Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Клиническая медицина

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 05.04.2014

Статья просмотрена: 5780 раз

Библиографическое описание:

Гопурова, Г. Ф. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности / Г. Ф. Гопурова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5442/ (дата обращения: 27.04.2024).

Психоэмоциональные изменения выявляются у 80 % беременных, причем 56 % из них составляют депрессивные расстройства разной степени выраженности (Kelly R. H. et al., 2001). По результатам зарубежных эпидемиологических исследований депрессивные расстройства признаны самыми частыми нервно-психическими расстройствами у беременных женщин (Evans J. et. al., 2001; Bennett H. A. et al., 2004; Wewerinke A. et al., 2006; Lee A. M., 2007). Психоэмоциональные расстройства повышают риск развития осложнений протекания беременности (Kurki T. et al., 2000; Chung T. K. et al., 2001; Dayan J. et al., 2002), оказывают неблагополучное влияние на социальное функционирование женщины (Horrigan T. J., 2000; Pajulo M., 2001). Установлено, что частотавозникновения депрессивных расстройств повышается при беременности в подростковом возрасте и ранней юности (Смулевич А. Б., 2001), а также у беременных женщин с низким социально-экономическим статусом (McKee M. D., 2001). Несмотря на высокую распространенность психоэмоциональных изменений у беременных женщин, в большем количестве случаев они не диагностируются (Abraham S. et al., 2001; Andersson L. et al., 2003; Carter F. A. et al., 2005).

Целью исследования явилось выявление и определение качественного своеобразия психоэмоциональных расстройств у женщин в период беременности, изучение факторов, влияющих на их формирование, с целью разработки наиболее ранних способов психопрофилактики и коррекции психоэмоциональных изменений беременной женщины.

Материалы и методы исследования. Входе работы по выявлению стрессогенных факторов у беременных было обследовано 48 первородящих и 22 повторнородящих женщин, состоящих на консультативном учете. Им был предложен опросник, составленный на основании структурированного интервью с беременными женщинами, в котором женщины отвечали на вопросы о сроке беременности, желанности беременности, отношениях в семье, своем самочувствии, эмоциональном состоянии, испытываемых опасениях, планах, связанных с ребенком и будущей жизнью, представлении о родах и послеродовом периоде. Для определения уровня тревожности у первородящих женщин была использована методика измерения личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина, с целью определения уровня тревожности (низкий, умеренный, высокий).

Результаты и обсуждение. По результатам исследования уровня тревожности у беременных женщин можно увидеть, что среди беременных женщин, принявших участие в исследовании, женщины с таким уровнем тревожности как высокий встречаются одинаково часто как среди первородящих, так и повторнородящих женщин. Пациентки жаловались на сниженное настроение, к которому присоединялись или с которым сочетались тревожные переживания и страхи предстоящих трудностей, опасностей и изменений жизни. Тревожные переживания, в основном, были представлены состоянием тревожной гипотимии, то есть сниженным настроением, связанным с ожиданием опасности (в протекании родов, предстоящем материнстве и пр.). Страхи беременных женщин носили доминирующих характер. Они были связаны с реальной ситуацией, преобладали в сознании, вытесняя все другие мысли, и мешали сосредоточиться на текущей деятельности.

Таблица 1

Уровень личностной тревожности у первородящих беременных женщин

Уровень тревоги

I триместр (n=28)

II триместр (n=28)

III триместр (n=28)

Высокий

5

6

12

Умеренный

15

18

16

Низкий

8

4

-

Из приведенных данных видно, что у первородящих беременных женщин в первом триместре беременности наиболее часто отмечался умеренный уровень личностной тревожности (53,5 %). В 17,8 % случаев отмечался высокий уровень личностной тревожности и в 28,6 % случаев низкий уровень личностной тревожности.

Во втором триместре беременности умеренный уровень личностной тревожности отмечался в 64,2 % случаев, так же было отмечено увеличение числа случаев с высокой тревожностью 21,4 %, низкий уровень личностной тревожности встречался в 14,2 % случаев.

В третьем триместре беременности низкий уровень личностной тревожности не регистрировался, отмечалось значительное увеличение количества женщин с высоким уровнем тревожности (42,8 %), умеренный уровень личностной тревожности выявлен в 57,1 % случаев. На фоне тревоги некоторые пациентки переживали ипохондрические реакции.

