Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.10.2019

Статья просмотрена: 1715 раз

Библиографическое описание:

Матюшинець, Л. В. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации / Л. В. Матюшинець. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62790/ (дата обращения: 25.04.2024).



В течение последних десятилетий метод кохлеарной имплантации (КИ) занял приоритетное место в числе разнообразных средств помощи людям с нарушенным слухом. Он является наиболее эффективным при сенсоневральной глухоте, ибо обеспечивает значительно большую результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира, чем слухопротезирование самыми современными индивидуальными слуховыми аппаратами. Резкое увеличение количества глухих детей, перенесших кохлеарную имплантацию, является лучшим доказательством ее эффективности. Наша школа – не исключение; в текущем учебном году только среди наших дошкольников уже 40 % детей пользуются речевыми процессорами.

Дети после кохлеарной имплантации требуют обязательного реабилитационного сопровождения. Это связано с тем, что обучающиеся и воспитанники с кохлеарным имплантом, представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития соответствует глухим. Применение традиционных, научно-обоснованных методик обучения глухих и слабослышащих (Н. Д. Шматко, Э. И. Леонгард, Т. В. Пелымской, Э. В. Мироновой, Е. П. Кузьмичевой), доказавших свою эффективность на практике, не может быть зеркально перенесено в процесс реабилитации пациентов после КИ. Так как ребенок с ИСА приобретает навыки на слухо-зрительной основе, а ребенок с речевым процессором – на слуховой, что соответствует естественному развитию малыша.

Вся коррекционная образовательно-воспитательная работа проходит в условии комплексного подхода к воспитанию и обучению, тесной взаимосвязи в работе всех участников педагогического процесса: врачей, родителей, дефектолога, воспитателей, помощника воспитателя, в реализации единых требований к работе.

Слух и речь у ребенка после КИ развивается в 2-х ситуациях:

  1. Спонтанно, в ежедневных естественных ситуациях — дома, на улице, в гостях. Здесь успех имплантации определяется активным участием родителей.
  2. Во время целенаправленных занятий. Эти специальные занятия позволяют быстрее развить необходимые навыки.

Как правило, в своей работе мы опираемся на общедидактические методы и приемы, классификаций которых существует огромное количество. Например, игровые, словесные, практические, наглядные. Отличительная черта реабилитационных занятий с малышами после КИ — их игровая форма и разнообразие видов деятельности. Другая принципиальная особенность реабилитационного процесса малышей — вовлечение родителей в этот процесс.

Реабилитационные занятия после КИ включают обучение по следующим аспектам:

– обнаружение наличия-отсутствия звуков;

– обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые -разные);

– различение голоса человека и неречевых бытовых сигналов;

– опознавание бытовых сигналов

– определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);

– различие и опознавание отдельных звуков речи, (интонация, ритм), фонемных признаков (твердость-мягкость, место артикуляции и др.);

– опознавание изолированных слов, предложений;

– понимание слитной речи;

– понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.

Основными направлениями работы по формированию устной речи имплантированных воспитанников являются:

– выработка потребности в речевом общении;

– обучение речевому общению в процессе совместной деятельности со взрослыми и детьми;

– работа над развитием слухового восприятия неречевых и речевых звучаний;

– развитие импрессивного и экспрессивного словаря;

– развитие слухоречевой памяти;

– формирование звуко-слоговой структуры слова;

– овладение грамматической стороной речи;

– работа по коррекции произносительных навыков, голоса.

Работа по всем этим направлениям ведется как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных.

В работе используются рекомендации И. В. Королевой, О. В. Зонтовой и комплект методических материалов «Занимаемся с Ушариками». Пособие состоит из увлекательных наглядных материалов и методических рекомендаций. Все игры объединены единым сюжетом — участием любимых детьми героев — Смешариков. Это добавляет эмоциональность и сюрпризность в процесс обучения.

Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать и различать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами использования языковых средств для общения. Поэтому целью занятий является овладение значением слов и накопление пассивного словаря. Это происходит на занятиях по развитию речи. Например, тема «Животные», где я знакомлю детей с животными, рассматриваем картинки, игрушки животных, проговариваем каждое слово, сначала слухо-зрительно называю животное, показываю, потом, когда дети уже знакомы со всем речевым материалом по теме, предъявляю на слух на расстоянии 6м. При этом ведущая роль принадлежит родителям. Родителей знакомлю с тематикой, которую проходим на занятии и они дома повторяют. В отличие от тугоухих детей, у имплантированных детей больше возможностей воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов — предлоги, приставки, окончания слов. На начальном этапе включения детей в речевую деятельность мне приходилось неоднократно повторять слова, инструкцию, медленно проговаривая слова. Но постепенно понимание обращенной речи развивается, у имплантированных воспитанников накапливается слухоречевой словарь.

