Раннее обучение грамоте — необходимость или норма? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.01.2020

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, Т. Н. Раннее обучение грамоте — необходимость или норма? / Т. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4773/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: грамота, грамотность, чтение и письмо, неврологические нарушения ЦНС, коррекционная работа, ошибки на письме, общее недоразвитие речи.

Языковая грамотность многим людям даётся с трудом. И это обусловлено различными факторами. Прежде всего — это медицинские показатели, социальные и семейные обстоятельства.

Успешность человека зависит от возможности качественного владения родным языком как в устной его форме, так и в письменном эквиваленте.

С каждым годом число детей, которые рождаются с перинатальными патологиями ЦНС растёт.

У детей данной категории имеются нарушения речевого развития разной этиологии, следовательно, это оказывает существенное влияние на интеллектуальное и общее развитие ребёнка как личности.

Различные просчёты в воспитании, замена человеческого общения различными электронными устройствами значительно нарушают речевое развитие здоровых детей, не говоря уже про детей с неврологической симптоматикой.

Тем самым в детские сады и потом в школы поступает большое количество детей с ОНР (общее недоразвитие речи).

Многие из них в школе читают и пишут с ошибками, не понимают смысл прочитанного, имеют трудности в выражении своих мыслей.

Исследования, проведенные Л. Г. Парамоновой [9], показали, что количество детей, допускающих грамматические ошибки при написании диктантов, во 2-м классе и в 8-м классе различается незначительно (70,7 % и 81 % соответственно).

Поэтому по мере взросления эти ошибки не исчезают, а только лишь усугубляются наложением дополнительных трудностей в учёбе, связанных с неправильным и несвоевременным обучением грамоте дошкольника. Всё это влияет на школьную успеваемость не только по русскому языку, но и по другим предметам.

У детей-логопатов (детей с ОВЗ) 50 % нарушений по чтению и письму связаны с недоразвитием фонематического восприятии, тонкой дифференциации фонем по акустическим признакам.

Вследствие этого ребёнок не может дифференцировать своё дефектное произношение по сравнению с нормой речи. А следовательно, не чётко понимает, что такого требует от него специалист по коррекции речи. Для преодоления указанных нарушений требуется специальная, нередко длительная коррекционная работа, проводимая учителем-логопедом.

Исследователи отмечают, что, несмотря на то, что система дошкольного образования имеет программы для подготовки детей к школе, многие ученики начальной школы имеют трудности в обучении грамоте. Успех обучения грамоте младших школьников в известной степени зависит и от качества подготовки их в период дошкольного детства.

Программы школы насыщены и усложнены разнообразным материалом, который преподносится ученику только через умение читать. Школа заинтересована, чтобы первоклассники были подготовлены к обучению грамоте, имели развитый фонематический слух, умели бы делить слова на слоги, имели развитую связную речь.

Проблемой обучения детей грамоте занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина (и др.). В логопедических исследованиях в связи с нарушениями усвоения грамоты детьми с различными дефектами речи и недостатками психического развития (Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, Е. М. Мастюкова и др.).

Проблемой обучения чтению детей с недостатками речи является предметом исследований многих логопедов (Г. А. Каше, Е. В. Колесникова, Т. Б. Филичева, Т. В Туманова и др.).

В настоящее время является общепризнанным, что между общим недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.

Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении. У таких детей при обучении грамоте большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии многих сторон речи фонетической, грамматической, недостаточностью словарного запаса.

У дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте в два раза ниже, чем у детей без речевой патологии.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и письма и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Группа ведущих ученых (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом чтения и письма, и в будущем может стать причиной специфических его нарушений — дислексии и дисграфии.

При глубоких степенях общего недоразвития речи (первый и второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвитием речи (третий уровень) в первом классе, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок.

