Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.11.2022

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Михеева, Ж. Е. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / Ж. Е. Михеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96776/ (дата обращения: 27.04.2024).



Развитие словарного запаса должно оцениваться по двум категориям: пассивный (понимание отдельных слов) и активный (использование слов в высказываниях).

Понимание всегда предшествует разговору. Словарное развитие ребенка в значительной степени зависит от среды, в которой они растут. Ребенок, который постоянно находится в окружении речи, читает книги, рассказывает о мире в манера, соответствующая их возрасту и когнитивному развитию, будет характеризоваться большей коммуникативной компетентностью [2].

Первые слова, произнесенные с пониманием, происходят между первым и вторым годом. Дети произносят все больше и больше отдельных слов. Со второго года из жизни эти ранние словесные высказывания называются голофразами, или односложными предложениями, в котором одно слово выражает более широкую мысль. Такие заявления, состоящие из одного слова, могут иметь двойственную природу. Один — референциальный, который заключается в соотнесении словесного ярлыка к обозначаемому объекту (с четкой связью между словами). Другой — комбинаторный, состоит из сочетания слов с ситуационный контекст. Тогда слово, произнесенное ребенком, становится звучным предложением, в зависимости от отношения и поведения ребенка [2].

Например, ребенок указывает на обувь матери и говорит «мама», что неявно означает «это мамины туфли». Ребенок поднимает руки вверх, говоря «мама», что означает, что он хочет, чтобы их мать взяла его на руки. Ребенок указывает на дверь и говорит «папа», так сказать, «папа ушел из дома». В результате улучшения языковых навыков, жесты и слова заменяются многословными высказываниями, первоначально существительными, и затем существительные, связанные с другими частями речи. Сложные предложения появляются в третий год жизни [2].

С возрастом и увеличением лингвистического словаря, а следовательно, и более высокого лингвистической компетентности, ребенок использует речь для регулирования отношений с окружающей средой.

Языковое поведение связано с действиями и актуальной ситуацией. В дошкольном учреждении ребенок развивает разговорные навыки. Этот процесс сопровождается изучением новых фраз для поддержания взаимодействия и признания роли получателя при создании собственных высказываний ребенка. Первоначально взаимодействие основано на совместном действии, на более поздней стадии развития именно диалог играет доминирующую роль.

Коммуникативная компетентность осуществляется в адаптации лингвистического поведения в отношении того, «кто говорит, с кем, при каких обстоятельствах и с какой целью» [5]. Можем пойти еще дальше и отметить, что на первом этапе развития ребенка развитие это не обязательно должно быть языковым поведением; дети правильно развивающиеся очень быстро учатся общаться со взрослыми с помощью жестов, мимики выражения или взгляды, то есть невербальное поведение.

Развитие речи у детей с отклонениями в развитии продолжается иначе, чем у здоровых. Многие исследователи считают, что, например, в отношении детей с нарушениями интеллекта следует говорить о двух моделях развития речи.

Первое правило относится к детям с легкой умственной отсталостью.

Задержка развития, которая существенно не отличается от развития людей в интеллектуальной норме в рамках механизмов передачи или получения лингвистические сообщения [5]. Речь детей с легкой умственной отсталостью характеризуется качественными, а не количественными изменениями. Дети с легкими интеллектуальными нарушениями характеризуются более низкой языковой и коммуникативной компетентностью. Вторая модель речи затрагивает лиц с глубокими психическими расстройствами.

Задержка речевого развития абсолютно отличается от речевого развития здоровых дети. На каждом этапе развития речи (слово, предложение, утверждение) дети люди с глубокими психическими отклонениями имеют недостатки, которые не могут быть исправлены. В результате из-за их накопления формирующий язык крайне ограничен [4].

Основным признаком умственной отсталости является задержка развития речь. Родители и окружение ребенка очень обеспокоены тем, что ребенок делает не говоря или говорит гораздо меньше, чем его сверстники. Чем глубже умственная отсталость, тем более серьезной является задержка речевого развития. Хотя развитие языка среди детей с нарушениями развития часто бывает задержка, они не лишены коммуникативных навыков. Эти дети часто предпочитают невербальное вербальному общение, потому что первое гораздо проще для них [2].

