Становление развития товарного знака | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 30.03.2018

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Григорьев И. Г. Становление развития товарного знака // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 165-168. — URL https://moluch.ru/archive/199/49023/ (дата обращения: 24.06.2019).



Товарный знак — как правовая категория и элемент гражданского оборота имеет достаточно длительную историю, и проследить истоки возникновения товарного знака как объекта правовой охраны достаточно сложно. Так, одни из первых упоминаний о данной категории относятся к середине XIII века, когда в некоторых странах были введены требования к производителям по идентификации своей продукции. Безусловно, на ранних этапах не возникало необходимости охраны товарного знака, так как не было большой конкуренции, и у производителей конкурентов, вероятно, не возникало желание использовать «товарный знак» конкурента. Однако, экономика развивается, усиливается конкуренция и использование товарных знаков конкурентов зачастую используется в рамках недобросовестной конкуренции. В связи с чем, актуализируются и способы правовой охраны товарного знака. Анализ правоприменительной практики показывает, что в Беларуси правовые отношения в области защиты и охраны товарного знака стали складываться в последнее десятилетие, когда в 1993 году был принят специальный закон, который сформировал правовую базу охраны товарных знаков в Республике Беларусь.

Trademark — as a legal category and the item of civil turnover has a fairly long history, and trace the origins of a trademark as an object of legal protection is difficult. So, one of the first mentions of this category belong to the middle of XIII century, when in some countries have introduced requirements for manufacturers to identify their products. Of course, in the early stages don't need the protection of a trademark, as there was a lot of competition, and the producers of competitors probably don't have the desire to use the «trademark» of a competitor. However, the economy is growing, increased competition and use of trademarks of competitors is often used as part of unfair competition. Therefore, aktualisierte and methods of legal protection of a trademark. Analysis of law enforcement practice shows that in Belarus the legal relations in the sphere of protection of the trademark began to emerge in the last decade, when in 1993 had passed a special law which formed the legal basis of the protection of trademarks in the Republic of Belarus.

Keywords: trademark, service mark, trademark protection, formation, evolution, registration, trademark protection.

Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли товарного знака в гражданском и коммерческом обороте в Республике Беларусь. Так, о возрастании роли рассматриваемых средств индивидуализации в Беларуси говорит и статистика подачи соответствующих заявок на регистрацию, в 2016 году было подано 6980 заявок на регистрацию товарного знака [5], увеличение числа таких заявок по сравнению с предыдущими периодами свидетельствует о том, что укрепившаяся в последние годы тенденция роста, демонстрирующая интерес к товарному знаку со стороны изготовителей продукции, сохраняется, и количество судебных споров по вопросам правовой охраны товарных знаков в Республике Беларусь. Однако, процесс правового регулирования и правоприменительной практики в сфере защиты товарных знаков еще находится в процессе становления. Несмотря на то, что с момента принятия первого специального закона прошло уже 15 лет, система правовых отношений в данной сфере еще продолжает формироваться, что обуславливает необходимость анализа процесса ее эволюции и становления в Республике Беларусь.

Становление развития товарного знака

За рубежом появление первого нормативного акта, регулирующего вопросы использования товарного знака, относят к 1266 году, когда английский парламент установил обязанность каждого пекаря проставлять на своем изделии определенный идентифицирующий изготовителя знак. Мельников В. М. указывает на то, что до промышленной революции нормативное регулирование использования товарных знаков было крайне редким явлением [8, с. 2]. Однако, непосредственно правовая категория «товарный знак» возникла гораздо позже. Истории известны разные наименования современной категории «товарный знак». В древние времена отличия вещей осуществлялись на основании специальных знаков, которые назывались «тамги». Такие знаки проставлялись на посуде, предметах утвари, выжигались на домашних животных, т. е. данные знаки можно считать прототипом современной категории «товарный знак». С развитием торговли и совершенствованием ремесленных отношений появилась категория «клеймо», которая уже более схожа с современным понятием «товарный знак», так как позволяла идентифицировать производителя (ремесленника).

Одним из первых решений по делам охраны товарных знаков в источниках указывается решение королевского суда Англии от 1656 года по делу «Southern vs Horo» разрешался спор о правах владельца на товарный знак для маркировки одежды. Уже во второй половине XIX века в западноевропейских странах начался процесс принятия национальных законов о товарных знаках, начало которому положено Францией в 1857 году [10, с. 5]. В Русском Царстве в 1667 году в Новоторговом уставе России были закреплены положения о проставлении клейма, в частности на зарубежные товары, которые выступали как знак иностранного товара и того, что на этот товар были уплачены соответствующие таможенные платежи.