Формирование навыков слухового восприятия происходит как на фронтальных занятиях, так и индивидуальных. Работа ведется от простого к сложному. Дети учатся обнаруживать звук и выполнять определенные действия в ответ на звук. Использую различные задания, в которых предъявляю неречевые и речевые звуки разной громкости и с разного расстояния. Далее знакомлю детей с разными бытовыми звуками, которые они слышат в течение дня. Использую не только натуральные звуки, которые можно создать (стук в дверь, звонок телефона и т.д), но и звуки с компьютера (программа «Учимся правильно говорить», разные разделы по звукам; презентации). Здесь огромную роль в развитии слуха у детей с КИ играют родители, которые постоянно привлекают внимание и вызывают интерес ребенка к звукам, объясняют ему их значение. Благодаря этому дети начинают понимать, что звуки есть везде и они все разные, осознают, что слушать нужно не только на занятии, а всегда. У ребенка начинается спонтанное развитие слушания, закладываются основы слухового поведения. Также работа ведется над различением отдельных характеристик звуков — количество (однократно и многократно повторяющиеся звуки): «мишка топает — топ, мишка топает — топ-топ-топ», длительность (длинные-короткие): «рисование дорожек», «капает дождик»; для локализации звука в пространстве предлагаю ребенку сигналы, сначала, со стороны речевого процессора, затем с противоположной стороны, далее — спереди и сзади, сверху и снизу, громкость (громко-тихо, громко-тихо-хорошо-очень громко): «матрешки», «обезьянки», «ладошка», парные картинки с изображением большого и маленького предметов, высота звучаний.

Для развития слуховых дифференцировок учу сравнивать и узнавать музыкальные игрушки сначала при выборе из двух, трех, далее, увеличиваю количество звучаний до пяти; учу реагировать на музыку танцевальными движениями, пением, хлопаньем в ладоши.

Ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, с целью развития артикуляционной и мимической мускулатуры. Для того, чтобы поддержать интерес дошкольника к очень сложному процессу принятия, удержания и переключения артикуляционных поз педагогу необходимо разнообразить этот вид деятельности различными приемами. Мы, например, используем специально подготовленные презентации или картинки-символы.

Также проводится дыхательная гимнастика, для формирования правильного речевого (диафрагмального) дыхания.

Остановимся на особенностях работы с КИ детьми младшего возраста и глухих, сходстве и различиях в работе.

Глобальное чтение. Существует мнение, что ребенок с КИ, имплантированный в младшем возрасте, не нуждается в использовании глобального чтения. Известно, эта методика позволяет ребенку с большой потерей слуха накопить словарный запас. У ребенка с КИ овладение новыми словами происходит сначала на слухо-зрительной, а затем, по мере развития слуха,на слуховой основе. Однако, ребенок с КИ нуждается в раннем овладении навыком аналитического чтения. Побуквенно-послоговое чтение используется как для развития произносительной стороны речи, так и служит базой для формирования грамматической системы родного языка. Это связано с тем, что, ребенок с КИ, как ребенок с I-ой степенью тугоухости, не слышит в естественной речи наиболее тихие ее части — окончания, предлоги, приставки, которые в русском языке определяют ее грамматику. Кроме того, до имплантации его слуховые возможности были ограничены, грамматические представления не формировались у него спонтанным образом, как у нормально слышащего ребенка. Другое же мнение, что глобальное чтение следует использовать в работе с КИ детьми. По данным исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7 лет, функции правого полушария доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление и т. д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т. е. целиком (глобально) — это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке, ГЛОБАЛЬНО. Поэтому в своей работе я использую глобальное чтение, побуквенно-послоговое чтение, работу с азбукой (составление слов).

Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи. Более того, если педагог использует ее при обучении ребенка после имплантации, то это тормозит естественное развитие понимания речи и использование собственной речи у ребенка. Необходимо сразу перейти на последовательно-диалоговую речь. Принцип обучения речи у ребенка с КИ такой же, как при обучении нормально слышащих детей: «Слушай, думай, говори, слушая (повтори)».

Слухо-зрительное восприятие речи – это естественный способ ее восприятия и для нормально слышащего человека. У ребенка с нарушением слуха восприятие речи в большей мере зрительно-слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Обучение глухого ребенка раннего возраста восприятию речи и устной речи опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу говорящего, подражание его артикуляторным движениям. Однако после подключения процессора КИ ситуация меняется. Ребенок привык ориентироваться на зрение, как на надежный источник информации, а надо, чтобы он стал больше обращать внимание на слух. Но делать это надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления речи. Один из наиболее естественных способов — постепенно увеличивать общение с ребенком, сидя не напротив него, а рядом с ним, например, играя вместе, рассматривая книжку. В этом случае он хорошо слышит речь, и при этом, не видя движений губ, внимательнее слушает. По мере развития слухового восприятия с КИ ребенок будет все больше опираться на слух. Но слухо-зрительное восприятие необходимо при работе над произносительной стороной речи. Кроме того, когда мы пытаемся объяснить ребенку значение нового слова, то нам важно, чтобы он понял, что значит это слово. Поэтому в своей работе я использую слухо-зрительное восприятие, так как это облегчает этот процесс на начальном этапе использования КИ. Наша цель не сделать из малыша «слушающую машину», а с помощью слуха научить его понимать речь и говорить. Большинство малышей быстро перестают нуждаться в этом.

