Бережливое производство в кризис, или Антикризисное управление | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Бикмухаметова, Н. А. Бережливое производство в кризис, или Антикризисное управление / Н. А. Бикмухаметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96974/ (дата обращения: 04.12.2024).



Концепция «бережливое производство» в последнее время все чаще становится популярной не только на производственных предприятиях, где она успешно применяется, но и в государственном секторе. Применение принципов «бережливого производства» в организациях государственной формы собственности позволяет сделать административную работу более эффективной, снизить затраты, повысить качество оказываемых услуг и удовлетворенность персонала своей работой, наиболее эффективно расходовать средства бюджета.

Ключевые слова: сокращение потерь, эффективный менеджмент, бережливое производство, эффективность.

The concept of «lean manufacturing» has recently become increasingly popular not only at manufacturing enterprises where it is successfully used, but also in the public sector. The application of the principles of «lean manufacturing» in state-owned organizations makes it possible to make administrative work more efficient, reduce costs, improve the quality of services provided and staff satisfaction with their work, and spend budget funds most efficiently.

Keywords: reduction of losses, effective management, lean production, efficiency.

Общественные изменения носят, как правило, комплексный характер, меняются формы собственности, социальная структура, ценности в обществе. Кроме того, они носят революционный характер, выражающийся, например, в изменении типа общественного устройства в России, качественный скачок этих изменений за относительно узкий временной интервал. Эти изменения происходят одновременно в различных сферах общественной жизни и синхронизированы между собой [4, с. 38].

Управление организацией будет эффективно, если персонал планирует использование рабочего времени, функции подразделений четко определены и письменно зафиксированы в положениях о структурных подразделениях, подчиненность подразделений по административным и функциональным вопросам строго разграничена, систематически контролируется не только результат работы, но и ход основных деловых процессов, с возможностью устранения возможных ошибок до момента выполнения работы, присутствует вовлеченность всего персонала в результативность работы [3, с. 22].

В процессе совершенствования системы управления организации в настоящее время широко применяются инструменты «бережливого производства». Совершенствование бизнес-процессов в организации прежде всего следует начинать с картирования потока создания «ценности» и анализа основных и вспомогательных процессов деятельности. Чтобы правильно выстроить поток, прежде всего, нужно понять, что в этом потоке добавляет ценность, а что является потерями, проблемами, снижающими эффективность деятельности организации.

В связи с чем, организации вынуждены осуществлять свою деятельность практически в турбулентной внешней среде, что неизбежно ведет к изменению и совершенствованию системы управления организацией [2, с. 174].

Высокие требования, которые предъявляют в настоящее время потребители к производителям товаров, работ и услуг, неизбежно стимулируют производителей постоянно улучшать качество своего бизнеса.

Несмотря на большой интерес к концепции «бережливого производства», а также большого числа научных исследований в этой области, оптимизация бизнес-процессов на предприятиях посредством данной методики является очень трудоемкой и не носит системный характер. Кроме того, высший менеджмент, как правило, ожидает мгновенных результатов и резкого увеличения эффективности вследствие применения инструментов «бережливого производства», и, как следствие, терпит неудачи.

Кроме прочего, инструменты «бережливого производства», в первую очередь, подлежат внедрению на производственных предприятиях, где считаются необходимостью для минимизации различного рода затрат, повышения производительности труда и увеличения прибыли.

Организации же непроизводственной сферы, в большинстве своем, государственные, оказывающие различного рода услуги населению, по ряду причин пренебрегают применением такого рода инструментов в своей работе.

Концепция применения «бережливого производства», сформулированная в нормативно-правовых актах и многочисленных публикациях зарубежных и отечественных авторов, позволяет непрерывно повышать результативность и эффективность бизнес-процессов на предприятиях, постоянно повышать удовлетворенность приобретенными товарами и (или) полученными услугами потребителей, эффективно управлять организационными изменениями и улучшить процессы менеджмента, своевременно, гибко и с опережением реагировать на изменение внешней среды и прогнозировать степень влияния ее изменений на бизнес-процессы предприятия [1, с. 48].

Реализация инструментов «бережливого производства» возможна при принятии высшим менеджментом предприятия необходимости организационных изменений, и, прежде всего, совершенствовании системы управления в организации.

Концепция применения «бережливого производства» позволяет непрерывно повышать результативность и эффективность бизнес- процессов на предприятиях, постоянно повышать удовлетворенность приобретенными товарами и (или) полученными услугами потребителей, эффективно управлять организационными изменениями и улучшить процессы менеджмента, своевременно, гибко и с опережением реагировать на изменение внешней среды и прогнозировать степень влияния ее изменений на бизнес-процессы предприятия.

Для достижения бережливости предприятия в условиях кризиса, могут использовать следующие инструменты:

  1. Инструмент 5S. Сущность данного инструмента состоит в грамотной организации рабочего места, что способствует увеличению эффективности работоспособности.
  2. Система всеобщего ухода за оборудованием (ТРМ). Операторы, ремонтный штат и специалисты должны принимать участие в повседневной работе согласно ТРМ на своем оборудовании. Они должны в команде разработать проверочный лист работ согласно ТРМ, который необходимо осуществлять и контролировать. Они должны вместе выявлять задачи и обсуждать возможные решения вопросов с оборудованием.
  3. Стандартные операционные процедуры (SOP). Создание стандартных операционных процедур, которые сотрудник может придерживаться без напряжения, обеспечивая заданный уровень качества и скорость производства.

