Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.11.2022

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Румянцева, Ю. Н. Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе / Ю. Н. Румянцева, Я. И. Шкурат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96744/ (дата обращения: 27.04.2024).



Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие.

Обучение детей с ОВЗ в ресурсном классе позволяет сделать обучение индивидуальным для каждого ученика. Образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ЦПМПК (центральной-психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются индивидуальные особенности ребенка, трудности и потребности. АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа), разрабатывается и реализуется всеми специалистами, которые работают с обучающимся.

Ключевые слова: ресурсный класс, нарушения слуха, школьники с ограниченными возможностями здоровья.

Children with disabilities are children who have various physical and mental disabilities. Such deviations do not allow them to lead a full life and hinder their overall development.

Teaching children with disabilities in the resource class allows you to individualize learning for each student. An individual educational program for a student of the resource class is compiled in accordance with the recommendations of the CPMPC (Central Psychological-Medical-Pedagogical Commission). When developing the program, the individual characteristics of the child, difficulties and needs are also taken into account. AOOP (adapted basic general education program) is developed and implemented by all specialists who work with the student.

Keywords: resource class, hearing impairment, schoolchildren with disabilities.

Современные тенденции гуманизации общего и специального образования, ориентация на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка на разных этапах развития и обучения требуют от педагогов и психологов методы подхода в развивающей и коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха. [2, с. 4] Ресурсный класс-это один из таких методов.

Ресурсный класс — это образовательная модель, предполагающая инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такой класс дает право на образование всем детям и позволяет осуществлять обучение каждого ученика в благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями, чтобы он смог включиться в жизнь образовательного учреждения в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.

Организации ресурсного класса:

  1. готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с нарушениями слуха;
  2. наличие команды специалистов ресурсного класса;
  3. решение вопросов финансирования ресурсного класса.

В ресурсном классе для обучающихся с нарушениями слуха должно быть не больше 8 человек.

Формирование у детей с нарушениями слуха устной и письменной речи — одна из важнейших и сложных задач их воспитания и обучения. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется исключительнейшей ролью устной речи в жизни людей как способа общения, основы владения языком и инструмента мысли. [3, с.7] Дети с нарушениями слуха имеют особенности познавательной деятельности — недоразвитие познавательных функций: памяти, восприятия, внимания, мышления. Но самое главное, у них отсутствуют широкие речевые возможности. Трудности в овладении устной речью не позволяют детям с нарушением слуха в полной мере включиться в общество слышащих людей и перейти от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, что оказывает глубокое влияние на становление их личностных качеств.

Устная и письменная речь детей с нарушениями слуха аграмматична. Много пропусков букв и слов, отмечаются проблемы, связанные с пониманием словесных форм высказываний и формулированием собственных мыслей по законам языка; трудности, связанные с использованием речи в качестве мыслительных средств.

Словарный запас скуден, необходимо разбирать значение каждого слова, что способствует потере интереса к чтению. Дети читают тексты механически, неосознанно, запоминают их дословно. Используют в речи однообразные слова и фразы, однотипные грамматические конструкции.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха необходимо начинать с накопления предметного словаря. Далее им требуется формирование фраз различной логической структуры. Это необходимо отрабатывать с детьми в разных видах деятельности, необходимы вопросы, повествование, побуждение, отрицание. В быту и во всех сферах жизни необходимо учить детей правильно выражать свои потребности: просьбы, желания, согласие, отрицание, удивление, обиду и т. п. Такие потребности возникают у детей в процессе общения с взрослыми и между собой. [4, с. 451]

В ресурсном классе образовательный процесс основан на взаимодействии учителя и ученика, а также в общении детей между собой. С самых первых дней школьного обучения ребенок с нарушениями слуха может испытывать специфические трудности в установлении и поддержании такого взаимодействия. [1, с. 115]

Детям с нарушениями слуха, обучающимся в ресурсных классах, необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата для того, чтобы общаться с окружающими и хорошо учиться, систематическая коррекционная работа с дефектологом-сурдопедагогом. Не стоит также забывать и о том, что дети с нарушениями слуха воспринимают обращенную к ним речь не только на слух, но и слухо-зрительно. Для этого необходимо, при обращении к такому ребенку стоять к нему лицом и четко произносить слова.

Главным предметом у таких детей является «Русский язык», который в свою очередь разделяется на формирование грамматического строя и развитие речи. Для этого предмета характерна специальная работа над словарем и грамматическим строем языка. Эта работа способствует формированию у детей понимания значений слов, навыка их правильного употребления в речи, выработке умения строить предложения и изменять формы слов. На занятиях дети учатся обобщать языковые факты.

Специально организованная работа над словом и предложением, ускоряет овладение языком.

Задачи работы над словарем:

– обогащение словарного запаса учащихся;

– уточнение и расширение понимания обучающимися значений слов;

– выработка у детей умения правильно употреблять слова в самостоятельной устной и письменной речи, умения выделять в слове отдельные его части и самостоятельно образовывать новые слова на этой основе.

На уроках большое внимание уделяется различным упражнениям в группировке слов на основе разных признаков (сходство или противоположность в значении слов, их составных частей и т. д.), а также упражнениям в анализе состава слова и в самостоятельном образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

На уроках рекомендуется проводить следующие виды устных и письменных упражнений:

1. Анализ состава слова и образование новых слов.

2. Группировка слов, обозначающих предметы, признаки предметов и признаки действий предметов.

3. Составление слов из их частей, а также составление словосочетаний и предложений из деформированного текста.

