О необходимости реформации статьи 1489 ГК РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.11.2022

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Захаренков, Д. А. О необходимости реформации статьи 1489 ГК РФ / Д. А. Захаренков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96589/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается предложить необходимость реформации статьи 1489 ГК РФ о предоставлении права использования товарного знака посредством заключения лицензионного договора.

Ключевые слова: товарный знак лицензионный договор, качество товара.

В условиях развития современной рыночной экономики институт распоряжения исключительным правом с каждым годом набирает обороты, что подтверждается статистикой Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Так, в 2017 году зарегистрировано 2991 распоряжение исключительным правом, в 2018 году — 3060, в 2019 году — 3257, в 2020 году — 3236, в 2021 году — 3345 [1]. Таким образом, наблюдается рост зарегистрированных распоряжений по предоставлению права использования по лицензионным договорам на 0,4 % в 2021 году по сравнению с 2020 годом. Благодаря лицензионному договору возникает возможность на легальное использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в предпринимательской деятельности. Так, например, по лицензионному договору можно предоставить право на использование товарного знака, знака обслуживания, в связи с чем у только созданной организации узнаваемая продукция или услуга будет более востребована, нежели чем у конкурентов.

В соответствии с п. 1 ст. 1489 ГК РФ, по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак [2].

К лицензионному договору по предоставлению права использования товарного знака применяются общие правила и требования, установленные для лицензионного договора в ст. 1235 ГК РФ.

Вместе с тем, у определения лицензионного договора в отношении товарного знака (ст. 1489 ГК РФ) имеются некоторые особенности по сравнению с общим определением лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ).

Так, в ст. 1489 ГК РФ закреплено, что в лицензионном договоре может быть указана или не указана территория, на которой допускается использование, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.

Представляется, что слова из определения п. 1 ст. 1489 ГК РФ «с указанием или без указания территории, на которой допускается использование» должны быть исключены, поскольку не выражают сущностной особенности лицензионного договора в отношении товарного знака, а также не являются обязательным условием в таком лицензионном договоре.

Также в определении лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака закреплено, что обязательным условием в лицензионном договоре является указание на перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака.

Пунктом 1.1 ст. 1489 ГК РФ закреплено, что лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака должен содержать наряду с условиями, предусмотренными п. 6 ст. 1235 ГК РФ, перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака.

Таким образом, п. 1.1 ст. 1489 ГК РФ дублирует положения п. 1 ст. 1489 ГК РФ, в связи с чем имеется необходимость по признанию п. 1.1 ст. 1489 ГК РФ утратившим силу.

Из вышеприведенного следует, что обязательным к указанию в лицензионном договоре о предоставлении права использования товарного знака являются предмет договора (товарный знак) с указанием на номер документа, удостоверяющего исключительное право на товарный знак, способы использования товарного знака (п. 6 ст. 1235 ГК РФ), вознаграждение в возмездном лицензионном договоре, а также перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака (п. 1, п. 1.1 ст. 1489 ГК РФ).

Так, например, п. 2 ст. 1484 ГК РФ предусмотрено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

При этом указанный перечень способов использования товарного знака не является исчерпывающим (п. 1 ст. 1484 ГК РФ).

Согласно п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» если сторонами согласована плата за предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в твердой сумме, а также дополнительно согласован размер вознаграждения в форме процентных отчислений от дохода (выручки) (абзац третий пункта 5 статьи 1235 ГК РФ), при неиспользовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицензиатом уплате подлежит только сумма, согласованная в твердом размере. При этом лицензиар не лишен права потребовать возмещения убытков, вызванных неиспользованием результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, и расторгнуть договор [3].

Таким образом, плата за предоставление права использования товарного знака может быть представлена в виде твердой суммы, в виде размера вознаграждения в форме процентных отчислений от дохода (выручки), а также в смешанной форме в виде твердой суммы и размера вознаграждения в форме процентных отчислений от дохода (выручки).