Контроль абсолютно всех имеющихся операций и обеспечение их точности, преобразование рабочих инструкций в отделе обеспечения качества.

  1. Канбан — это метод подачи материалов, деталей и составляющих на производство основанный на оптимизации управления запасами, а так же позволяющий упростить перемещение запасов. Сущность данной методологии состоит в том, что все необходимые запасы перемещаются в точку применения на линии производства, а пополняются только при появлении канбан, или же сигнала сообщающего о расходовании материала. Система канбан требует меньшего числа операций с запасами и, соответственно, уменьшает объем деятельности по эксплуатации системы, обычно необходимой для поддержания в должном порядке промежуточной комплектации, расставленной на полу цеха
  2. Предотвращение ошибок (пока-ёкэ). Использование разных методов предотвращения человеческих ошибок представляет еще одну составляющую методологии формирования бережливого производства тесным способом сопряженную с выполнением требований ИСО 9000. Пока-ёкэ — это способ избежание ошибок, ликвидирующий саму вероятность позволить ошибку [1, с. 49].
  3. 6 Быстрая переналадка. Необходимо прослеживать продолжительность переналадок и уменьшать её, ликвидируя находящиеся в данных процессах скрытые потери. Методика учитывает исключение подъема тяжестей, применение определенных приборов и устройств, хранящихся рядом от места выполнения переналадки. Как можно наибольшее количество операций переналадки необходимо переместить из периода, когда спецоборудование выключено, в промежуток, когда спецоборудование может продолжать работать.
  4. Балансировка линий. Большая часть компаний поручает проблему проведения измерений и рационализации производственных линий на технологов, есть ряд моментов, когда значительную помощь могут оказать цеховые работники, так как они встречаются с процессом каждый день. Зафиксировав продолжительность каждого шага и процесса, а так же наименьшее и наибольшее время, требующееся оператору для выполнения каждого шага

Приобретенные сведения возможно применять в целях для определения числа сотрудников и обязательств, которые они обязаны осуществлять, для того чтобы реагировать на меняющиеся условия клиентов, а также с целью балансировки производственных линий на разных уровнях производства и получения общей информации

Большинство из вышеперечисленных методов предполагает действия, когда уже произведена дефектная продукция или некачественно оказана услуга, или допущены ошибки в ходе исполнения процесса или операции. Хотя с помощью этих инструментов и методов можно спрогнозировать вероятность появления дефектов и ошибок, тем не менее, в большинстве случаев это постконтроль. Однако инструменты встроенного качества, которые еще называют концепцией дзидока, предполагают предотвращение появления дефектных изделий. Среди инструментов встроенного качества особо стоит выделить автоматическую остановку линии и систему остановки для решения проблем.

Поскольку эти два метода подразумевают невозможность перехода дефектной продукции на следующий этап, они иллюстрируют принцип «Я не принимаю брак, я не делаю брак, я не передаю брак». Так как в данной фразе три раза повторяется «не», данный принцип называют еще «Три «НЕ» [4, с. 37].

Преимуществом инструментов встроенного качества является то, что они, не перенося брак на следующий этап, эти инструменты помогают выявлять причины проблем, поскольку при возникновении проблемы работа немедленно останавливается до решения этой проблемы, чтобы она не повторилась будущем.

Также инструменты встроенного качества нередко называют автономизацией, что предполагает привнесение человеческого интеллекта в работу автоматов. При этом оператор получает возможность работать на нескольких станках, так как оборудование само может распознать, качественное изделие выпущено или нет, качественно ли протекает процесс или нет.

Таким образом, устранение всех видов потерь должно рассматриваться как необходимое условие конкурентоспособности предприятия на рынке товаров, работ, услуг. Организационные изменения неизбежны и обусловлены реакцией предприятия на развитие окружающей внешней среды.

Литература:

  1. Анфиногентова, М. Д. Особенности внедрения концепции бережливого производства / М. Д. Анфиногентова // Modern Science. — 2022. — № 2–1. — С. 47–50.
  2. Блем, М. Ю. Роль научной организации труда в развитии теории и практики «бережливого производства» / М. Ю. Блем // Мировая наука. — 2022. — № 1(58). — С. 173–177.
  3. Гулин, В. М. Применение концепции бережливого производства на промышленных предприятиях / В. М. Гулин // Академическая публицистика. — 2022. — № 3–2. — С. 21–24.
  4. Самойлов, Г. В. Актуальность идей бережливого производства в условиях рыночной экономики / Г. В. Самойлов, Н. П. Матыцина, Н. М. Бухонова // Символ науки: международный научный журнал. — 2022. — № 2–1. — С. 37–38.
Основные термины (генерируются автоматически): встроенное качество, изменение, инструмент, SOP, бережливое производство, бизнес-процесс предприятия, внешняя среда, дефектная продукция, процесс менеджмента, управление организацией.