Для таких детей необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи и по подготовке к обучению грамоте. Ведь уроки грамоты с дошкольниками, проводимые специалистами, не учат их чтению и письму, а формируют, прежде всего звуковую культуру речи, восприятие мелодики речи необходимые при коррекции связной речи и при нарушениях слоговой структуры слова, при дизартрических нарушениях помогают при скандированности произношения.

Чтение — это следствие правильного обучения грамоте.

Среди детей, посещающих логопедические занятия в школе, можно выделить две заметно различающиеся группы. В первую входят те, кто получал квалифицированную помощь еще в дошкольном возрасте. Приобретенные речевые навыки, а также умение взаимодействовать со взрослым, во многом облегчают процесс обучения и способствуют успешному усвоению программы по русскому языку.

Ко второй, более многочисленной группе относятся учащиеся, речевое развитие которых не вызывало тревоги у их родителей — иногда потому, что нарушения речи были незаметными или казались незначительными, а иногда потому, что родители игнорировали советы специалистов.

Специалисты знают, что обучение письму таким детям даётся в первом классе очень трудно. Ведь они как раз в данном периоде овладевают фонетическим принципом письма «как слышу, так и пишу». Данный принцип письма является основой всей базы письменной речи, где развитый фонематический слух и хорошо развитое фонематическое восприятие будут очень необходимы.

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в овладении грамотой, что определяется нарушением формирования всех компонентов речевой системы.

Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.

В связи с этим, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.

Литература:

  1. Воеводина Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6, 2006
  2. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. — М., 1995
  3. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985
  4. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении. М., 2003г
  5. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.,1998г
  6. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — С.Пб. 1995
  7. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. — С. Пб. 1999
  8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М.
  9. Парамонова Л. Г. Как повысить грамотность учащихся / Л. Г. Парамонова. — Санкт-Петербург: КАРО, Дельта, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, письмо, грамота, нарушение, речевое развитие, дошкольный возраст, массовая школа, развитый фонематический слух, русский язык.

Ключевые слова

общее недоразвитие речи, грамота, коррекционная работа, грамотность, чтение и письмо, неврологические нарушения ЦНС, ошибки на письме

Похожие статьи

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей...

Письменная речь формируется на основе устной. Письмо — это вид речевой деятельности

Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок.

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу...

Проблемы изучения и формирования речевой готовности...

С процессом развития речи неразрывно связано понятие речевой готовности дошкольника к

Дети с недоразвитием речи — это дошкольники с недостаточно сформированными

Нарушение процесса формирования произносительной системы языка у дошкольников с...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР.

Существующие методики направлены на развитие у дошкольников с нарушением фонематического слуха и восприятия напоминают предметно — урочную...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

Развитие фонематического слуха имеет большое значение в системе обучения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и

 отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления...

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

В отношении развития словарного запаса у детей дошкольного возраста необходимо

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст...

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют недостаточное или дисгармоничное формирование ряда психических функций, которые необходимы им для полноценного речевого поведения и перехода на новый уровень речевого и...

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей...

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей

Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны...

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние

Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха...

Похожие статьи

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей...

Письменная речь формируется на основе устной. Письмо — это вид речевой деятельности

Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок.

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу...

Проблемы изучения и формирования речевой готовности...

С процессом развития речи неразрывно связано понятие речевой готовности дошкольника к

Дети с недоразвитием речи — это дошкольники с недостаточно сформированными

Нарушение процесса формирования произносительной системы языка у дошкольников с...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР.

Существующие методики направлены на развитие у дошкольников с нарушением фонематического слуха и восприятия напоминают предметно — урочную...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

Развитие фонематического слуха имеет большое значение в системе обучения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и

 отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления...

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

В отношении развития словарного запаса у детей дошкольного возраста необходимо

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст...

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют недостаточное или дисгармоничное формирование ряда психических функций, которые необходимы им для полноценного речевого поведения и перехода на новый уровень речевого и...

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей...

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей

Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны...

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние

Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха...

Задать вопрос