В научной статье рассмотрены основные направления совершенствования программы маркетинговых коммуникаций компаний сотовых операторов. В работе рассмотрены тенденции развития маркетинговых коммуникаций в современности. Определены факторы результативных маркетинговых коммуникаций компаний сотовых операторов. Актуальность исследования связано с периодом новой реальности, которая характеризуется последствиями пандемии Covid-19, развитием цифровых технологий и периодом экономических санкций.
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, программа маркетинговых коммуникаций, компании сотовых операторов.
Совершенствование программы маркетинговых коммуникаций для компаний рынка сотовых операторов в России предполагает поиск решений и разработку мероприятий, направленных на увеличение эффективности внешних коммуникаций организации с целевой аудиторией (потребителями). Это обусловлено конкурентной борьбой между компаниями, которые для привлечения ограниченных возможностей клиентского спроса, проводят работу по улучшению своей маркетинговой деятельности.
В результате сложившихся тенденций и процессов, наблюдаемых в период проходящей четвертой промышленной революции, сформировались условия цифровой трансформации маркетинговых коммуникаций для компаний сотовых операторов. Поскольку в 2022 году, в период постпандемии Covid-19, наблюдается стремительный процесс цифровой трансформации международной и российской экономики, продукты цифровизации оказывают влияние на трансформационные изменения в маркетинге и маркетинговых коммуникациях коммерческих организаций.
Наиболее перспективным направлением повышения результативности программы маркетинговых коммуникаций сотовых компаний в России выступает использование новых технологий цифровой трансформации, где на уровне технологий обеспечивается эффективное решение задач в продвижении и реализации услуг операторов [4].
Благодаря эффективному управлению трансформацией маркетинговой деятельности в условиях цифровизации российского рынка сотовых операторов, обеспечивается решение следующих важных задач, таких, как [1]:
— формирование вокруг компании благоприятной обстановки, которая привлекает новых клиентов;
— распространение важной информации и информационных предложений компании по предоставлению ею услуг;
— периодическое распространение информации об эффективности и особенности деятельности компании через средства массовой информации и социальные сети;
— налаживание обратной связи с обществом для получения отклика и оценки качества и эффективности своей деятельности на рынке сотовых услуг.
Особенно заметно влияние цифровых технологий на маркетинговые коммуникации компаний сотовых операторов в России наблюдается через тенденции рынка рекламы, динамика структуры которого за 2019–2021 гг. изображена на графике рисунка 1.
Рис. 1. Динамика структуры рынка рекламы России за 2019–2021 гг., в млрд руб. [2]
Объем рекламы с применением интернет-технологий за период с 2019 по 2021 год увеличился с 244 млрд рублей до 313,8 млрд рублей. На долю интернет-рекламы сейчас приходится более половины всей рекламной индустрии страны. Как видно из данных, представленных на рисунке, в анализируемом периоде наблюдалось заметное снижение доли традиционных носителей.
Тенденция увеличения доли Интернета, как средства рекламы означает уход от традиционных носителей к цифровым маркетинговым коммуникациям. Цифровизация программы маркетинговых коммуникаций компании сотовых операторов имеет высокую степень влияния на потребителей через следующие моменты [3]:
- Производитель не только коммуницирует со своими клиентами, но и собирает исходные данные при обратной связи, которые позволяют совершенствовать услуги.
- Обеспечивается мультиканальность маркетингового продвижения компании, что обусловлено единовременным использованием инструментов и технологий офлайн-маркетинга и онлайн-маркетинга.
- Создается омниканальность маркетингового продвижения компании, что крайне важно при работе в секторе электронной коммерции.
Развивая и распространяя новые технологии в маркетинговых коммуникациях, направленные на совершенствование программы маркетинговой стратегии компаний сотовых операторов, необходимо учитывать несколько важных моментов [5].
Во-первых, чтобы маркетинговые коммуникации компании были максимально эффективными, необходимо использование различных технологий и инноваций. Их выбор обусловлен тем, на каком этапе находится организация при реализации маркетинговой стратегии. Необходимо своевременно корректировать инструментарий, применяемый в решении поставленных задач.
Во-вторых, важно учитывать то, что общение и обмен информацией между пользователями различных цифровых интерфейсов, маркетплейсов и социальных сетей будут только увеличиваться. Соответственно, эту тенденцию необходимо использовать при анализе реального поведения потребителей, предлагая им оптимальные продукты и решения с целью увеличения лояльности и удовлетворенности брендом.
В-третьих, маркетинговый анализ рынка сотовых операторов стоит проводить не только посредством исследования общей конъюнктуры рынка, но и через потребительское поведение людей, которых стоит разделять на отдельные категории. Важно собирать и систематизировать информацию, благодаря которой будет проводится персонализация коммуникационных предложений потенциальным клиентам.
В-четвертых, продажи компаний сотовых операторов через сектор электронной коммерции будут только увеличиваться, что предполагает для повышения результативности маркетинговых коммуникаций использование таких технологий, как геймификация, парсинг, таргетированная реклама, SMM-продвижение, продвижение с помощью блогеров, лидеров общественного мнений и др.
Также одним из направлений совершенствования программы маркетинговых коммуникаций компаний сотовых операторов России выступает проведение активной обратной связи с клиентами. Ее аспектами выступают следующие моменты, как [6]:
— создание вокруг бренда компании положительных условий;
— передача клиентам важной информации;
— налаживание с клиентами обратной связи;
— продвижение своих интересов;
— повышение эффективности коммуникационных процессов.
Таким образом, на данный момент, мы наблюдаем активный переход маркетинговых коммуникаций компаний сотовых операторов России в цифровое пространство. Данный процесс предполагает трансформацию маркетинговой стратегии организаций при помощи применения информационных технологий и систем.
Целью перехода маркетинговых коммуникаций в цифровое пространство является совершенствование продвижения услуг компаний сотовых операторов и увеличение конкурентной доли на новом сегменте рынка электронной коммерции. В дальнейшем данные трансформационные процессы будут только ускоряться, что требует от предприятий принятия решений по переходу маркетинговой деятельности с офлайн на онлайн. Данные решения позволяют увеличить эффективность программы маркетинговых коммуникаций в период постпандемии Covid-19.
Литература:
- Чижова А. А. Результативность внедрения цифровых технологий автоматизации маркетинга // Маркетинг и логистика. 2022. № 1 (39). С. 77–84.
- Рекламный рынок России. URL: http://www.akarussia.ru/node/7849 (дата обращения: 19.11.2022).
- Будагов А. С., Молчанова Р. В. Будущее цифровых технологий в маркетинге // Актуальные проблемы экономики и управления. 2022. № 2 (34). С. 16–23.
- Никитенко Ю. В., Болдырева К. А. Эволюция маркетинга: от традиционного к цифровому // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2–2 (72). С. 13–16.
- Чауева Л. С., Макян М. С., Горячева И. А. Трансформация маркетинговой деятельности в условиях цифровизации // Менеджмент и логистика: перспективы развития в экономике и бизнесе. 2021. С. 149–154.
- Аладко В. Г. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью // Вестник науки. 2022. Т. 4. № 3 (48). С. 58–62.