Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Татаринцева Е. А., Плотникова Е. Г. Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 460-461. — URL https://moluch.ru/archive/293/66535/ (дата обращения: 05.04.2020).



В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии, инновационные технологии.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» четко определяет категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этим категориям относятся дети:

– с нарушениями зрения (слабовидящие и слепые);

– с нарушениями слуха (слабослышащие и глухие);

– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– с задержкой психического развития (ЗПР);

– с нарушениями интеллектуального развития, обусловленными органическими повреждениями головного мозга;

– с нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами акустического спектра (РАС);

– с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Создание определенных условий в ДОУ позволяет реализовать вышеуказанный закон, который провозглашает общую доступность, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В дополнение к общепринятым коррекционно-развивающим методикам, современный педагог должен применять новые, современные, интерактивные практики в своей работе.

Сейчас происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Во многом это связано с обновлением научной, методической и материально-технической базы обучения и воспитания. Одним из главных условий этого обновления является использование компьютерных технологий.

Компьютерные технологии сегодня являются неотъемлемой частью дошкольного образования.

Следующие нормативные акты указывают на необходимость использования компьютерных технологий в образовании:

– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога»

– В ФЗ «Об Образовании» указаны области применения компьютерных технологий.

Преимущества использования компьютерных технологий с детьми с ОВЗ:

  1. Дети с ОВЗ имеют низкий уровень произвольного внимания, поэтому использование компьютерных технологий позволяет предоставить информацию в интересной и привлекательной форме, что способствует не только быстрому запоминанию, но и делает его осмысленным.
  2. Так же дети с ОВЗ плохо запоминают материал, поэтому использование ИКТ дает возможность использовать различные виды предоставления информации (аудио, видео, графические изображения и т. д.).
  3. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют низкий уровень работоспособности. С помощью использования компьютерных технологий можно вызвать большой интерес у детей к игровой и учебной деятельности, повышается работоспособность.

В практике можно использовать различные обучающие мультимедийные презентации, которые можно создавать самим. Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, что очень привлекает внимание детей. Так же можно использовать готовые развивающие компьютерные игры и различные интерактивные порталы.

– Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». Он представляет собой множество игр для детей от 2-ух до 10-ти лет и направлен на:

  • развитие речевого дыхания и фонематического слуха;
  • развитие навыков произношения;
  • развитие связной речи;
  • знакомство с окружающим миром;
  • развитие навыков чтения и письма;
  • развитие логики, внимания, памяти и т. д.

Для поддержания постоянного интереса детей, на портале «Мерсибо» используется огромное разнообразие стимульного материала — картинки, буквы, слоги, предложения [3].

– Интерактивная обучающая программа «Наглядное дошкольное образование. Смотри и говори». Она направленна на расширение и закрепление словарного запаса детей 5–7 лет, содержит более 750 слов и фраз, которые сгруппированы в тематические блоки. Каждый тематический блок имеет два раздела: «Слова и выражения» и «Упражнения». Работа со славами включает в себя изучение иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, произношение слов. Раздел «Упражнения» направлен на закрепления словарного запаса ребенка.

– Игра «Помоги Уле перейти через реку». Она направленна на развитие фонематического анализа. Ребятам предлагается помочь девочке перейти через реку и построить мостик из камушек, но использовать можно только те камушки, на которых картинки начинаются на букву «У». Дети находят нужные камни, кликают на них и мостик постепенно складывается.

– Логопедическая программа «Игры для Тигры». Она позволяет работать с детьми по следующим направлениям:

  • «Фонематика»
  • «Просодика»
  • «Лексика»
  • «Словарь».

Программа построена на основе методик обучения детей с нарушениями развития (Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Г. В. Чиркиной и других).

– Программа «Солнечный замок». Данная программа представляет собой серию упражнений, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. Она позволяет эффективно работать с детьми с различными нарушениями речи. Программа предназначена для работы с детьми от 3-х до 6-ти лет. Также может использоваться в работе с младшими школьниками.

Способствует коррекции основных нарушений речи:

– обратных речевых кинестезий;

– фонематического слуха;

– фонематического восприятия.

Таким образом, использование компьютерных технологий в речевом развитии в работе с детьми с ОВЗ позволяет повысить мотивацию детей к обучению, сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Занятия с использованием компьютерных технологий очень интересны и разнообразны.

Литература:

  1. Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А. Бревнова // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 1. — С.14–18.
  2. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 15–18.
  3. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, ограниченная возможность здоровья, работа, речевое развитие, фонематический слух.


Похожие статьи

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

 отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления коррекции имеющихся отклонений

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения...

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством...

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования .

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна.

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

Развитие фонематического слуха включает в себя несколько стадий и в норме заканчивается в дошкольном возрасте.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что работа над развитием фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки речи, т. е. у него должно быть...

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

О видах работы по развитию фонематического слуха говорится в статье. В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух.

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом. Возраст 3 года. Этапы работы.

Раннее обучение грамоте — необходимость или норма?

У детей-логопатов (детей с ОВЗ) 50 % нарушений по чтению и письму связаны с недоразвитием фонематического восприятии, тонкой дифференциации фонем по акустическим признакам. Вследствие этого ребёнок не может дифференцировать своё дефектное произношение по...

Использование дидактических игр для развития...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Вопросы развития фонематического слуха изучались многими...

Включение компьютерных технологий в работу с детьми...

Развитие речи, Дошкольное образование, игра, связная речь, психофизическое развитие

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе

слуховое восприятие, ребенок, речевой материал, музыка, речь, развитие, занятие...

Похожие статьи

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

 отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления коррекции имеющихся отклонений

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения...

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством...

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования .

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна.

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

Развитие фонематического слуха включает в себя несколько стадий и в норме заканчивается в дошкольном возрасте.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что работа над развитием фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки речи, т. е. у него должно быть...

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

О видах работы по развитию фонематического слуха говорится в статье. В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух.

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом. Возраст 3 года. Этапы работы.

Раннее обучение грамоте — необходимость или норма?

У детей-логопатов (детей с ОВЗ) 50 % нарушений по чтению и письму связаны с недоразвитием фонематического восприятии, тонкой дифференциации фонем по акустическим признакам. Вследствие этого ребёнок не может дифференцировать своё дефектное произношение по...

Использование дидактических игр для развития...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Вопросы развития фонематического слуха изучались многими...

Включение компьютерных технологий в работу с детьми...

Развитие речи, Дошкольное образование, игра, связная речь, психофизическое развитие

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе

слуховое восприятие, ребенок, речевой материал, музыка, речь, развитие, занятие...

Задать вопрос