Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)

Статья просмотрена: 3525 раз

Библиографическое описание:

Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 117-119. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3987/ (дата обращения: 18.08.2018).

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного образования, а также способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Что же такое «информационные технологии»? В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационные технологии». Согласно «Словарю методических терминов» (авторы Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин) информационные технологии — это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для преподавателя новые возможности в преподавании иностранного языка.

Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.

Использование ИКТ позволяет перейти:

-          от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

-          от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

-          от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

-          от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Являясь преподавателем английского языка в профессиональном училище, целью своей работы считаю формирование у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих:

-          речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);

-          дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);

-          языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);

-          социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);

-          компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);

-          учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

В век всемирной паутины нельзя преподавать английский язык, используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе. Иначе мы отстанем от темпа развития современного общества и не сможем идти «в ногу со временем». Интернет даёт нам и нашим обучающимся огромные возможности для самосовершенствования. Моя цель как преподавателя — научить обучающихся ориентироваться в этом безграничном информационном пространстве.

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности:

-          Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающихся.

-          Использование программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также мои обучающиеся создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности я преследую ещё и практическую цель — научить обучающихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка. Предлагаю обучающимся различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих обучающихся. Вот только некоторые из тем: «Город, в котором я живу и его проблемы», «Как сделать мой город Осинники привлекательным» и др.

-          Широкое использование Интернет-Ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. Я использую этот ресурс для погружения обучающихся в англоязычную среду во внеурочной деятельности при самостоятельной работе. Я использую следующие ресурсы:

·           Онлайн версии зарубежных газет. Естественно, для обучающихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными изданиями. Так как в Интернет новости постоянно обновляются, они всегда свежи и позволяют обучающимся ориентироваться в более широком кругу событий и заголовков. Наиболее часто используемые сайты: http://english.mn.ru/english, http://www.whitehouse.gov, http://www.bbc.co.uk/home/today/index.shtml, http://www.washingtonpost.com, http://cnn.com.

·           Варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).

·           Мультимедийные материалы, представленные Интернет (на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего учащихся исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино.

·           On-line версии произведений известных английских и американских писателей.

·           Словари, справочники, топики по разным темам, on-line тесты и т. п.

Вот несколько примеров организации работы с материалами Интернет.

-          На каждом уроке я организую информационную пятиминутку “Hot News”, на которой обучающиеся представляют информацию о текущих событиях в мире, предварительно познакомив учащихся с новой лексикой. (Для информационных пятиминуток используются материалы Интернет).

-          Если удаётся записать аудиотекст из Интернета, то организую работу с записью.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволило выявить следующие факторы их эффективности:

-          Интенсификация учебного процесса

-          Создание благоприятных возможностей для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности, реализующегося благодаря широким возможностям ИКТ– цвет, видео, музыка, графика, рисунки и т. д.

-          Усиление мотивации

-          Индивидуализация учебного процесса

-          Углубленность в усвоении конкретного материала

-          Пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;

В заключении я хотела бы подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. А использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Литература:

1.         Бабинская П. К., Леонтьева Т. П., Андреасян И. М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учебное пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2003.

2.         Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 3, 2002. с 33–41.

3.         Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.

4.         Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.

5.         Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С.3–21

6.         Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе (практико-ориентированная монография) Научные редакторы: Т. И. Шамова, П. И. Третьяков.– Тюмень: ИПП, 1994. — 288с.

7.         Телицина Т. Н., А. Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, № 2. 2002.

8.         Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, № 5, 1997г с. 40–41.

9.         Урок иностранного языка: учебное пособие /Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 16).

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, обучающийся, иностранный язык, учебный процесс, возможность, Интернет, ИКТ, процесс обучения, речевая деятельность, умение.

Похожие статьи

Интегрирование современных информационных технологий...

английский язык, обучающийся, иностранный язык, учебный процесс, возможность, Интернет, ИКТ, процесс обучения, речевая деятельность, умение. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах.

иностранный язык, английский язык, изучение, всемирная сеть, обучающийся, высшее учебное заведение, дополнительная практика, коммуникативный...

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство...

Использование компьютерных технологий (далее ИКТ) в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине.

Использование мультимедийных технологий в обучении...

английский язык, иностранный язык, учебный процесс, CD-ROM, урок, интернет, Сайт, метод проектов, печатное приложение, обучение.

Интернет-технологии при обучении иностранным языкам...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык, межличностное общение

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык...

Использование компьютерных технологий в обучении...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе... английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный материал, речевая деятельность, ICQ, дистанционное обучение, глобальная сеть, электронная почта.

Использование сети Интернет при обучении иностранному языку

Интернет, иностранный язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети, современное образование, информационно-образовательное пространство, иноязычная коммуникативная...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных...

Коммуникативно-речевые умения на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе.

+ Данная таблица наглядно демонстрируют весь спектр коммуникативно-речевых умений, а также переход от одного вида учебного...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интегрирование современных информационных технологий...

английский язык, обучающийся, иностранный язык, учебный процесс, возможность, Интернет, ИКТ, процесс обучения, речевая деятельность, умение. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах.

иностранный язык, английский язык, изучение, всемирная сеть, обучающийся, высшее учебное заведение, дополнительная практика, коммуникативный...

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство...

Использование компьютерных технологий (далее ИКТ) в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине.

Использование мультимедийных технологий в обучении...

английский язык, иностранный язык, учебный процесс, CD-ROM, урок, интернет, Сайт, метод проектов, печатное приложение, обучение.

Интернет-технологии при обучении иностранным языкам...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык, межличностное общение

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык...

Использование компьютерных технологий в обучении...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе... английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный материал, речевая деятельность, ICQ, дистанционное обучение, глобальная сеть, электронная почта.

Использование сети Интернет при обучении иностранному языку

Интернет, иностранный язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети, современное образование, информационно-образовательное пространство, иноязычная коммуникативная...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных...

Коммуникативно-речевые умения на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе.

+ Данная таблица наглядно демонстрируют весь спектр коммуникативно-речевых умений, а также переход от одного вида учебного...

Задать вопрос