Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 декабря, печатный экземпляр отправим 9 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 12.03.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Мертвищева, К. З. Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью / К. З. Мертвищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68024/ (дата обращения: 27.11.2020).



В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной работы и описана стратегия психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с данной патологией.

Ключевые слова: дефектология, умственная отсталость, психология, логопедия, педагогика, медицина, тератогенный фактор.

Олигофрения относится к общей группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза. Характеризуется недоразвитием психики, личностных качеств ребенка и всего организма в целом. Многообразие нарушений психических процессов у умственно отсталого ребенка носят стойкий характер и оказывают негативное влияние на все психофизиологические процессы в целом, значительно затруднена коммуникация с окружающими, что несомненно препятствует формированию процессов обучения, воспитания, восприятия и социокультурной адаптации.

Однако, следует дифференцировать умственную отсталость и деменцию — приобретенный дефект, в котором нередко выявляются остаточные знания, умения и навыки, лексика часто относительно сохранна, имеется склонность к разнообразным эмоциональным проявлениям.

Следует отметить, что умственная отсталость разной степени тяжести наблюдается у довольно многочисленной категории детей. Исходя из этого, следует отметить, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день как никогда, поскольку прослеживается четкая тенденция к увеличению численности детей с данной патологией.

В разные годы изучением ментальных процессов умственно отсталых детей занимались В. П. Зинченко, М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гольперин.

Сам термин «интеллект» имеет длинную историю становления в научных кругах. М.А. Холодная характеризует «интеллект» как психологическую основу разумности, а главнейшая цель и назначение интеллекта это не что иное, как создавать порядок из беспорядка основываясь на приведении в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями окружающей реальности [3]. Однако, несмотря на то, что данная проблема, казалось бы, всесторонне изучена, описана во множестве научных трудов и широко известна в научных кругах, нельзя с полной уверенностью сказать, что данная тема относится к числу уже устоявшихся дефектологических или психологических терминов.

В некоторой научной литературе интеллект характеризуется как:

− система умственных операций;

− когнитивная функция;

− стиль индивидуального подхода к решению той или иной ситуации, которая требует познавательной активности.

Следует отметить, что существуют причины возникновения умственной отсталости. К таким причинам следует отнести различные перинатальные, натальные и постнатальные патологии, многообразие тератогенных факторов таких как эндокринные патологии различной степени тяжести, вредные привычки матери, бесконтрольный прием препаратов в частности антибиотиков, гормональных препаратов и т.д., генетические патологии тоже имеют немаловажную роль, инфекционно-токсические заболевания, опухоли, кисты, гематомы, сотрясения, ушибы мозга являются чуть ли не самыми опасными травмирующими факторами [1].

Как показывает практика, при сборе анамнеза и изучении медицинских карт у всех детей с установленным диагнозом — умственная отсталость имеются различные одиночные или сочетанные патологии. В анамнезе подавляющего большинства детей есть данные, достоверно свидетельствующие о наличии нарушений биомеханики родов, обвитии пуповины, гипоксии плода, родовых травмах, что свидетельствует о том, что данная патология имеет сугубо органический характер и не может быть компетенцией одного лишь психолога, дефектолога или логопеда. Органический генез подразумевает в первую очередь медикаментозное лечение, разумеется, в неразрывном тандеме с дефектологическим, психологическим и логопедическим сопровождением. Данная модель взаимосвязи между специалистами является едва ли не одной из самых продуктивных, что подтверждается положительной динамикой и высокими коррекционными результатами.

Коррекционная работа в комплексе с медикаментозной терапией позволяет решить те или иные, актуальные на всех этапах коррекционного воздействия, проблемы, сгладить возникшие трудности в освоении дидактического материала, скомпенсировать нарушенные высшие психические функции.

Таким образом, коррекционный процесс в отношении детей с умственной отсталость имеет массу нюансов и должен рассматриваться как нечто требующее комплексного, всестороннего и глубокого изучения.

Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа:

− подготовительный этап характеризуется созданием предпосылок для успешного освоения дидактического материала, он является наиболее продолжительным по времени. Как правило на этом этапе проводится развитие общей, мелкой и речевой моторики;

− начальный этап включает в себя более глубокое и всесторонее развитие крупной, мелкой и речевой моторики, присоединяются задания для усвоения лексических и грамматических связей языка, а так же задания по сенсорному развитию. Весь материал многократно повторяется, с течением он должен постепенно усложняться;

− тренировочный этап включает в себя отработку полученных знаний, умений и навыков. Материалы различных разделов закрепляются в игровой, предметно — игровой и элементарной учебной деятельности;

− заключительный этап включает в себя совершенствование функций и процессов высших психических функций [2].

