Использование наглядных средств в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 29.12.2020

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Шкурат, Я. И. Использование наглядных средств в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья / Я. И. Шкурат, Т. В. Шевырёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 451-454. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77086/ (дата обращения: 03.12.2021).



Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети имеющие различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и нарушают их общее развитие.

Наглядность предполагает принцип организации обучения с опорой на восприятие предметов и явлений. Участвовать должны все органы чувств.

В норме грамматический строй речи ребёнка строится постепенно, путём подражания взрослым. У детей с нарушением слуха всё иначе. Такие дети воспринимают всё благодаря наглядности и тактильности.

Ключевые слова: наглядные средства, нарушение слуха, школьники с ограниченными возможностями здоровья.

Children with disabilities are children with various physical and mental disabilities. Such deviations do not allow them to lead a full life and disrupt their overall development.

Visibility implies the principle of organizing training based on the perception of objects and phenomena. All senses must participate.

Normally, the grammatical structure of a child's speech is built gradually, by imitating adults. It's different for children with hearing impairments. Such children perceive everything thanks to clarity and tactility.

Keywords: visual AIDS, hearing impairment, students with disabilit.

На современном этапе становления отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, является одним из главных моментов. Для таких детей особенно важно отношение к ним окружающих их людей. Современное обучение детей с ОВЗ направленно на их полную интеграцию в общество.

Ф. Ф. Рау считал, что формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания [12]. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли [1].

Рассматривая устную речь в качестве разновидности словесной речи, следует иметь в виду ее лексические, грамматические особенности и главным образом те материальные средства, которые используются в речи для выражения и различения смысла [15;16].

Эти звуковые по своей природе средства в конечном счете сводятся к варьированию таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывность.

Все эти вариации звучания укладываются в некоторый определенный динамический и частотный диапазон.

Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским): речь занимает центральное место в процессе психического развития, развития речи; развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом; речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово — средство общения), номинативная (слово — средство указания на предмет) и познавательная (сигнификативная) функция (слово — носитель сообщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с другом; речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую; в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, форму и ее семантическую (смысловую) сторону; слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения; процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т. е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова. [15]

Речь детей с нарушением слуха строиться постепенно, с постоянной опорой на вспомогательный материал (картинки, игрушки и другие предметы). Развитие речи у таких детей начинается с накопления предметного словаря. Далее таким детям требуется формирование фраз различной логической структуры. Это необходимо отрабатывать с ними в разных видах деятельности, необходимы вопросы, отрицание, повествование, побуждение. В быту и во всех сферах жизни необходимо учить детей правильно выражать свои потребности: просьбы, желания, согласие, отрицание, удивление, обиду и т. п. Такие потребности возникают у детей в процессе общения с взрослыми и между собой.

Вся наглядность систематизирована по различным признакам: по возрастным группам, по цели назначения, по фонетическому принципу, по позициям звуков, по принципу возрастания самостоятельности.

При составлении речевого материала соблюдают ряд требований: речевой материал должен соответствовать программным требованиям. Он должен быть актуальным, нести коммуникативную направленность. Смысловое содержание материала должно быть знакомо обучающимся, речевой материал должен подбираться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

С помощью наглядных средств создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную и речевую деятельность.

Наглядные средства дают возможность детям, представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.

Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Все предлагаемые наглядные средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития речевой практики, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. [10].

Например, перед одеванием детей на прогулку родитель или педагог использует такой материал разговорной речи:

— Куда мы сейчас пойдём?

— Правильно, мы пойдём гулять.

— Какая сегодня погода?

— Да. Сегодня ясная, солнечная погода. Но на улице прохладно.

— Какую одежду мы будем надевать? У тебя есть куртка?

— Да. У меня есть куртка.

— А у Паши есть свитер. А у тебя есть шарф?

— Нет. У меня капюшон.

— Во дворе мы будем качаться на качелях. Потом мы будем собирать осенние листья и сделаем красивый букет.

— Мы будем кататься на санках?

