальной формой организации деятельности при решении исследуемой проблемы является активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия, осуществляемой с помощью методов, повышающих познавательную и эмоциональную активность; методов, способствующих установлению связи между разными видами деятельности; методов коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.

Таким образом, изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы. Сформированность социальных компетенций позволяет учащимся приобрести опыт успешного социального взаимодействия как в учебной деятельности, так и в общественной жизни.

Литература:

  1. Бочарникова, М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М. А. Бочарникова. — Начальная школа, 2009 — № 3. — С. 86–92.
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних учебных заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. — М.: «Академия», 2000–176 с.
  4. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике. [Текст] / Л. В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 364 с.
  5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М.:Энциклопедия, 1999. — 580 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальных компетенций, социального взаимодействия, социальных компетенций учащихся, младшего школьника, компетенций учащихся начальных, социальной деятельности, учащихся начальных классов, учебной деятельности, составляющие социальных компетенций, развитости социальных компетенций, социальной компетенцией младшего, социальная компетенция, Сформированность социальных компетенций, изучение социальных компетенций, личностных новообразований, социального взаимодействия личностных, совместной групповой деятельности, социальной ситуации развития, процессе продуктивной деятельности, следующей ведущей деятельности.

Ключевые слова

компетенция, младший школьник, социальная компетенция

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос