Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карабань, О. И. Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов / О. И. Карабань, А. А. Звягинцева, Н. И. Белоусова, П. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 557-560. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97010/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Ключевые слова: адаптивность, лабильность, личностная тревожность, ситуативная тревожность.

Введение. Всовременном образовательном пространстве, характеризующимся большим потоком разнообразной информации в условиях ограниченных временных ресурсов, создаются неблагоприятные условия, приводящие к возникновению стрессовых ситуаций [1, 4]. Возникающий стресс, сопровождающийся возникновением стенических и астенических отрицательных эмоций, приводит, как правило, к изменению уровня личностной и ситуативной тревожности у обучающихся, особенно в период экзаменационной сессии [5]. Стресс влияет на работу всех органов и систем. Особенное отражение наблюдается в изменении адаптации сердечно-сосудистой системы, позволяющей справиться с дестабилизацией, и лабильности, в свою очередь, отражающей реакцию организма на стресс. Длительное психическое напряжение отрицательно сказывается на когнитивных функциях, умственной работоспособности и в целом на здоровье. Адаптационные резервы организма включают в себя информационные, энергетические и метаболические ресурсы, которые способны восполняться при их расходовании на поддержание необходимого уровня функционирования физиологических систем [6].

Цель исследования — проанализировать взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями сердечно-сосудистой системы (лабильность и адаптивность) у студентов в возрасте 18–20 лет

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 46 относительно здоровых студентов-добровольцев Курского государственного медицинского университета в возрасте от 18 до 20 лет, из которых 22 юноши и 24 девушки. Артериальное давление измерялось по стандартной методике в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определяли пальпаторно. Для определения лабильности и адаптивности сердечно-сосудистой системы (ССС) использовалась проба Мартине, также рассчитывался индекс Руфье [2, 3, 7, 8]. Для диагностики уровня личностной (ЛТ) и ситуативной (СТ) тревожности испытуемых использовали тест Спилберга. При интерпретации результатов использовали следующую шкалу: до 30 — низкая тревожность; 31–45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность [1, 5].

Результаты и обсуждения. Установлено, что средний уровень личностной тревожности испытуемых находится на уровне 48–49 баллов, что свидетельствует о ее высоком уровне. Ситуативная тревожность находилась на среднем уровне — 44–45 баллов.

В таблице 1 представлено соотношение возраста испытуемых со значениями личностной и ситуативной тревожности. Показано, что в возрасте 18–19 лет наблюдается высокая личностная тревожность и умеренная ситуативная тревожность. В тоже время, возрасте 20 лет возрастает уровень ситуативной тревожности, а личностная тревожность смещается в умеренную зону.

Таблица 1

Соотношение возраста испытуемых со значениями личностной и ситуативной тревожности.

Возраст

Количество испытуемых

ЛТ

СТ

18

6

48

45

19

35

48

44

20

5

44

49

Лабильность может проявляться в виде незначительных колебаний артериального давления, происходящих в течении дня либо при изменении стандартной ситуации.

Нами выявлено (рис. 1), что у 72, % испытуемых уровень лабильности ниже среднего, у 15,0 % находится на среднем уровне, а у 13,0 % наблюдалась хорошая лабильность.

Уровень лабильности испытуемых в возрасте 18–20 лет

Рис. 1. Уровень лабильности испытуемых в возрасте 18–20 лет

В отношении адаптация сердечно-сосудистой системы в анализируемой группе испытуемых в отношении возможных стрессовых воздействий установлено, что в возрасте 18–19 лет наблюдается хороший уровень адаптации. В возрасте 20 лет преобладает отличная и удовлетворительная адаптивность (рис. 2).

Уровень адаптивности ССС испытуемых в возрасте 18–20 лет

Рис. 2. Уровень адаптивности ССС испытуемых в возрасте 18–20 лет

Выводы. Таким образом, изучение личностной и ситуативной тревожности у студентов-медиков позволило установить, что тревожность находится на достаточно высоком уровне и умеренном с тенденцией к высокому и такая закономерность имеет некоторые возрастные особенности. Вероятно, что такой уровень связан со сложностью программы обучения и насыщенным расписанием. В данной ситуации возможны срывы, повышенная нервозность, нарушение внимания, снижение работоспособности. В то же время низкий уровень лабильности с хорошими возрастными адаптационными способностями позволяют эффективно бороться с психологическими перегрузками. При этом сердечно-сосудистая система на достаточном обеспечивает метаболические потребности организма.

Литература:

  1. Городецкая И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов/И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич// Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2019. — Т.18, № 5. — С 120–127.
  2. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания /Н. Г. Чекалов и др. — 2009. — Из-во НижГМА. — 88 с.
  3. Михайлова С. В. Оценка функционального состояния студентов по результатам степ-теста и пробы Мартине-Кушелевского /С. В. Михайлова, Ю. Г. Кузмичев, Н. В. Жулин//Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т.18(12). — С. 36–39.
  4. Нгуен Д. К. Обзор методов и систем исследования эмоционального стресса/Д. К. Нгуен, М. М. Южаков, Д. К. Авдеева//Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–2. — С.134–144.
  5. Практикум по психологии состояний: учебное пособие/под редакцией проф. О.А. Прохорова. — 2004. — СПб.: Речь. — 480 с.
  6. Скрыгина С. В. Индекс Руфье — универсальный показатель работоспособности сердечно-сосудистой системы в процессе физического воспитания /С. В. Скрыгина// Электронный журнал. — 2016. — № 2(5). — С.551–554.
  7. Тишутин Н. А. Функциональное состояние организма при выполнении пробы Мартине/Н. А. Тишутин// Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы VI международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. — 2018. — с.358.
  8. Яковлева А. О. Оценка функционального состояния студентов по результатам гарвардского степ-теста и пробы Мартине-Кушелевского /А. О. Яковлева, Н. В. Терехина//Modem Science. — 2019. — № 11–1. — С. 209–210.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуативная тревожность, сердечно-сосудистая система, возраст, артериальное давление, высокий уровень, Курский государственный медицинский университет, лабильность, личностная тревожность, соотношение возраста испытуемых, уровень лабильности.


Похожие статьи

Артериальная гипертензия в подростковом возрасте

Артериальная гипертензия — стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст

государственный медицинский университет мы обнаружили следующие результаты. Выборка испытуемых составила 60человек, при построении графики мы брали среднее

артериальная гипертензия, артериальное давление, подростковый возраст, лечение детей...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

Было установлено, что высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению

Повышенный уровень тревожности был выявлен у 13 % учащихся.

Исследование уровня ситуативной тревожности в зависимости от возраста выявило, что от 8 к

подростки, успешность адаптации, уровень тревожности, сердечно-сосудистая система.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной

высокий уровень активации; —неуверенность в себе [15, С. 58].

состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период...

Во втором триместре беременности умеренный уровень личностной тревожности отмечался в 64,2 % случаев, так же было отмечено увеличение числа случаев с высокой тревожностью 21,4 %, низкий уровень личностной тревожности встречался в 14,2 % случаев.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

Измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений, определяли рост, вес и возраст студентов.

Изучая средние значения показателей сердечнососудистой системы мы установили, что у студентов

Рис. 3. Средние значения уровня систолического давления (мм. рт. ст.)

Рис. 5. Средние значения уровня частоты сердечных сокращений (уд\мин).

Особенности распространенности сердечно-сосудистых...

Наблюдается неуклонный рост уровня этих заболеваний и их омоложение.

Наиболее высокий уровень сердечно сосудистой заболеваемости отмечается в г

С возрастом отмечается повышение уровня заболеваемости сердечнососудистыми заболеваниями (кроме ревматизма).

Научная концепция профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Изменения психовегетативного состояния у лиц с хроническим...

Уровень тревожности определяли по тесту Спилбергера-Ханина, который включает 40

46 баллов и выше оценивались как высокий уровень тревожности, 34–44 балла — средний

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность

группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

 Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в течение которого он определяется

В процессе обучения в высших медицинских учебных заведениях к студентам предъявляются высокие

Выявить уровень личностной тревожности у «отличников» и «не отличников.

– с высокой личностной тревожностью — 44 % испытуемых (13 человек).

Приверженность к лечению больных артериальной гипертензией...

Оценка уровней тревожности проведены в группах больных с низкой и высокой приверженностью к терапии с помощью опросника Спилбергера —Ханина. Результаты оценивались по показателям ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

Похожие статьи

Артериальная гипертензия в подростковом возрасте

Артериальная гипертензия — стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст

государственный медицинский университет мы обнаружили следующие результаты. Выборка испытуемых составила 60человек, при построении графики мы брали среднее

артериальная гипертензия, артериальное давление, подростковый возраст, лечение детей...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

Было установлено, что высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению

Повышенный уровень тревожности был выявлен у 13 % учащихся.

Исследование уровня ситуативной тревожности в зависимости от возраста выявило, что от 8 к

подростки, успешность адаптации, уровень тревожности, сердечно-сосудистая система.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной

высокий уровень активации; —неуверенность в себе [15, С. 58].

состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период...

Во втором триместре беременности умеренный уровень личностной тревожности отмечался в 64,2 % случаев, так же было отмечено увеличение числа случаев с высокой тревожностью 21,4 %, низкий уровень личностной тревожности встречался в 14,2 % случаев.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

Измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений, определяли рост, вес и возраст студентов.

Изучая средние значения показателей сердечнососудистой системы мы установили, что у студентов

Рис. 3. Средние значения уровня систолического давления (мм. рт. ст.)

Рис. 5. Средние значения уровня частоты сердечных сокращений (уд\мин).

Особенности распространенности сердечно-сосудистых...

Наблюдается неуклонный рост уровня этих заболеваний и их омоложение.

Наиболее высокий уровень сердечно сосудистой заболеваемости отмечается в г

С возрастом отмечается повышение уровня заболеваемости сердечнососудистыми заболеваниями (кроме ревматизма).

Научная концепция профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Изменения психовегетативного состояния у лиц с хроническим...

Уровень тревожности определяли по тесту Спилбергера-Ханина, который включает 40

46 баллов и выше оценивались как высокий уровень тревожности, 34–44 балла — средний

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность

группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

 Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в течение которого он определяется

В процессе обучения в высших медицинских учебных заведениях к студентам предъявляются высокие

Выявить уровень личностной тревожности у «отличников» и «не отличников.

– с высокой личностной тревожностью — 44 % испытуемых (13 человек).

Приверженность к лечению больных артериальной гипертензией...

Оценка уровней тревожности проведены в группах больных с низкой и высокой приверженностью к терапии с помощью опросника Спилбергера —Ханина. Результаты оценивались по показателям ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

Задать вопрос