Таблица 2

Уровень ситуативной тревожности у первородящих беременных женщин

Уровень тревоги

I триместр (n=28)

II триместр (n=28)

III триместр (n=28)

Высокий

2

2

4

Умеренный

16

16

20

Низкий

10

10

4

Как видно из приведенных данных уровень ситуативной тревожности у первородящих беременных женщин на протяжении первого и второго семестра беременности не изменяется, так высокий уровень тревожности был выявлен в 7,1 % случаев, умеренный уровень ситуативной тревожности в 57,1 % случаев, низкий уровень ситуативной тревожности отмечался у 35,7 % обследованных.

К третьему триместру значительно повышается количество обследованных с умеренным уровнем ситуативной тревожности — 71,4 % и с высоким уровнем тревожности — 14,2 %, в то время как низкий уровень ситуативной тревожности встречался только у 14,2 % обследованных. Это связано с приближением родов и рождением ребенка.

У первородящих женщин личностная тревожность, как правило, носила иррациональный характер. Тревога не имела под собой реальных событий или обстоятельств. Сами женщины это состояние описывали как чувство внутреннего напряжения, которое либо присутствовало постоянно, либо как бы «накатывало» неожиданно и длилось различные промежутки времени.

Пациентки отмечали появление у них язвительной придирчивости, мелочной критичности, что провоцировало конфликты с окружающими людьми, что еще больше снижало настроение. Пациентки, желая отвлечься, «сбежать» от своих переживаний, а также от конфликтов, специально выбирали магазин в дальних районах от дома, планировали затяжной маршрут прогулки.

Анализ данных показал, что у повторнородящих женщин в первом триместре превалирует умеренный уровень личностной тревожности — 66,6 %, низкий уровень тревоги был выявлен у 8,3 % обследованный, высокий уровень личностной тревожности в 16,6 % случаев (таблица 3).

Таблица 3

Уровень личностной тревожности у повторнородящих беременных женщин

Уровень тревоги

I триместр (n=12)

II триместр (n=12)

III триместр (n=12)

Высокий

3

6

5

Умеренный

8

1

2

Низкий

1

5

5

Во втором триместре беременности преобладает высокий уровень тревожности — 50 %, умеренный уровень тревожности выявлялся в 8,3 % случаев, низкий уровень тревоги был выявлен у 41,6 % обследованных.
В третьем триместре по сравнению с первым триместром значительно снижается количество женщин со средним уровнем тревожности до 16,7 %, однако высокий уровень тревожности выявляется в 41,6 % случаев.

Таблица 4

Уровень ситуативной тревожности у повторнородящих беременных женщин

Уровень тревоги

I триместр (n=12)

II триместр (n=12)

III триместр (n=12)

Высокий

3

6

4

Умеренный

4

1

1

Низкий

5

5

7

В отношении ситуативной тревожности в I триместре у повторнородящих женщин преобладает низкий уровень — 41,6 %, умеренный уровень личностной тревожности выявлен в 33 % случаев, в 25 % случаев — высокий уровень.
Во II триместре у повторнородящих женщин преобладает высокий уровень личностной тревожности — 50 % обследованных. Низкий уровень личностной тревожности отмечен в 41,6 % случаев, умеренный уровень тревожности — в 8,3 % случаев.
В III триместре низкий уровень тревожности составляет 58,3 %, высокий уровень тревожности уменьшается до 33,3 %, умеренный уровень ситуативной тревожности встречался в 8,3 % случаев.
У повторнородящих женщин тревога носила    рациональный характер и была обусловлена реальными источниками: отягощенным анамнезом, неблагополучно закончившимися предыдущими беременностями, наличием отклонений в течение данной беременности, тяжелым или ухудшенным соматическим состоянием самой женщины.
Для большинства женщин тревожно-депрессивные переживания связаны с отношением к себе беременной (65 %). Это может отражать неготовность этих женщин к изменениям в семейной и социальной сферах жизни, к принятию роли матери.

Выраженная тревога, неуверенность в себе и недовольство беременностью и материнством по данным исследований во всех случаях сочетаются с отклонением от адекватного стиля переживания беременности, с неблагоприятной семейной ситуацией, с отрицательным отношением к изменениям в собственном организме и недовольством отношением окружающих, с отклонением от адекватного восприятия ценности ребенка и неблагоприятной тенденцией интерференции ценностей, с отклонением от адекватного типа материнского отношения.

Отношение к изменениям в своем состоянии и претензии к другим людям, в том числе к отцу ребенка, близким родственникам, медицинскому персоналу, отражают неудовлетворенность ситуацией материнства (и беременностью) и могут служить одним из диагностических показателей. В процессе исследования выявлены типы переживания беременности, наиболее подверженные динамике в течение беременности и ведущие к самым разнообразным отклонениям в стиле материнского отношения (группа с тревожным и амбивалентным типами переживания беременности).

