Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 3393 раза

Библиографическое описание:

Вяткина, С. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения / С. В. Вяткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 321-322. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54899/ (дата обращения: 19.04.2024).



Развитие речи ребенка происходит поэтапно, и формируется в зависимости от зрелости коры головного мозга, органов слуха, зрения, моторного развития и определяется индивидуальными психофизиологическими особенностями ребенка [3].

Л. С. Выготский полагал, что «…если ребенок до трех лет по каким-либо причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому…» [2, с. 138].

«Системное недоразвитие речи» является диагнозом, который логопеды ставят детям с органическими поражениями мозга. Детям с сохранным слухом и интеллектом ставится диагноз «общее недоразвитие речи». Итоговый диагноз может быть поставлен после того, как ребенок пройдет прием у невролога, психолога и логопеда. Заметим, что указанные выше диагнозы детям младше 5 лет [1, с. 4].

Системное недоразвитие речи — комплекс расстройств речевого аппарата, сопровождающийся дисфункцией грамматики, фонематики, лексики, звуковой части лексикона.

При системном недоразвитии речи, как правило, нарушаются такие языковые элементы как:

– фонетика — ребенок произносит неправильно некоторые звуки;

– лексика — ребенок не владеет словарным запасом, предусмотренным к использованию в его возрасте;

– грамматика — существуют нарушения при подборе падежных окончаний, составлении предложений [5, с. 43].

Полноценное овладение речью служит главным условием развития личности ребенка. Речь начинает формироваться со стадии начала «лепета» и проходит через несколько возрастных этапов. В случае, если речь развивается нормально, ребенок сможет овладеть основными языковыми закономерностями. Часто возникают ситуации, когда происходит задержка темпа речевого развития, что ведет к трудностям в общении, отрицательно влияет на общее развитие ребенка и на его познавательную активность. Нарушение развития речи является результатом недоразвития высших психических функций. Как правило, у детей с указанными нарушениями имеются достаточные возможности умственного развития, однако, у них появляется вторичное отставание психики, поэтому таких детей ошибочно считают интеллектуально неполноценными [3].

Дети с нарушением развития речи имеют скудный речевой запас. Хотя многие дети с указанными нарушениями понимают обращенную к ним речь, сами они не могут обращаться к окружающим. Вследствие чего происходит «выброс» таких детей из социума [3].

Е. Ф. Соботович, полагает, что чаще всего речевые расстройства носят системный характер, следовательно, страдает фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и синтаксическая стороны речи. Системное нарушение речевой деятельности проявляется при алалии, дизартрии, анартрии, общем недоразвитии речи, задержке речевого развития [8, с. 32].

Т. Б. Филичева в процессе наблюдения за детьми с отсутствием общеупотребительной речи заметила нестойкость в произношении звуков, нарушение слоговой структуры слов, преобладании одно-двухсложных слов [7, с. 14].

Г. И. Жаренкова в результате своих исследований установила, что дети с нарушением речи в основном ориентируются на ситуацию, интонацию и мимику. Кроме того, у таких детей преобладают неврологические и психопатологические синдромы [4, с. 66].

Процесс развития речи включает в себя пополнение словарного запаса, понимание грамматических форм и категорий. Данный процесс связан со слуховым вниманием, которое у таких детей развито плохо, поэтому им сложно различать на слух новые слова, и их элементы [3].

Навыки по умению различать, выделять и произносить звуки, слоги, слова ведут к обогащению языкового словаря. Основываясь на этом правиле, Р. Е. Левина считает, что развитие речи «…возможно только при тесном взаимодействии в развитии всех сторон речи, ее лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя…» [4, с. 101].

В результате необходимого количества разговорной речи у безречевых детей проявляются невротические черты характера; вялость, обидчивость, заторможенность, замкнутость; повышенная раздражительность, неуверенность в себе, импульсивность, гиперактивность [5, с. 51].