Еще большая решимость общаться с окружающей средой заключается и выражается детьми с потерей слуха.

Следует отметить, что генетически ранней актуальной формой знаково-символической важной деятельности является замещение. Данная способность к важному замещению чаще всего возникает в ходе нормативного развития в самом раннем детстве преимущественно в аспекте деятельности предметной при определенных условиях.

Одно из условий заключается в том, что у ребенка к данному моменту установилась и закрепилась связь между способами применения предметов и их важными значениями. Таким образом, внешние, реальные действия тесно связаны с внутренними функциональными свойствами. Второе условие определяется дальнейшим развитием этой связи, что выражается в преобразовании действия с предметами в предметно-игровое действие, а позже в игровое.

Особенность развития лексики и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показана в исследованиях М. В. Богданова-Березовского, В. К. Орфинской, Б. М. Гриншпун, Т. Б. Филичевой и др. [1, 2, 3].

Интеллектуальная недостаточность имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. На основе коррекционных заданий Р. Е. Левиной была предпринята попытка свести монотонность речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование компонентов речи. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Первый уровень характеризуется почти полным отсутствием вербальных средств общения или очень ограниченным их развитием в период, когда речь у нормально развивающихся детей уже полностью сформирована [6].

Второй уровень, Р. Е. Левина указывает на повышенную речевую активность детей, у них развивается фразовая речь. На этом уровне фраза остается фонетически и грамматически искаженной.

Третий уровень характеризуется появлением расширенной бытовой речи без грубых лексико-грамматических отклонений.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, при нормальном созревании и функционировании центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, выделяют неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также условия внешней среды.

В качестве ведущих признаков семиотического недоразвития Н. Г. Салмина выделяет [5]:

слабую способность детей к использованию формализованного языка и научной символики;

не сложившееся к началу школьного обучения умение переводить определенное содержание из одной знаковой системы в другую;

трудности разделения реального и символического планов;

неумение по знакам восстанавливать реальность и, наоборот, выражать понятийное содержание в разных знаковых средствах.

Наличие этих проблемных звеньев в освоении знаково-символических средств вызывает трудности в овладении основами наук даже у детей с сохранным интеллектом.

Литература:

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2001

2. Борисова Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию способности к замещению у детей с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2004.

3. Выготский Л. С. Предыстория развития письменной речи. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т 3. М., 1983.

4. Гаврилушкина О. П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников, отстающих в развитии // Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Минск, 1998.

5. Салмина Н. Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, слово, задержка развития, коммуникативная компетентность, легкая умственная отсталость, общее недоразвитие речи, полное отсутствие, умственная отсталость, языковое поведение.


Похожие статьи

Система логопедической работы по преодолению задержки...

Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2–3 лет.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети с нарушением слуха, слуховое развитие, речевое развитие.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний

Дети с умственной отсталостью не проявляют интереса к обучению.

Запас знаний и представлений у умственно отсталых детей очень бедный [3].

ребенок, моторная алалия, сенсорная алалия, развитие речи, речевое развитие, алалия, нарушение, речевая

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст...

Анартрия— умственная отсталость (безречевой ребёнок).

Характер речевой недостаточности. Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и

Состояние общей и мелкой моторики. ОНР неясного генеза— умственная отсталость.

моторная алалия, умственная отсталость, нарушение, ребенок, психическое развитие...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается

Ключевые слова: связная речь, умеренная умственная отсталость, тяжелые

Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб

Из опыта работы учителя-логопеда/Аутизм и нарушения развития — 2010. № 2. С. 57–62.

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического...

Ключевые слова: дефектология, умственная отсталость, психология, логопедия, педагогика

Следует отметить, что умственная отсталость разной степени тяжести наблюдается у

Как правило на этом этапе проводится развитие общей, мелкой и речевой моторики

формирование и развитие экспрессивной речи [5]. Таким образом, следует сделать вывод...

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой...

Диапазон речевого развития учащихся варьируется от практически полного отсутствия

Работа над коммуникативной стороной речи начинается с работы над разговорной речью.

Лалаева Р.И «Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников» Л,1988.

Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной...

Ключевые слова: умственная отсталость, речь, общение, коммуникативные навыки

С нарушением интеллекта тесно связано развитие речи. Степень их речевого развития чаще всего

Дети с умеренной умственной отсталостью плохо понимают чужую речь, они могут

Поскольку развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью находится на...

Особенности состояния импрессивной речи младших школьников...

Ключевые слова: умственная отсталость, импрессивная речь, младшие школьники

Нарушением речи умственно отсталых школьников занимались исследователи: Р. Е

Умственная отсталость легкой степени (F70) характеризуется состоянием IQ 50–69 (в

Исходя из рисунка 1, 50 % детей показали уровень развития импрессивной речи ниже среднего.

Задержка речевого развития детей младшего дошкольного...

Задержка речевого развития — достаточно распространённое среди детей раннего возраста явление.

Развитие коммуникативной функции речи в игровой... Речевое развитие ребенка с нарушением

Лалаева Р.И «Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников».

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер.

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием...

При системном недоразвитии речи, как правило, нарушаются такие языковые элементы как

Полноценное овладение речью служит главным условием развития личности ребенка.

при алалии, дизартрии, анартрии, общем недоразвитии речи, задержке речевого развития [8, с. 32].

развитие, системное недоразвитие речи, словарный запас, умственное развитие.

Похожие статьи

Система логопедической работы по преодолению задержки...

Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2–3 лет.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети с нарушением слуха, слуховое развитие, речевое развитие.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний

Дети с умственной отсталостью не проявляют интереса к обучению.

Запас знаний и представлений у умственно отсталых детей очень бедный [3].

ребенок, моторная алалия, сенсорная алалия, развитие речи, речевое развитие, алалия, нарушение, речевая

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст...

Анартрия— умственная отсталость (безречевой ребёнок).

Характер речевой недостаточности. Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и

Состояние общей и мелкой моторики. ОНР неясного генеза— умственная отсталость.

моторная алалия, умственная отсталость, нарушение, ребенок, психическое развитие...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается

Ключевые слова: связная речь, умеренная умственная отсталость, тяжелые

Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб

Из опыта работы учителя-логопеда/Аутизм и нарушения развития — 2010. № 2. С. 57–62.

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического...

Ключевые слова: дефектология, умственная отсталость, психология, логопедия, педагогика

Следует отметить, что умственная отсталость разной степени тяжести наблюдается у

Как правило на этом этапе проводится развитие общей, мелкой и речевой моторики

формирование и развитие экспрессивной речи [5]. Таким образом, следует сделать вывод...

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой...

Диапазон речевого развития учащихся варьируется от практически полного отсутствия

Работа над коммуникативной стороной речи начинается с работы над разговорной речью.

Лалаева Р.И «Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников» Л,1988.

Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной...

Ключевые слова: умственная отсталость, речь, общение, коммуникативные навыки

С нарушением интеллекта тесно связано развитие речи. Степень их речевого развития чаще всего

Дети с умеренной умственной отсталостью плохо понимают чужую речь, они могут

Поскольку развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью находится на...

Особенности состояния импрессивной речи младших школьников...

Ключевые слова: умственная отсталость, импрессивная речь, младшие школьники

Нарушением речи умственно отсталых школьников занимались исследователи: Р. Е

Умственная отсталость легкой степени (F70) характеризуется состоянием IQ 50–69 (в

Исходя из рисунка 1, 50 % детей показали уровень развития импрессивной речи ниже среднего.

Задержка речевого развития детей младшего дошкольного...

Задержка речевого развития — достаточно распространённое среди детей раннего возраста явление.

Развитие коммуникативной функции речи в игровой... Речевое развитие ребенка с нарушением

Лалаева Р.И «Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников».

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер.

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием...

При системном недоразвитии речи, как правило, нарушаются такие языковые элементы как

Полноценное овладение речью служит главным условием развития личности ребенка.

при алалии, дизартрии, анартрии, общем недоразвитии речи, задержке речевого развития [8, с. 32].

развитие, системное недоразвитие речи, словарный запас, умственное развитие.

Задать вопрос