В этот же период в большинстве развитых зарубежных стран начали приниматься специальные законы, регулирующие правовую охрану товарного знака. В 1857 году был принят закон во Франции, в 1868 году в Италии, в 1881 году в США, в 1894 году в Германии. Законами регламентировался правовой режим охраны знаков (порядок их приобретения, использование, а также защиты), специальными законами расширялся круг товарных обозначений и символов, способных быть объектами данного исключительного права, обозначалась регистрация обозначений.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденные Верховным советом СССР 31 мая 1991 года № 2212–141; Закон СССР «О товарных знаках» от 3 июля 1991 года № 2293–14.

В Российской Империи первыми законами в рассматриваемой сфере стали Закон «О товарных клеймах» 1830 года и Закон «О товарных знаках (фабричных марках и клеймах)» 1836 года. С этого момента началось развитие правовой охраны товарных знаков. После принятия законов был создан первый официальный реестр русских производителей, которые зарегистрировали свои товарные знаки в Департаменте торговли и мануфактур. Вслед за принятием указанных актов последовало утверждение Государственным Советом 25 февраля 1896 года «Правил о товарных знаках», которые были призваны внести изменения и дополнения в уже действовавший Устав о промышленности. клеймо было особым видом употребления фирмы. Под фирмой в данном контексте следовало понимать имя торговца и его предприятия. П. П. Цитович приводит разграничение клейм в виде знака или марки и в виде нанесения фирмы (имени) на товар или же его оболочку (этикетку). Знак, в данном случае, отличался тем, что состоял не только из имени владельца предприятия, производившего товар, но и включал особую «фигуру», то есть рисунок. В качестве примера такого знака профессор приводит медаль, которая могла быть получена на выставке и использована в изображении знака [9].

В Республике Беларусь первые законы об охране объектов промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, товарных знаков) приняты 5 февраля 1993 г. Годом ранее было создано Государственное патентное ведомство Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь (Белгоспатент). После многочисленных преобразований эта организация получила свое нынешнее название — «Национальный центр интеллектуальной собственности» (НЦИС).

В 2001 г. были утверждены Правила признания товарного знака общеизвестным. Спустя год первым подобным знаком в нашей республике стал товарный знак «Мiлавiца». С момента принятия первого закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» началось становление национальной системы законодательства, которая развивается и по сегодняшний день. В законодательство были внесены значительные изменения. В 2016 году в Республике Беларусь был принят Закон Республики Беларусь № 352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания», который внес изменения в нормы законодательства об охране товарных знаков. В само содержание категории товарный знак закон не внес существенных корректив, за исключением того, что сейчас правовой защите подлежат не только товары, но и работы, что расширило сферу действия закона относительно услуг.

Существенные изменения внесены в нормы, устанавливающие содержание исключительного права на товарный знак. Оно в данный момент определяется правомочием его обладателя использовать товарный знак, распоряжаться своим правом, а также запрещать применение товарного знака другим лицам. При этом нарушением исключительного права на товарный знак в новой редакции ст. 3 Закона называется использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, выражающееся в совершении действий, признаваемых согласно ст. 20 Закона использованием товарного знака в отношении однородных, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в нашей стране.

Также в рамках совершенствования законодательства о товарных знаках, были усовершенствованы и договорные отношения по поводу товарных знаков. В соответствии с новой редакцией ст. 23 Закона лицензионный договор может содержать либо условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара, либо «… содержать значение показателей качества товаров лицензиата» [2]. Также законодатель ужесточил требования к лицензионным договорам о предоставлении права пользования товарными знаками, и установил для владельца товарного знака субсидиарную ответственность.

Безусловно, важной новеллой законодательства в 2016 году об охране товарных знаков, является устранение пробелов в регулировании оснований прекращения права на товарный знак. Законодатель дополнил и устранил ряд пробелов в данной сфере. Устранен недостаток нормы подпункта 1.5. п. 1 действующей редакции ст. 26 Закона, не учитывающей возможности правопреемства [2].