— Нет.

— Почему? и т. п.

Во время одевания и выхода на прогулку все действия сопровождаются вопросами, побуждениями, сообщениями.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

  1. Метод иллюстраций
  2. Метод демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией предметов, приборов, опытов. К демонстрационным методам также относятся показ кинофильмов, компьютерных презентаций.

Есть некоторые методические условия:

  1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.
  2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.
  3. Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации.
  4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Из различных видов наглядности — натуральной, изобразительной, символической — широкое применение в обучении находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия [13;14].

В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на занятии. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой образовательной, воспитательной задачи занятия. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу различных анализаторов.

Эффективность применения средств наглядности в образовательном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на занятии и разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова педагога. Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову педагога. Одна из задач совершенствования учебно-воспитательного процесса состоит в широком использовании на занятии наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу детей с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

Наглядность сама по себе без организующей роли взрослого не оказывает сколько-нибудь значительного внимания на развитие познавательности ребенка младшего школьного возраста в особенности. Оптимальное использование различных средств наглядности способствует развитию зрительного сосредоточения на объекте, а соответственно и развитию зрительной памяти, концентрации внимания, развитию речи [9].

Применение наглядности на занятиях позволяет эффективно усваивать информацию посредством ее визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности.

Необходимо отметить, что наглядность выступает как источник информации об объекте, а также ее целесообразно использовать как средство усвоения информации об окружающем мире.

Правильное использование наглядных средств в организации учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста создает у них ясные представления об окружающем мире, предупреждает, а также исправляет речевые ошибки, способствует обучению детей правильно пользоваться языковыми средствами для выражения связей и отношений, наблюдаемых в реальном мире.

Именно наглядность повышает интерес и внимание школьников к заданию, делает более доступным для их понимания содержание материала, выполняет роль дополнительных побуждений, помогающих отразить свои действия и организовать контакт с окружающими.

Литература:

  1. Абдурахманов Р. А. Социальная психология//Модуль 3. Психология общения. — М.: РосНОУ, 2007. — 96 с.
  2. Бартенева Т. П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании / Т. П. Бартенева, А. П. Ремонтов — М.: Просвещение, 2003. — 350с.
  3. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Владос, 1988. — 76 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология / под. редакцией М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. — М.: Просвещение, 1984–236 с.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский —СПб: «Просвещение», 1997. — 340с.
  6. Выготский Л. С. Проблема возраста/ Л. С. Выготский — М.: Изд-во МГУ, 1998–79 с.
  7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский — М.: Наука, 1980.- 450с.
  8. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н.И Лифинцева– М.: АКАДЕМИЯ, 2004. — 302с.
  9. Евдокимов В. И. К вопросу об использовании наглядности в образовании / В. И. Евдокимов — М.: Академия, 2000. — 310с.
  10. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. /Под ред. Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц- М. 2004.
  11. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М. 1991.
  12. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. — М 1973. — 3с.
  13. Шевырева Т. В., Дорошенко О. В. Инновационные технологии «Lego» и «Spectra» в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями (на примере игры «Палитра») // Школьный логопед: Научно методический журнал. — № 5–6 (26–27), 2008]
  14. Шевырева Т. В., Дорошенко О. В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве. — Вестник РОСНОУ, серия: человек в современном мире. — М: РОСНОУ, 2016 — С. 48–50
  15. Шевырева Т. В., Дорошенко О. В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональным нарушением зрения. — М. 2015. — 9с.
  16. Шевырева Т. В., Дорошенко О. В., Современные средства обучения в словарной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (на примере игры «Палитра»)//Школьный логопед: Научно-практический журнал. -№ 5–6 (26–27), М., 2008 -с.71–74.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, наглядность, нарушение слуха, ограниченная возможность здоровья, речевой материал, символическая наглядность, устная речь, младший школьный возраст, различное средство наглядности, словесная речь.


Ключевые слова

нарушение слуха, наглядные средства, школьники с ограниченными возможностями здоровья
Задать вопрос