В пункте 2 ст. 1489 ГК РФ закреплены положения о качестве реализуемых лицензиатом товаров, в связи с чем у лицензиата возникают обязательства по обеспечению соответствия качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, предъявляемым лицензиаром, а также на наличие у лицензиара права осуществлять контроль за соблюдением этого условия.

Таким образом, у лицензиата возникает право по контролю качества реализуемого товара, поскольку ненадлежащее качество товара может повлечь за собой деловой репутации юридического лица, являющегося лицензиаром.

Девятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 25.02.2010 № 09АП-27787/2009-АК по делу № А40–128614/09–72–1004 отмечено, что в соответствии с п. 2 ст. 1489 ГК РФ лицензиар не может препятствовать рыночному обороту товаров, маркированных его товарным знаком, произведенных им самим или с его согласия, а вправе лишь контролировать качество тех товаров, которые реализует лицензиат и на которые лицензиат помещает товарный знак [4].

Пунктом 2 ст. 1489 ГК РФ закреплена норма о том, что по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.

Таким образом в силу того, что у лицензиара имеется право контроля за качеством тех товаров, которые реализует лицензиат и на которые лицензиат помещает товарный знак потребитель имеет право требования к лицензиару и лицензиату.

Как указано, условие о качестве реализуемого товара лицензиатом по лицензионному договору о предоставлении права использования товарного знака является обязательным, тогда как в ст. 1489 ГК РФ отсутствуют правовые последствия по невключению данного условия в лицензионный договор.

Также ГК РФ не предусмотрено правовое последствие несоответствия качества товара лицензиата требованиям, предъявляемым к товарам лицензиатом при условии надлежащего качества товара.

Следует признать, что п. 2 ст. 1489 ГК РФ предоставляет возможность злоупотребления правом со стороны лицензиара, поскольку требования к качеству реализуемых товаров для лицензиата могут быть значительно выше, чем качество товаров, реализуемых лицензиатом.

Таким образом, в ходе исполнения лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака лицензиаром может быть предъявлено требование о качестве товара у лицензиата, которое будет значительно выше качества товара самого лицензиата, в связи с чем деловая репутация лицензиара будет расти, но вместе с тем, вырастут затраты лицензиата на производство товара по сравнению с первоначальными условиями лицензионного договора.

Вместе с тем, на наш взгляд, указанная позиция не отвечает требованиям добросовестности участников гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ), поскольку в случае использования принципа добросовестности качество реализуемого товара лицензиата должно быть не ниже качества товара лицензиар, но никак не выше.

Однако, в п. 2 ст. 1489 ГК РФ требования к качеству реализуемой лицензиатом продукции отнесено к компетенции лицензиара.

В данном случае невозможно в случае отсутствия согласованных требований к качеству товара либо в случае завышения лицензиаром требований к качеству товара лицензиата применение положений о качестве при сравнимых обстоятельствах как, например, при отсутствии согласования цены и применения положений п. 3 ст. 424 ГК РФ (если цена договора не предусмотрена и не может быть определена на основании его условий, исполнение оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за похожие товары, работы или услуги).

Можно предположить, что при отсутствии согласованных требований к качеству товара лицензиата лицензиар также солидарно отвечает с лицензиатом за качество реализуемой продукции лицензиата, поскольку у него имелось право такого контроля.

В п. 2 ст. 1489 ГК РФ стоит закрепить положение о том, что лицензиар не вправе требовать от лицензиата реализацию товара с более высоким качеством по сравнению с качеством товара, реализуемым самим лицензиаром.

При принятии данной нормы в случае отсутствия согласования требований к качеству товара лицензиата при заключении лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака и при требовании лицензиара о согласовании качества товара при исполнении лицензионного договора принцип добросовестности будет соблюдаться, ни одно из сторон не понесет убытки, не запланированные при заключении лицензионного договора.