Как указывает Лосев С., что в новой редакции исправлена очевидная ошибка, связанная с ситуацией превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида [7, с. 44]. В рамках новой редакции закона изменились нормы, определяющие основания для прекращения охраны товарного знака в связи с его неиспользованием. Статья дополнена нормой, предусматривающей, что действия по применению товарного знака, не связанные непосредственно с введением товаров в гражданский оборот, не могут быть признаны использованием товарного знака [2]. К тому же в обновленной ст. 20 говорится не о возможности, а об обязательности принятия во внимание представленных владельцем товарного знака доказательств того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам [2].

В целом новеллы белорусского законодательства в сфере охраны товарных знаков, выделены в блоки:

1) уточнены субъекты, имеющие право обращаться за защитой нарушенного исключительного права на товарный знак. Таковыми могут быть либо владелец товарного знака, либо, если право использования товарного знака предоставлено по договору исключительной лицензии, — лицензиат.

2) изменился механизм изъятия из гражданского оборота контрафактных товаров. Таковыми согласно новой редакции ст. 29 Закона признаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно применены товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.

3) существенно изменились нормы, определяющие возможные меры имущественной ответственности лица. С учетом ранее существовавших норм, вправе получить компенсацию в размере от одной до пятидесяти тысяч базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения.

В 2016 году подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». В соответствии со статьей 1 указанного Закона статья 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, касающаяся нарушений авторского права, смежных прав и права промышленной собственности, изложена в новой редакции. Внесены изменения в Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) в части размеров государственной пошлины за рассмотрение заявки на регистрацию товарного знака.

В целях дальнейшего развития национальной системы интеллектуальной собственности 19 января 2016 г. издано постановление Совета Министров Республики Беларусь № 31 «О внесении изменений и дополнений в стратегию Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 гг».. В соответствии с пунктом 1 указанного постановления стратегия дополнена приложением 3, содержащим первоочередные мероприятия на 2016–2017 гг. по реализации стратегии.

Заключение

Таким образом, анализируя эволюция категории «товарный знак», как в мировой практике, так и в Республике Беларусь, следует обозначить, что процесс становления и развития товарного знака был обусловлен в большей степени развитием рыночно — товарных отношений и их постепенное развитие происходило по мере усиления конкуренции и возникновения объективной необходимости правовой охраны своих товаров от товаров конкурентов. Так. Клеймо позволяло ремесленнику доказать принадлежность своего товара и выдвинуть требование о нарушении прав на его товар. Безусловно, спустя столетия способы защиты и охраны товарного знака стали более цивилизованными, однако, анализ современного состояния защиты и охраны товарного знака в Республике Беларусь показывает, что еще не все проблемные аспекты правовой охраны товарного знака разрешены, как на законодательном уровне, так и в практике правоприменения, что обуславливает дальнейшее развитие сферы правовой охраны товарных знаков в Республике Беларусь. и его дальнейшее развитие.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 года № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.
  2. О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон Респ. Беларусь от 5 фев. 1993 г. № 2181: в ред. от от 9 июл. 2012 г. № 389-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2012 г. — 2/1941
  3. Об авторском праве и смежных правах: Закон Респ. Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2011 г. — № 60. — 2/1813.
  4. О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой права на товарный знак и знак обслуживания [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сент. 2005. № 9 с изм. и доп. 31 мар. 2010 г. № 3/ — Режим доступа: http://court.gov.by/jurisprudence/Post_plen/intell/ebd9adfd2b7d067b.html. — Дата доступа: 21.01.2018
  5. Годовой Отчет Национального центра Интеллектуальной собственности за 2016 год / Официальный сайт НЦИС. — 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.belgospatent.by/russian/docs/2017/god2016.pdf. — Дата доступа: 16.01.2018.
  6. Мотылькова, А. В. Проблемы правовой охраны товарного знака в законодательстве Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.03: А. В. Мотылькова. — Ростов на дону, 2015. — 28 л.
  7. Лосев, С. Новое в правовой охране товарных знаков [Электронный ресурс] / С. Лосев // Экономическая газета. 2016. — № 4. -Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/novoe-v-pravovoj-ohrane-tovarnyh-znakov. — Дата доступа: 26.01.2018.
  8. Мельников, В. М. Товарные знаки за рубежом в канун XXI века / В. М. Мельников. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2002. — 165 с.
  9. Цитович, П. П. Труды по торговому и вексельному праву. В 2 т. Т. 1: Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским [Электронный ресурс]. Классика российской цивилистики: специальное подарочное издание. М.: КонсультантПлюс, 2017.
  10. Шершеневич, Г. Ф. Курс торгового права. В 4 т. Том I. Введение. Торговые деятели / Г. Ф. Шершеневич. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 458 с.
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, Беларусь, знак, правовая охрана, Республика, гражданский оборот, внесение изменений, товар, интеллектуальная собственность, дальнейшее развитие.