Основные направления работы с умственно отсталыми детьми:

− развитие перцепции, сенсорного восприятия;

− развитие способности использования невербальных компонентов коммуникации;

− развитие оптико-моторной координации, мелкой и артикуляционной моторики;

− развитие нормального речевого дыхания и голосовых функций;

− развитие чувства ритма;

− развитие импрессивной речи;

− формирование и развитие экспрессивной речи [5].

Таким образом, следует сделать вывод, что при грамотном построении коррекционного процесса дети с умственной отсталостью способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, тем самым положительно влияя на развитие коммуникативной сферы в целом. Именно для данной категории детей обучение коммуникативным навыкам, является едва ли не основным направление коррекционной работы, поскольку именно по средствам коммуникации ребенок адаптируется к условиям окружающей действительности и учится жить в гармонии с обществом и миром в целом.

Литература:

  1. Айзман Н.И, Лебедев А.В, Иашвили М. В. Медико-биологические основы дефектологии 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата.- М.: Юрайт, 2019.- 224с.
  2. Малер А.Р, Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений-М.:Академия,2003. — 195с.
  3. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.- М.:Юрайт,2019.-334с.
  4. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта.-Спб.:Союз,2000.-32с.
  5. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- 2-е изд., перераб. и дополненное.-Спб.:Речь,2005.-477с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, коррекционная работа, дидактический материал, коррекционный процесс, патология, развитие, ребенок, речевая моторика, этап.


Похожие статьи

Структура работы по развитию речи в классах для детей...

ребенок, письменная речь, работа, развитие речи, слово, умение, умственная отсталость, развитие, отсталый ребенок, выраженная умственная отсталость. Формирование коммуникативной деятельности у детей... Развитие устной речи у учащихся с умеренной...

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой...

Вся речевая работа с учащимися нацелена на развитие их коммуникативного потенциала и возможностей.

Первый шаг коррекционной работы с неговорящими учащимися с глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями учащимися...

Разработка и внедрение игр для усовершенствования...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием... Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного

Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет...

Применение развивающих пособий в коррекционной работе...

У большинства детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеются и другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства

Использование развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта позволяет...

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы...

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. При умственной отсталости в различной степени нарушены операции. Нарушения фонетической стороны речи в специальной (коррекционной) школе встречаются гораздо чаще, чем в общеобразовательной.

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по...

Таким образом, в процессе проведения коррекционной работы по развитию восприятия у детей раннего возраста с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи способствует расширению пассивного и активного словаря, формированию развернутой...

Технология проектирования индивидуальной логопедической...

Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) проводится в рамках внеурочной...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. Особенности логопедической работы с...

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по...

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей

Данный материал предназначен для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с...

Структура работы с детьми с ЗПР по развитию речи (из опыта...)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, развитие, работа, фразовая речь, программное содержание, детская художественная литература

Этапы работы по формированию связной речи детей. Развитие движений с помощью музыки.

Похожие статьи

Структура работы по развитию речи в классах для детей...

ребенок, письменная речь, работа, развитие речи, слово, умение, умственная отсталость, развитие, отсталый ребенок, выраженная умственная отсталость. Формирование коммуникативной деятельности у детей... Развитие устной речи у учащихся с умеренной...

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой...

Вся речевая работа с учащимися нацелена на развитие их коммуникативного потенциала и возможностей.

Первый шаг коррекционной работы с неговорящими учащимися с глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями учащимися...

Разработка и внедрение игр для усовершенствования...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием... Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного

Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет...

Применение развивающих пособий в коррекционной работе...

У большинства детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеются и другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства

Использование развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта позволяет...

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы...

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. При умственной отсталости в различной степени нарушены операции. Нарушения фонетической стороны речи в специальной (коррекционной) школе встречаются гораздо чаще, чем в общеобразовательной.

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по...

Таким образом, в процессе проведения коррекционной работы по развитию восприятия у детей раннего возраста с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи способствует расширению пассивного и активного словаря, формированию развернутой...

Технология проектирования индивидуальной логопедической...

Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) проводится в рамках внеурочной...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. Особенности логопедической работы с...

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по...

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей

Данный материал предназначен для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с...

Структура работы с детьми с ЗПР по развитию речи (из опыта...)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, развитие, работа, фразовая речь, программное содержание, детская художественная литература

Этапы работы по формированию связной речи детей. Развитие движений с помощью музыки.

Задать вопрос