Таким образом, в п. 2 ст. 1489 ГК РФ следует ввести абзац следующего содержания: «Требования к качеству, устанавливаемые лицензиаром, к производимым или реализуемым лицензиатом товарам, на которых лицензиат помещает лицензионный товарный знак, должны быть не выше требований к качеству реализуемого лицензиатом товара».

Е. В. Зыков в своей работе делает ссылку на п. 2 ст. 1489 ГК РФ и упоминает, что лицензиат обязуется обеспечить такое качество товара, как у лицензиата [5, с. 121].

Е. Г. Афанасьева, М. Г. Долгих и Т. А. Гвимрадзе считают, что солидарная ответственность лицензиата и лицензиара по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров установлена в интересах потребителей, которые вправе ожидать, что товары, индивидуализированные одним товарным знаком, будут одинаковы по качеству, кто бы их не произвел [6, с. 30].

Э. П. Гаврилов постарался определить, что это за «требования к качеству, устанавливаемые лицензиаром». В ходе своего исследования он предположил, что это могут быть либо: 1) требования, содержащиеся в самом лицензионном договоре, либо 2) те требования, которые предъявляются лицензиаром к своим товарам под тем товарным знаком, который предоставляется по лицензии.

Им отмечено, что второй вариант выглядит более логичным. В соответствии с ним лицензиар, заботясь о защите прав потребителей, устанавливает в лицензионном договоре, что лицензиат должен выпускать под лицензионным товарным знаком товары такого же качества, что и соответствующие товары лицензиата [7, с. 15].

Таким образом, мнениями исследователей лицензионного договора подтверждается довод о правомерности требования к лицензиару реализовывать товар такого же качества, что и соответствующие товары лицензиата.

Литература:

  1. Отчет о деятельности Роспатента за 2021 год. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/otchet-2021-ru.pdf (дата обращения: 20.11.2022).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 07 октября 2022 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496; 2022. № 41. Ст. 6948.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «Гарант», дата обращения — 20 ноября 2022 г.
  4. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 № 09АП-27787/2009-АК по делу № А40–128614/09–72–1004 // СПС «Консультант Плюс», дата обращения — 20 ноября 2022 г.
  5. Зыков, С. В. Система имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации / С. В. Зыков. — Текст: непосредственный // Российский юридический журнал. — 2020. — № 1. — С. 117–130.
  6. Афанасьева, Е. Г. Товарный знак как товар: способы распоряжения / Е. Г. Афанасьева, М. Г. Долгих, Т. А. Гвимрадзе. — Текст: непосредственный // Предпринимательское право. — 2016. — № 4. — С. 27–35.
  7. Гаврилов, Э. П. Средства индивидуализации товаров и качественные характеристики товаров / Э. П. Гаврилов. — Текст: непосредственный // Хозяйство и право. — 2014. — № 3. — С. 13–27.
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, товарный знак, лицензионный договор, качество товара, лицензиар, качество, товар, требование, перечень товаров, реализуемый товар.


Ключевые слова

товарный знак лицензионный договор, качество товара

Похожие статьи

Товарный знак как средство индивидуализации | Молодой ученый

Ключевые слова: индивидуализация, знак, охрана, товар, регистрация. Определение ГК РФ представлено следующим образом: «…на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей» [1].

Некоторые проблемы защиты товарного знака | Статья в журнале...

Клеймо из знака собственности превратилось в товарный знак, индивидуализирующий продукцию, с развитием ремесла и не. В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права на средства индивидуализации товаров, работ и услуг включают в себя права...

Способы защиты исключительного права на товарный знак

по части 1 статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо установить, что лицо неоднократно незаконно использовало чужой товарный знак или одновременно использовало больше двух чужих товарных знаков на одной единице товара.

Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

Данная статья посвящена вопросам, связанным с последствиями продажи товаров ненадлежащего качества.

Так в статье 469 ГК РФ сформулировано общее требование к качеству товара

Вопросы качества товара урегулированы также в статье 475 ГК РФ.

Когда заключается договор о реализации товаров дистанционным способом, продавец должен у...