Похожие статьи

Бережливое производство как метод повышения эффективности работы предприятия

Рассмотрены основные аспекты теории бережливого производства на современном этапе. Бережливое производство концентрирует свое внимание на поэтапном сокращении всех видов потерь, что безусловно важно в условиях пандемии коронавируса и макроэкономическ...

Реструктуризация бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях

Данная статья посвящена описанию процесса реструктуризации бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях как важнейшему направлению по оздоровлению компании Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главная цель реструктуриз...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Анализ внутренней среды организации общественного питания

Целью статьи является обзор методов, определяющих лояльность сотрудников предприятия общественного питания. Создание и поддержание высокого уровня вовлеченности сотрудников является необходимым условием для каждой успешной организации, так как приве...

Корпоративная социальная ответственность предприятий нефтегазовой отрасли как PR-стратегия: анализ практик

В статье рассматривается роль корпоративной социальной ответственности (КСО) в нефтегазовой отрасли как эффективной PR-стратегии для улучшения имиджа и репутации компаний. Автор анализирует практики КСО в нефтегазовой отрасли, выявляя успешные пример...

Бюджетная модель компании и факторы ее определяющие (на примере ООО «WayUp»)

В современных рыночных условиях деятельности хозяйственного сектора, наиболее успешным и процветающим считается именно то предприятие, которое получает стабильную прибыль от своей деятельности. Данная задача может быть реализована с максимальной отда...

Внедрение современных технологий обучения новых сотрудников в организации

В статье разобраны проблемы, связанные с обучением новых сотрудников в организации, предложен ряд механизмов, которые призваны частично автоматизировать обучение нового персонала, тем самым снизив нагрузку со старших специалистов, а также повысить ка...

Роль коммуникаций в современном бизнесе

Роль обмена информацией в современном бизнес-сообществе чрезвычайно важна, так как с развитием технологий и ростом конкуренции, компании сталкиваются с необходимостью общаться с клиентами, партнерами и коллегами по всему миру. Для этого необходимо, ч...

Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации

В статье рассматривается проблема адаптации технологии «Управления по результатам» к российским условиям. Подробно анализируются составляющие элементы системы управления эффективностью. Автор подчеркивает широкое признание и развитие технологии в раз...

Особенности маркетинга в строительстве

В настоящее время строительные организации признают важность и необходимость использование маркетинга в системе управления. Применение маркетинга позволяет более качественно удовлетворять требования клиентов, а также способствует быстрой адаптации к ...

Похожие статьи

Бережливое производство как метод повышения эффективности работы предприятия

Рассмотрены основные аспекты теории бережливого производства на современном этапе. Бережливое производство концентрирует свое внимание на поэтапном сокращении всех видов потерь, что безусловно важно в условиях пандемии коронавируса и макроэкономическ...

Реструктуризация бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях

Данная статья посвящена описанию процесса реструктуризации бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях как важнейшему направлению по оздоровлению компании Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главная цель реструктуриз...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Анализ внутренней среды организации общественного питания

Целью статьи является обзор методов, определяющих лояльность сотрудников предприятия общественного питания. Создание и поддержание высокого уровня вовлеченности сотрудников является необходимым условием для каждой успешной организации, так как приве...

Корпоративная социальная ответственность предприятий нефтегазовой отрасли как PR-стратегия: анализ практик

В статье рассматривается роль корпоративной социальной ответственности (КСО) в нефтегазовой отрасли как эффективной PR-стратегии для улучшения имиджа и репутации компаний. Автор анализирует практики КСО в нефтегазовой отрасли, выявляя успешные пример...

Бюджетная модель компании и факторы ее определяющие (на примере ООО «WayUp»)

В современных рыночных условиях деятельности хозяйственного сектора, наиболее успешным и процветающим считается именно то предприятие, которое получает стабильную прибыль от своей деятельности. Данная задача может быть реализована с максимальной отда...

Внедрение современных технологий обучения новых сотрудников в организации

В статье разобраны проблемы, связанные с обучением новых сотрудников в организации, предложен ряд механизмов, которые призваны частично автоматизировать обучение нового персонала, тем самым снизив нагрузку со старших специалистов, а также повысить ка...

Роль коммуникаций в современном бизнесе

Роль обмена информацией в современном бизнес-сообществе чрезвычайно важна, так как с развитием технологий и ростом конкуренции, компании сталкиваются с необходимостью общаться с клиентами, партнерами и коллегами по всему миру. Для этого необходимо, ч...

Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации

В статье рассматривается проблема адаптации технологии «Управления по результатам» к российским условиям. Подробно анализируются составляющие элементы системы управления эффективностью. Автор подчеркивает широкое признание и развитие технологии в раз...

Особенности маркетинга в строительстве

В настоящее время строительные организации признают важность и необходимость использование маркетинга в системе управления. Применение маркетинга позволяет более качественно удовлетворять требования клиентов, а также способствует быстрой адаптации к ...

Задать вопрос