Анализируя влияние стрессогенных факторов на развитие тревожности у беременных женщин было выявлено, что в первом триместре беременности как один из наиболее значимых стрессогенных факторов беременные женщины выделили изменение собственного самочувствия, утомляемость усталость.

Во втором триместре беременности среди стрессогенных факторов связанных с повышением тревожности можно выделить госпитализация в больницу, конфликты на работе, страх перед родами. Изменение собственного самочувствия не влияло на развитие личностной тревожности, это связано с тем, что женщина привыкает к своему положению.

В третьем триместре беременности происходят существенные изменения. Все стрессогенные факторы положительно связаны с уровнем тревожности. Именно в третьем триместре женщины выделили наиболее значимым для себя стрессогенным фактором тревогу за будущего малыша. А все остальные факторы тем или иным образом могут сказаться на здоровье будущего ребенка, поэтому и вызывают повышенный уровень тревожности.

Для повторнородящих женщин среди стрессогенных факторов, влияющих на развитие тревоги, были отмечены — болезни старших детей, болезни родителей или мужа. У женщин перенесших медицинский или самопроизвольный аборт такие стрессогенные факторы, как тревога за малыша и госпитализация в больницу занимали ведущее положение на протяжении всей беременности. Общее эмоциональное состояние беременной женщины очень нестабильное, она постоянно думает о предстоящих родах, о своем здоровье и о здоровье будущего малыша, поэтому «плохой сон при беременности», «конфликты с начальством», «госпитализация в больницу», «повышенная усталость, утомляемость», «страх перед родами» — все влечет за собой повышение уровня тревожности.

Высокий уровень тревожности встречался у 67,5 % беременных женщин, что говорит о проявлении состояния тревожности в разнообразных ситуациях. Это является нарушением эмоциональной сферы личности, свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека к тем или иным социальным ситуациям. Такой уровень тревожности может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь может привести к пониженной самооценке, неуверенности в себе, это состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует усугублению личностных противоречий. У 73 % беременных женщин встречается средний уровень с тенденцией к высокой тревожности, что говорит о склонности беременной переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Повышенный порог тревожности объясняется тем, что на протяжении всей беременности происходят глобальные изменения в организме женщины, которые, отличаясь неопределенностью, незнакомостью, вызывают тревожное состояние.

Идентификация беременности по признакам тревожности со страхом и беспокойством, которые периодически возобновляются можно охарактеризовать как представленные ниже проявления, выражающиеся в разных процентных эквивалентах, такие как: живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

Нарушение психической адаптации, которое наблюдается у всех беременных женщин, является многофакторным образованием, связанным как с проявлениями самой беременности, так и с особенностями личности, структурой неврозоподобных расстройств и различными психосоциальными характеристиками. Стрессовые факторы и формирующиеся вследствие них смешанные тревожные и депрессивные расстройства являются одной из причин угрозы прерывания как в 1-й, так и во 2-й половине беременности.

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство в период беременности является одним из серьезных факторов риска перинатальной патологии.

Возрастает угроза прерывания беременности. У обследуемых женщин, был выявлен высокий уровень личностной тревожности, проявляющийся в эмоциональной дискомфорте (83,4 %), астении (78,8 %), ощущении непонятной угрозы и неуверенности в себе, тревожной оценке перспективы (63,4 %). Исследование уровня и специфики невротизации, как преимущественно личностной типологической характеристики, показало, что, у беременных женщин не зависимо от срока беременности ее уровень пониженный, либо низкий.

При нервно-психической напряжении при любом сроке беременности появляется агрессивность, раздражительность, вспыльчивость. У учащихся девушек снижается успеваемость (20 %), возникают конфликты с друзьями, коллегами (27 %).

На степень и своеобразие выраженности симптомов влияют определенные психосоциальные факторы. Чем старше женщина, тем более выражены у нее неврозоподобные расстройства. Чем менее благоприятен общий радикал психосоциальных факторов, тем более выражены неврозоподобные расстройства, присутствует больший процент наличия невротической астении, повышен уровень невротизации и тревоги.