Такая же ситуация с использованием жестов. Выделяется 2 группы жестов:

  1. Естественные жесты, которыми мы пользуемся при общении с нормально слышащими детьми и взрослыми. Это жесты — дай, на, нет, пока, садись, кушать, нельзя, привет, большой, маленький и многие другие. Мы сопровождаем ими свою речь. Естественные жесты можно использовать. Это облегчает ребенку освоение значения слова. Естественные жесты не заменяют речь и не конкурируют с овладением устной речи
  2. Специальные жесты (элементы жестовой речи глухих). Они являются заменителями речи и конкурируют с овладением устной речи. Детям с КИ не нужны специальные жесты, они отрицательно влияют на развитие у ребенка понимания устной речи и ее развития.

Глухой ребенок, имплантированный в раннем возрасте, не нуждается в использовании дактильной формы речи, не только как средстве общения, но и как средства формирования звукопроизношения.

Таким образом, используя рекомендации И. В. Королевой, О. В. Зонтовой в своей коррекционной работе с КИ детьми, наблюдается положительная динамика в развитии. У детей появилась самостоятельная речь: полные слова, фразы, короткие предложения. Дети общаются друг с другом в свободной игровой деятельности. Расширился активный, пассивный и слуховой словарь.

В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением разнообразных методов и приемов, у детей с КИ наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии, позволяющем им продолжить обучение в общеобразовательной школе. Хорошая реабилитация – залог качественного обучения, а качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!

Литература:

  1. Зонтова О. В. Пособие для родителей «Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом»
  2. Королева И. В. Книга для родителей «Кохлеарная имплантация и дети»
  3. Королева И. В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектология, 2002.-№ 4.
  4. Королева И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. СПб., 2005.
  5. Сатаева А. И. К вопросу о педагогической реабилитации имплантированных детей дошкольного возраста // 4-ая науч.-практ. конф.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, устная речь, глобальное чтение, звук, восприятие речи, занятие, развитие, речь, слуховое восприятие.


Похожие статьи

Использование методики глобального чтения в коррекционной...

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука, правое полушарие, клетка, слово. ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота, письмо, звук, речевая деятельность.

устная речь , слуховое восприятие , речевой слух...

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме.

Работа над устной речью продолжается на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению...

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию...

Для занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения педагогическим коллективом нашего класса разработаны календарно-тематические планы по пособию «Проговори 2», «Русский язык в картинках 1 класс» (младшие и средние классы)...

Конспекты уроков развития слухового восприятия...

«Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха», учебное пособия... Система работы по дифференциации звуков при... Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической...

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Письменная речь гораздо сложнее устной. ребенок, речевое развитие, звук речи, речь

Устная речь детей с моторной алалией, как известно, характеризуется не только большим

ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков...

Формирование речевой активности у воспитанников после...

Если слуховое восприятие в норме, то образование и функционирование речи не составляет никаких проблем.

При отсутствии слуха речь затухает на фазе гуления и без специального обучения не развивается. Ребенок не осознает, что он может воспроизвести звук и услышать...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

– формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха.

Совершенствование речевых и слуховых навыков на...

Этот вид работы тренирует обучающихся в восприятии разных голосов, в восприятии речи в различном темпе. Так как фраза является основной речевой единицей, то значительная часть на занятии уделяется организации речевого общения, диалогов.

Похожие статьи

Использование методики глобального чтения в коррекционной...

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука, правое полушарие, клетка, слово. ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота, письмо, звук, речевая деятельность.

устная речь , слуховое восприятие , речевой слух...

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме.

Работа над устной речью продолжается на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению...

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию...

Для занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения педагогическим коллективом нашего класса разработаны календарно-тематические планы по пособию «Проговори 2», «Русский язык в картинках 1 класс» (младшие и средние классы)...

Конспекты уроков развития слухового восприятия...

«Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха», учебное пособия... Система работы по дифференциации звуков при... Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической...

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Письменная речь гораздо сложнее устной. ребенок, речевое развитие, звук речи, речь

Устная речь детей с моторной алалией, как известно, характеризуется не только большим

ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков...

Формирование речевой активности у воспитанников после...

Если слуховое восприятие в норме, то образование и функционирование речи не составляет никаких проблем.

При отсутствии слуха речь затухает на фазе гуления и без специального обучения не развивается. Ребенок не осознает, что он может воспроизвести звук и услышать...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

– формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха.

Совершенствование речевых и слуховых навыков на...

Этот вид работы тренирует обучающихся в восприятии разных голосов, в восприятии речи в различном темпе. Так как фраза является основной речевой единицей, то значительная часть на занятии уделяется организации речевого общения, диалогов.

Задать вопрос