Права покупателя на обмен качественного товара

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

Право потребителя на возврат товара ненадлежащего качества.

В остальных же случаях возврат товара должен осуществляться, если покупатель...

Становление развития товарного знака | Статья в журнале...

Товарный знак — как правовая категория и элемент гражданского оборота имеет

В соответствии с новой редакцией ст. 23 Закона лицензионный договор может содержать

Таковыми согласно новой редакции ст. 29 Закона признаются товары, этикетки, упаковки

товарный знак, знак, общеизвестный знак, введение потребителей, товар, конкурирующий...

Современные тенденции правового определения субъектов права...

Предлагается включить в данный перечень несколько новых субъектов права на товарные знаки.

товар, который выпускается под таким знаком, должен обладать общими для всей группы

– коллективный товарный знак не может быть предметом лицензионного договора

«ГК РФ Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак.

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество...

Он предлагает изложить понятие качества товара в ГК РФ в следующей редакции: «Под

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель)

Товар (работа, услуга) должны быть для потребителей и безопасными. Безопасность товара, работ, услуг – это состояние товара, качество выполняемых работ, позволяющее в обычных...

Проблема защиты прав приобретателей при заключении...

А именно, приобретатель приобрел не товар, а право на использование.

сторон договора в соответствии с Законом о защите прав потребителей, предметом договора не является товар, работа, услуга.

Если иное не предусмотрено договором, сторона лицензиар после получения

Согласно статье 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в...

Похожие статьи

Товарный знак как средство индивидуализации | Молодой ученый

Ключевые слова: индивидуализация, знак, охрана, товар, регистрация. Определение ГК РФ представлено следующим образом: «…на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей» [1].

Некоторые проблемы защиты товарного знака | Статья в журнале...

Клеймо из знака собственности превратилось в товарный знак, индивидуализирующий продукцию, с развитием ремесла и не. В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права на средства индивидуализации товаров, работ и услуг включают в себя права...

Способы защиты исключительного права на товарный знак

по части 1 статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо установить, что лицо неоднократно незаконно использовало чужой товарный знак или одновременно использовало больше двух чужих товарных знаков на одной единице товара.

Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

Данная статья посвящена вопросам, связанным с последствиями продажи товаров ненадлежащего качества.

Так в статье 469 ГК РФ сформулировано общее требование к качеству товара

Вопросы качества товара урегулированы также в статье 475 ГК РФ.

Когда заключается договор о реализации товаров дистанционным способом, продавец должен у...

Права покупателя на обмен качественного товара

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

Право потребителя на возврат товара ненадлежащего качества.

В остальных же случаях возврат товара должен осуществляться, если покупатель...

Становление развития товарного знака | Статья в журнале...

Товарный знак — как правовая категория и элемент гражданского оборота имеет

В соответствии с новой редакцией ст. 23 Закона лицензионный договор может содержать

Таковыми согласно новой редакции ст. 29 Закона признаются товары, этикетки, упаковки

товарный знак, знак, общеизвестный знак, введение потребителей, товар, конкурирующий...

Современные тенденции правового определения субъектов права...

Предлагается включить в данный перечень несколько новых субъектов права на товарные знаки.

товар, который выпускается под таким знаком, должен обладать общими для всей группы

– коллективный товарный знак не может быть предметом лицензионного договора

«ГК РФ Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак.

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество...

Он предлагает изложить понятие качества товара в ГК РФ в следующей редакции: «Под

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель)

Товар (работа, услуга) должны быть для потребителей и безопасными. Безопасность товара, работ, услуг – это состояние товара, качество выполняемых работ, позволяющее в обычных...

Проблема защиты прав приобретателей при заключении...

А именно, приобретатель приобрел не товар, а право на использование.

сторон договора в соответствии с Законом о защите прав потребителей, предметом договора не является товар, работа, услуга.

Если иное не предусмотрено договором, сторона лицензиар после получения

Согласно статье 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в...

Задать вопрос