4. Самостоятельное составление словосочетаний и предложений с новыми словами по показу предмета или действия, а также по картинкам.

На уроках русского языка и развития речи необходимо работать над грамматической правильностью речи, т. к. у детей с нарушениями слуха она нарушена. Учитель должен предложить ребенку задания на составление словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Это поспособствует корректированию и закреплению у ученика с нарушениями слуха навыков грамматически правильной речи.

Литература:

1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Совестский спорт, 2004. — 304с.

2. В. В. Ткачева, Ю. А. Труханова. Технологии психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников. Национальный книжный центр (НКЦ), 2013г.

3. Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. Методика обучения произношению в школе глухих. Просвещение, 1971г.

4. Шкурат Я. И., Шевырева Т. В. Использование наглядных средств в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья. //Международный научный журнал «Молодой ученый», 2020г., с.451–453.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ресурсный класс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, развитие речи, слово, AOOP, CPMPC, письменная речь, устная речь.


Похожие статьи

Методы и приёмы коррекции нарушений письма...

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом.

На уроках письма и развития речи в начальных классах применяются

- М., 1978. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение...

Речь детей с нарушением слуха строиться постепенно, с постоянной опорой на вспомогательный материал (картинки, игрушки и другие предметы). Развитие речи у таких детей начинается с накопления предметного словаря.

речевое развитие, ребенок, письменная речь, русский язык...

...детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются стойкие нарушения речи.

Особо распространены среди учеников коррекционных школ нарушения письменной речи.

- собери из букв заданное слово, фразу; - вставь недостающую букву в слово и др.

письменная речь, развитие, методика, класс, инструкция, задание, ограниченная...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе

-развитие речевого слуха у детей носит поэтапный характер, уровень развития речевого

6.Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников.

7. Обучение учащихся подготовительного, I – IV классов школы глухих. /

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках...

В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

При чем такие дети обучаются как в общем классе, так и на дому.

Для развития фразовой речи у детей с ОВЗ, для увеличения словаря и умения

Федоренко Л. П. Развитие речи учащихся на уроках грамматики. М., 1955.

Совершенствование речевых и слуховых навыков на...

...воспринимать и воспроизводить устную речь, научить не бояться пользоваться устной речью в среде слышащих.

искажением звуко-слоговой структурой слов, развивают слух, речь детей, помогают уточнять лексическое значение слов.

Им хотелось чётко, безошибочно, выразительно произнести речь диктора.

Для развития диалогической речи активно использую со всеми ребятами такие задания...

Использование компьютерных технологий в речевом развитии...

Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии

в Российской Федерации» четко определяет категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Преимущества использования компьютерных технологий с детьми с ОВЗ

Она позволяет эффективно работать с детьми с различными нарушениями речи.

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста...

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука, правое полушарие, клетка, слово. ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота, письмо, звук, речевая деятельность.

Изучение устной речи детей младшего школьного...

Ключевые слова: устная речь, нарушения слуха, младший школьный возраст, слабослышащие дети, фонематические процессы, речевое недоразвитие.

Развитие устной речи детей с нарушениями слуха остаётся одной из

К ОВЗ у детей младшего школьного возраста относят нарушение слуха, речи...

Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Похожие статьи

Методы и приёмы коррекции нарушений письма...

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом.

На уроках письма и развития речи в начальных классах применяются

- М., 1978. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение...

Речь детей с нарушением слуха строиться постепенно, с постоянной опорой на вспомогательный материал (картинки, игрушки и другие предметы). Развитие речи у таких детей начинается с накопления предметного словаря.

речевое развитие, ребенок, письменная речь, русский язык...

...детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются стойкие нарушения речи.

Особо распространены среди учеников коррекционных школ нарушения письменной речи.

- собери из букв заданное слово, фразу; - вставь недостающую букву в слово и др.

письменная речь, развитие, методика, класс, инструкция, задание, ограниченная...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе

-развитие речевого слуха у детей носит поэтапный характер, уровень развития речевого

6.Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников.

7. Обучение учащихся подготовительного, I – IV классов школы глухих. /

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках...

В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

При чем такие дети обучаются как в общем классе, так и на дому.

Для развития фразовой речи у детей с ОВЗ, для увеличения словаря и умения

Федоренко Л. П. Развитие речи учащихся на уроках грамматики. М., 1955.

Совершенствование речевых и слуховых навыков на...

...воспринимать и воспроизводить устную речь, научить не бояться пользоваться устной речью в среде слышащих.

искажением звуко-слоговой структурой слов, развивают слух, речь детей, помогают уточнять лексическое значение слов.

Им хотелось чётко, безошибочно, выразительно произнести речь диктора.

Для развития диалогической речи активно использую со всеми ребятами такие задания...

Использование компьютерных технологий в речевом развитии...

Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии

в Российской Федерации» четко определяет категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Преимущества использования компьютерных технологий с детьми с ОВЗ

Она позволяет эффективно работать с детьми с различными нарушениями речи.

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста...

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука, правое полушарие, клетка, слово. ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота, письмо, звук, речевая деятельность.

Изучение устной речи детей младшего школьного...

Ключевые слова: устная речь, нарушения слуха, младший школьный возраст, слабослышащие дети, фонематические процессы, речевое недоразвитие.

Развитие устной речи детей с нарушениями слуха остаётся одной из

К ОВЗ у детей младшего школьного возраста относят нарушение слуха, речи...

Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Задать вопрос