Анализ особенностей психоэмоциональных расстройств выявили следующие результаты: эмоциональная лабильность (83 %), раздражительность (88 %), возбуждение (25 %), депрессия (43 %), плаксивость (79 %), апатия (18 %), ухудшение памяти (29 %), нарушение сосредотачиваемости (38 %), утомляемость (69 %), слабость (60 %), нарушения формулы сна (бессонница/летаргия) (42 %), чувство страха (24 %), ощущение тоски (16 %), нарушения либидо (4 %), гиперчувствительность к звукам и запахам (10 %), обонятельные и слуховые галлюцинации (2 %). Данная клиническая симптоматика варьирует в зависимости от триместра беременности.

Выводы. Таким образом, нарушение психической адаптации, которое наблюдается в клинической картине, является многофакторным образованием, связанным как с клиническими проявлениями, так и с особенностями личности, структурой неврозоподобных расстройств и различными психосоциальными характеристиками. Важно отметить, что все эти проявления связаны с таки физиологическим механизмом как беременность.

Литература:

1.                       Боровикова Н. В. Адаптация к новому образу «Я» у беременных женщин// Вестник Балтийской академии 1998г. Выпуск 15, с. 81–86.

2.                       Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Нежеланная беременность жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты) Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 33–40.

3.                       Вараксина Г. Н. Особенности течения беременности и развития си томов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологическ психосоциальных факторов: автореферат. Казань, 2002.

4.                       Ветчанина Е. Г., Залевский Г. В., Мальгина Г. Б. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных// Материалы Всероссийской научно-практической конференции по перинатальной психологии. СПб., 2002. С. 163–164.

5.                       Ениколопов С. Н. Психология агрессии // Вестник Псковского Вол. ун-та. 1994. № 1.

6.                       Завьялова Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования: дис. канд. психол. наук. М., 2000

7.                       Н. Г. Труфанова Физиологическая модель стресса ожидания у женщин /Вестник РГМУ: Периодический медицинский журнал. — 2010, Специальный выпуск № 2. — С.494.

8.                       Пайнз Д. (Piпes D.) Бессознательное использование своего тела женщиной: психоаналитический подход / Пер с англ. СПб., 1997

9.                       Филиппова Г. Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе// Психология сегодня. вып.3.-1996.-с..36–38.

10.                   Шелехов И. Л. Влияние типа акцентуации личности и структуры ценностей на формирование материнской функции беременных женщин: автореферат дис. канд. психол. наук. Томск, 2006.

11.                   Шмуклер А. Б. Психозы беременности: обзор литературы// Проблемы «продукции. 1995. № 2. С. 19–22.

12.                   Newton R. W. IV Psychosocial stress in pregnancy and its relation to low birth weight // British medical J. 1984. V. 288. Р. 1191–1194.

13.                   Nuckolls K. В., Саssel J., КарlапВ. G. Psychosocial Assets, Life crisis and the prognosis of pregnancy // Amer. J. Epidem. 1972. N5. Р. 431–441.

14.                   МсDопаld R. L. The role of emotional factors in obstetric complications: a review // Psychosom. Меd. 1968. N30. Р. 222–237.

15.                   МсDопаld R. L. The role of emotional factors in obstetric complications: a review // Psychosom. Меd. 1968. N30. Р. 222–237.

Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, III, женщина, ситуативная тревожность, триместр беременности, умеренный уровень, уровень тревожности, высокий уровень тревожности, повторнородящая женщин, уровень тревоги.

Похожие статьи

Эмоциональные состояния женщин, прервавших беременность...

личностная тревожность, III, ситуативная тревожность, женщина, триместр беременности, умеренный уровень, уровень тревожности, повторнородящая женщин, высокий уровень тревожности, уровень тревоги.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Цель коррекционной программы: снизить уровень личностной и ситуативной тревожности студентов.

С помощью «Шкалы тревоги Спилбергера» была проведена диагностика уровня личностной и ситуативной тревожности на студентах первого курса.

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка. В процессе обучения в вузе студенты сталкиваются со множеством проблем и трудностей, которые вызывают у них чувство тревоги.

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Похожие статьи

Эмоциональные состояния женщин, прервавших беременность...

личностная тревожность, III, ситуативная тревожность, женщина, триместр беременности, умеренный уровень, уровень тревожности, повторнородящая женщин, высокий уровень тревожности, уровень тревоги.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Цель коррекционной программы: снизить уровень личностной и ситуативной тревожности студентов.

С помощью «Шкалы тревоги Спилбергера» была проведена диагностика уровня личностной и ситуативной тревожности на студентах первого курса.

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка. В процессе обучения в вузе студенты сталкиваются со множеством проблем и трудностей, которые вызывают у них чувство тревоги.

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).