Дети с отсутствием общеупотребительной речи имеют недоразвитие памяти, внимания, мышления, восприятия — объем памяти снижается, словесные конструкции ограничены. Произвольные высказывания у таких детей отсутствуют, так как им трудно подобрать слова, а затем и воспроизвести их [3].

Дети с общим недоразвитием речи (далее по тексту — ОНР) не могут овладеть фонематическим анализом по причине отсутствия четкого звукового образа слова. Дети с недоразвитием речи имеют несоответствие между уровнем речевого и умственного развития. ОНР проявляется на фоне минимальной мозговой дисфункции, характеризуется в раннем возрасте повышенным мышечным тонусом, возбудимостью, задержкой психомоторного развития. Уже к 3 годам у детей с ОНР ярко выражена моторная неловкость, отмечаются несформированные навыки интеллектуальной деятельности [6, с. 9].

На основании вышеизложенного, мы пришли к выводу, что активизировать речь у не говорящих детей, относящихся к разным нозологическим группам возможно с помощью разделительного подхода к диагностике и коррекции языковых и неязыковых нарушений у детей с отсутствием вербальных средств общения.

Литература:

1. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 3–9.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 500 с.

3. Дифференцированный подход к активизации речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения // Бесплатная электронная библиотека — Авторефераты, диссертации, конференции. URL: http://konf.x-pdf.ru/18jazykoznanie/162647–1-differencirovanniy-podhod-aktivizacii-rechevoy-deyatelnosti-detey-otsutstviem-verbalnih-sredstv-obscheniya.ph (дата обращения: 08.12.2018).

4. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи: учебное пособие. — М.: АСТ-Пресс, 2012. — 128 с.

5. Жулина Е. В., Белов С. В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник психотерапии. — 2007. — № 23. — С. 42–57.

6. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М.: ГУПИ МП РСФСР, 1951. — 120 с.

7. Лурия А. Р., Юдович Д. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. — М.: ГУПИ МП РСФСР, 1956. — 182 с.

8. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). — М.: Классик-с Стиль, 2013. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речь, нарушение, нарушение развития речи, общее недоразвитие речи, общеупотребительная речь, речевое развитие, системное недоразвитие речи, словарный запас, умственное развитие.


Похожие статьи

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство. Под общим недоразвитием речи у детей

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Развитие навыков пересказа у детей с...

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным...

Количество детей с системным недоразвитием речи (стойкое недоразвитие механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка) с каждым годом увеличивается. Уровень развития связной повествовательной речи детей...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Нарушения речевого развития детей исследуются в логопедии, усилия специалистов при этом направлены на максимальное преодоление дефектов речи. Речь имеет важнейшее значение для полноценности коммуникативной функции взаимодействия, для общего развития и...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе...

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у детей...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи...

Тяжелое нарушение речи — одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, количество детей с ТНР различной степени выраженности составляет преимущественное большинство.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

В настоящее время актуальна проблема развития лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Лексический строй речи представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой...

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство. Под общим недоразвитием речи у детей следует понимать

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от психофизического состояния ребёнка до полного отсутствия...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Как утверждает Р. Е. Левина, «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Библиографическое описание: Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них...

Похожие статьи

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство. Под общим недоразвитием речи у детей

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Развитие навыков пересказа у детей с...

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным...

Количество детей с системным недоразвитием речи (стойкое недоразвитие механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка) с каждым годом увеличивается. Уровень развития связной повествовательной речи детей...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Нарушения речевого развития детей исследуются в логопедии, усилия специалистов при этом направлены на максимальное преодоление дефектов речи. Речь имеет важнейшее значение для полноценности коммуникативной функции взаимодействия, для общего развития и...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе...

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у детей...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи...

Тяжелое нарушение речи — одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, количество детей с ТНР различной степени выраженности составляет преимущественное большинство.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

В настоящее время актуальна проблема развития лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Лексический строй речи представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой...

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство. Под общим недоразвитием речи у детей следует понимать

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от психофизического состояния ребёнка до полного отсутствия...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Как утверждает Р. Е. Левина, «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Библиографическое описание: Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них...

Задать вопрос