Похожие статьи

Правовая природа товарного знака как средства...

В рамках предоставленной правовой охраны товарному знаку его правообладателю принадлежит исключительное право, которое представляет собой, как верно отмечает М. Волынкина, «основной правовой механизм вовлечения в экономический оборот охраняемых...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

товарный знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, знак, лицо, Парижская Конвенция, интеллектуальная деятельность, правовая охрана, Российская Федерация, Мадридское соглашение.

Гармонизация принципов исчерпания исключительного права на...

товарный знак, международное исчерпание, интеллектуальная собственность, принцип исчерпания, товар, гражданский оборот, международный принцип исчерпания, исчерпание, судебная практика, параллельный импорт.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

товарный знак, знак, общеизвестный знак, введение потребителей, товар, конкурирующий знак, правовая охрана, интеллектуальная собственность, Высший Арбитражный Суд, Российская Федерация.

Способы защиты исключительного права на товарный знак

Согласно статье 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации основными способами защиты исключительного права на товарный знак являются: изъятие из оборота и уничтожение контрафактных товаров, упаковок, этикеток; удаление рекламы...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

Клеймо из знака собственности превратилось в товарный знак, индивидуализирующий продукцию, с развитием ремесла и не только выделяло один товар из массы подобных других, но и указывало на определенное качество товара...

К вопросу об использовании официальной символики...

Предоставление правовой охраны товарному знаку испрашивалось в белом, синем, красном цветовом сочетании и в отношении товаров 16 класса МКТУ и услуг 35, 36, 38, 41, 42 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.

К вопросу о проблематике развития правового регулирования...

В современном гражданском обороте вопросы правового регулирования отношений, связанных с

Защита интеллектуальной собственности является в настоящее время одной из приоритетных целей развития государства и выхода на внешние рынки.

Регистрация товарного знака в КНР: процедура, специфика...

Закон Китайской Народной Республики «О товарных знаках» от 23.08.1982 г. (вступил в силу 01.03.1983 г.; с изменениями, внесенными Решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей «О внесении изменений в законодательные акты...

Похожие статьи

Правовая природа товарного знака как средства...

В рамках предоставленной правовой охраны товарному знаку его правообладателю принадлежит исключительное право, которое представляет собой, как верно отмечает М. Волынкина, «основной правовой механизм вовлечения в экономический оборот охраняемых...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

товарный знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, знак, лицо, Парижская Конвенция, интеллектуальная деятельность, правовая охрана, Российская Федерация, Мадридское соглашение.

Гармонизация принципов исчерпания исключительного права на...

товарный знак, международное исчерпание, интеллектуальная собственность, принцип исчерпания, товар, гражданский оборот, международный принцип исчерпания, исчерпание, судебная практика, параллельный импорт.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

товарный знак, знак, общеизвестный знак, введение потребителей, товар, конкурирующий знак, правовая охрана, интеллектуальная собственность, Высший Арбитражный Суд, Российская Федерация.

Способы защиты исключительного права на товарный знак

Согласно статье 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации основными способами защиты исключительного права на товарный знак являются: изъятие из оборота и уничтожение контрафактных товаров, упаковок, этикеток; удаление рекламы...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

Клеймо из знака собственности превратилось в товарный знак, индивидуализирующий продукцию, с развитием ремесла и не только выделяло один товар из массы подобных других, но и указывало на определенное качество товара...

К вопросу об использовании официальной символики...

Предоставление правовой охраны товарному знаку испрашивалось в белом, синем, красном цветовом сочетании и в отношении товаров 16 класса МКТУ и услуг 35, 36, 38, 41, 42 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.

К вопросу о проблематике развития правового регулирования...

В современном гражданском обороте вопросы правового регулирования отношений, связанных с

Защита интеллектуальной собственности является в настоящее время одной из приоритетных целей развития государства и выхода на внешние рынки.

Регистрация товарного знака в КНР: процедура, специфика...

Закон Китайской Народной Республики «О товарных знаках» от 23.08.1982 г. (вступил в силу 01.03.1983 г.; с изменениями, внесенными Решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей «О внесении изменений в законодательные акты...

Задать вопрос