Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Окатьева, А. А. Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов / А. А. Окатьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97301/ (дата обращения: 28.04.2024).



Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) может существенно расширить возможности образования. Стандартные формы обучения всё реже вызывают интерес учеников, появилась необходимость искать новые методы, одним из которых должно стать активное использование цифровых ресурсов на занятиях. Данная статья рассматривает технологии обучения письму на английском языке с помощью ИКТ. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что учащиеся часто сталкиваются с трудностями в письменной речи на иностранном языке, а этот навык является необходимым для развития их коммуникативной компетенции. Цифровые ресурсы могут помочь преподавателю выстроить эффективное обучение и добиться грамотной письменной речи учеников. Результативность представленных в статье методик с применением ИКТ доказана на личной практике автора в языковой школе Lingua Rich.

Ключевые слова: английский язык, письмо, информационные технологии, образование, педагогика, цифровые ресурсы.

Цифровые ресурсы стали неотъемлемой частью сферы образования, в частности они играют важную роль в ходе обучения английскому языку. Учащиеся изучают грамматику и новые слова с помощью видеоматериалов или специализированных приложений, учатся говорить по-английски на реальной практике с носителями языка или другими учениками через Интернет-платформы. Письменная речь — не исключение, её также можно развивать с применением информационно-коммуникативных технологий. Актуальность исследования объясняется редкостью использования ИКТ для развития навыка письменной речи. Преподаватели ограничиваются написанием эссе или других форм текста, забывая о возможностях цифровых ресурсов. Задача исследования — показать значение ИКТ для обучения письму на английском языке, а также представить конкретные примеры внедрения цифровых ресурсов в образовательный процесс.

Проблему изучения английского языка с помощью ИКТ изучали такие исследователи, как Ж. А. Денисова, М. К. Денисов, С. Л. Литвинова, Е. С. Полат, П. В. Сысоев, Н. Г. Киндулкина, А. А. Бозоров, О. В. Мироненко, Л. П. Владимирова, М. Э. Сергеева, М. Н. Евстигнеева, В. В. Угольников, С. В. Ушакова, Л. Б. Тимирясова и др. Вопросом о применении цифровых ресурсов для обучения письму занимались А. С. Кузнецова, А. Э. Алиева, С. О. Шереметьева, О. И. Бабина, А. Ю. Зиновьева, Е. Д. Неручева, Р. З. Амиралиева, Э. Н. Меркулова, Е. В. Смирнова, Н. Е. Есенина и др.

Овладение навыками письменной речи является частью «коммуникативной компетенции», которой, согласно ФГОС, ученики должны обладать. Под этим понятием имеется в виду освоение учащимися знаний, достаточных для осуществления иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка [1, с. 105]. Навык письменной речи необходим как инструмент поиска информации в сети, общения с зарубежными специалистами и профессионального роста. Неумение вести коммуникацию на английском языке может способствовать неуверенности в себе и лишить человека возможности обмена опытом с иностранными коллегами. По этой причине необходимо развивать навык письменной речи.

К основным навыкам письменной речи относятся: тезисное изложение, конспектирование, написание эссе, статей, докладов, ведение деловой и неделовой переписки по электронной почте, двусторонний письменный перевод. Существуют разнообразные формы письменных произведений, которые ученики могут освоить в ходе образовательного процесса. Например, поздравительные открытки, записки, рекламные слоганы, подписи к рисункам, объявления, жалобы, обращения, личные дневники, очерки, стихи и другое. Всё это включает коммуникативная компетенция, которая направлена на применение английского языка в жизни [2, с. 102].

Способы применения ИКТ для развития письменной речи учащихся:

  1. Английский алфавит и правильное написание букв могут с трудом даваться на начальном этапе обучения. Особенно это актуально для дошкольников и учеников младших классов. Для решения этой проблемы и отработки каллиграфии можно использовать оптическое перо и интерактивные доски. Данный метод заинтересует учеников своей нестандартностью.
  2. Проблемы с орфографией и грамматикой в письменной речи встречаются нередко. Ученики неверно запоминают написание слов, используют неправильные окончания, что приводит к ошибкам и мешает развитию коммуникативной компетенции. Для тренировки орфографии и знаний грамматики полезно использовать специализированные для этого мобильные и компьютерные приложения со встроенной системой корректирования текста. Например, Write & Improve — тренажёр для письма на разные темы с автоматической проверкой грамматики, или аналогичное приложение Grammarly.
  3. Некоторые ученики испытывают трудности со структурированием текстов. Для тренировки данного навыка можно использовать шаблоны эссе, писем, статей и других форм письменных произведений или программы с автоматической функцией переработки текста. Для отработки написания письма подойдёт такой ресурс как samples-help.org.uk.
  4. Для развития навыка написания SMS-сообщений, поздравительных открыток и Email-сообщений можно воспользоваться международной программой Postcrossing, которая помогает обмениваться открытками между людьми из разных стран. Для поиска собеседника за рубежом могут быть полезны такие приложения, как Tandem, HelloTalk, HiNative, Speaky, Te Mixxer, InterPals, Cambly, Italki [3, с. 111].
  5. Для грамотной письменной речи необходимо регулярное чтение на английском языке и увеличение словарного запаса. Интернет-ресурсы позволяют быстро и в бесплатном доступе находить англоязычную литературу любого уровня сложности.
  6. Для контроля за усвоением навыка письменной речи существуют различные программы. Например, с помощью системы «MyTest» можно провести тестирование с разными видами заданий — от установления соответствия до ручного ввода текста и заполнения пропусков [4, с. 32].
  7. Для повышения качества академического письма полезны такие приложения, как Реферат, AutoLex, InterAct и AutoTutor. Они содержат глубокую лингвистическую базу знаний и настроены на конкретную предметную область исследований [5, с. 39–40].
  8. В письменной, как и в устной, речи ученики сталкиваются с проблемой неверного употребления слов в контексте. Стилистическая и эмоциональная окраска слова учащимся не всегда известна. Это может привести к недопониманию в общении с иностранцем. Ludwig — это программа для изучения новых слов с примерами их употребления, взятыми из англоязычной прессы. Подобные приложения помогут ученикам запоминать верный перевод слов и правильно их использовать.
  9. Средства ИКТ могут быть полезны не только ученикам, но и педагогам. Цифровые ресурсы позволяют не тратить время, например, на поиск раздаточных материалов и создание презентаций. Их можно найти на специальных ресурсах, например, на Education.com.

Применение ИКТ в преподавании английского языка эффективно по ряду причин. Во-первых, цифровые ресурсы позволяют более оперативно и качественно улучшать навыки письма. Это связано с обилием обучающих программ, Интернет-страниц, онлайн-курсов по английскому языку и даже образовательных роликов в развлекательных социальных сетях, таких как TikTok. Благодаря ИКТ ученики могут в игровой форме, без лишних усилий узнавать новое о языке и совершенствовать свою коммуникативную компетенцию.

В-вторых, смартфоны и компьютеры ежедневно используются не только детьми, но и взрослыми. Для любого ученика применение ИКТ — комфортный и понятный процесс, что способствует повышению мотивации и делает обучение не скучным, а интерактивным и увлекательным.

В-третьих, средства ИКТ позволяют индивидуализировать образовательный процесс в зависимости от интересов и запросов ученика. Использование Интернет-ресурсов может стать дополнительным заданием для отдельных учащихся, которым необходимо глубже проработать навыки письменной речи.

Тем не менее, важно понимать, что цифровые ресурсы не могут заменить стандартную образовательную программу с использованием специализированных учебных материалов, выполнение упражнений в классе и взаимодействие с учителем. Эффективнее всего для образовательного процесса — гибридный подход, основанный на совмещении основных методик обучения и применения ИКТ для более глубокой проработки отдельных тем.

В результате исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, средства ИКТ способствуют повышению мотивации при освоении навыков письма на английском языке, например, с помощью реальной практики общения с иностранцами через специальные Интернет-платформы и посткроссинг. Во-вторых, благодаря цифровым ресурсам можно увеличить объём тренировки письменных навыков, например, с помощью мобильных приложений с заданиями разного уровня сложности. В-третьих, ИКТ понятны и комфортны ученикам, поэтому применение их в обучении вместо трудностей и отторжения вызовет заинтересованность и увлечённость.

Возможности обучения письму с помощью цифровых ресурсов довольно обширны. Среди способов, наиболее эффективны интерактивные доски, Интернет-сайты для поиска друзей за рубежом, мобильные приложения с упражнениями и шаблонами разных видов письма — эссе, статьей, объявлений и др., а также ресурсы для подбора учебных материалов по любой теме в удобном оформлении, например, инфографике, схемах или презентациях.

Литература:

  1. Щеглова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 105–107.
  2. Смирнова Е. В. Актуальные аспекты совершенствования иноязычной письменной речи при использовании средств информационных и коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 102–105.
  3. Окатьева А. А. Методы организации учебного процесса по изучению английского языка с использованием образовательных онлайн-технологий // Наукосфера. 2022. № 10 (2). С. 109–112.
  4. Кузнецова А. С. Использование средств ИКТ в самостоятельной работе учащихся 5-х классов при обучении письменной речи на иностранном языке // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 30–33.
  5. Шереметьева С. О., Бабина О. И., Зиновьева А. Ю., Неручева Е. Д. Информационные технологии и академическое письмо на английском языке // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2019. Т. 16. № 2. С. 36–43.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, письменная речь, ИКТ, ресурс, ученик, коммуникативная компетенция, образовательный процесс, приложение, грамотная письменная речь, носитель языка.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

коммуникативная направленность учебного процесса по иностранному языку.

– Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой.

Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования ИКТ.

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

...ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка.

— Минск: ТетраСистемс, 2003. 2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка.

английский язык, обучающийся, иностранный язык, учебный процесс, возможность

Интернет, иностранный язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети...

Информационно-коммуникационные технологии при обучении...

Дается анализ интернет-сайтов по обучению письменной речи студентов вузов.

С точки зрения Роговой Г. В. «…письменная речь — это процесс выражения мыслей в графической форме.

Англоязычная письменная речь обучающихся — носителей русского языка «звучит» порой грубо

Торчилин, В. П. Гибель письменной речи [Электронный ресурс] / В. П.Торчилин.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Учитель английского языка ГБОУ «Школа № 167» г. Москвы Н. В. Симкина с целью

При формировании навыков монологической и диалогической речи школьники учатся

При работе над проектами ученики учатся генерировать свои идеи, находить наиболее

при изучении английского языка и сделать учебный процесс мотивированным и целенаправленным.

Информационно-коммуникативные технологии в обучении...

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии являются важным

требуется грамотное использование информационно-коммуникативных технологий.

А нам на уроках иностранного языка чрезвычайно важно чтобы ученики заговорили.

Мы не ожидаем, что наши ученики заговорят сразу правильно и бегло, как носители языка...

Применение информационно-коммуникативных технологий...

Отражена роль ИКТ при обучении иностранному языку.

Иностранный язык как предмет, входящий в программу основного общего образования

Внедрение в образовательный процесс ИКТ позволяет реализовать такие дидактические принципы, как

Например, Интернет-ресурсы могут быть активно использованы при обучении английскому языку.

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка.

Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует

обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка

На начальном этапе изучения иностранного языка очень важно правильно и грамотно научить произносить звуки.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи.

На уроках английского языка в школе можно наблюдать обратную ситуацию: процесс обучения строится на языковых правилах, а до речи учащиеся не доходят.

Вкратце, умение чтения – это восприятие письменной речи.

· обучать иностранному языку на коммуникативной основе

Использование IT-технологий для формирования навыков...

После прослушивания текста ученик записывает свою речь на диктофон.

Хороший навык для совершенствования языка — подражание английской речи.

Учиться у носителей языка можно и на сайте engvid.com.

Одно из самых популярных приложений по изучению иностранного языка на площадках App store и Play Market — Lingualeo.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

коммуникативная направленность учебного процесса по иностранному языку.

– Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой.

Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования ИКТ.

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

...ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка.

— Минск: ТетраСистемс, 2003. 2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка.

английский язык, обучающийся, иностранный язык, учебный процесс, возможность

Интернет, иностранный язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети...

Информационно-коммуникационные технологии при обучении...

Дается анализ интернет-сайтов по обучению письменной речи студентов вузов.

С точки зрения Роговой Г. В. «…письменная речь — это процесс выражения мыслей в графической форме.

Англоязычная письменная речь обучающихся — носителей русского языка «звучит» порой грубо

Торчилин, В. П. Гибель письменной речи [Электронный ресурс] / В. П.Торчилин.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Учитель английского языка ГБОУ «Школа № 167» г. Москвы Н. В. Симкина с целью

При формировании навыков монологической и диалогической речи школьники учатся

При работе над проектами ученики учатся генерировать свои идеи, находить наиболее

при изучении английского языка и сделать учебный процесс мотивированным и целенаправленным.

Информационно-коммуникативные технологии в обучении...

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии являются важным

требуется грамотное использование информационно-коммуникативных технологий.

А нам на уроках иностранного языка чрезвычайно важно чтобы ученики заговорили.

Мы не ожидаем, что наши ученики заговорят сразу правильно и бегло, как носители языка...

Применение информационно-коммуникативных технологий...

Отражена роль ИКТ при обучении иностранному языку.

Иностранный язык как предмет, входящий в программу основного общего образования

Внедрение в образовательный процесс ИКТ позволяет реализовать такие дидактические принципы, как

Например, Интернет-ресурсы могут быть активно использованы при обучении английскому языку.

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка.

Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует

обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка

На начальном этапе изучения иностранного языка очень важно правильно и грамотно научить произносить звуки.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи.

На уроках английского языка в школе можно наблюдать обратную ситуацию: процесс обучения строится на языковых правилах, а до речи учащиеся не доходят.

Вкратце, умение чтения – это восприятие письменной речи.

· обучать иностранному языку на коммуникативной основе

Использование IT-технологий для формирования навыков...

После прослушивания текста ученик записывает свою речь на диктофон.

Хороший навык для совершенствования языка — подражание английской речи.

Учиться у носителей языка можно и на сайте engvid.com.

Одно из самых популярных приложений по изучению иностранного языка на площадках App store и Play Market — Lingualeo.

Задать вопрос