Содержание прав потребителей, защита которых относится к компетенции Роспотребнадзора | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мартынова, Я. Н. Содержание прав потребителей, защита которых относится к компетенции Роспотребнадзора / Я. Н. Мартынова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1844/ (дата обращения: 25.04.2024).

Исходя из содержания статей КоАП РФ, рассмотрение которых относится к компетенции Роспотребнадзора можно утверждать, что их назначение выражается в защите основных прав потребителей – на доброкачественность, информацию и безопасность.

Рассмотрим основное содержание этих прав.

По мнению В.С. Белых: «Качество продукции (работ, услуг)- это совокупность технических, экономических и иных общественно полезных свойств продукции (работ, услуг), складывающихся на всех стадиях ее жизненного цикла («петля качества») и получившее закрепление в нормативно-технической документации и условиях договора, а при отсутствии в договоре таких условий- в порядке и способах, предусмотренных законодательными актами, характеризует способность удовлетворять конкретные общественные потребности с оптимальными затратами на единицу ее потребительной стоимости [1, с.63].

Некоторые ученые считают, что качество необходимо определять стандартами и другими нормативно-техническими документами [2, с.23].

Например, В.М.Огрызков пишет, что определение «совокупность существенных свойств еще не позволяет на практике судить о качестве продукции. Чтобы судить о качестве товара, он и ряд других авторов предлагают включить в определение понятия «качества товара, работы, услуги» ссылку на соответствие качества требованиям нормативно-технических документов и условиям гражданско-правовых договоров. Он приходит к выводу, что «научно-обоснованным и целесообразным является формирование единого экономико-правового понятия «качества продукции» [3, с.56].

М.Г.Гуревич считает, что качество продукции представляет собой соответствие как внутренних свойств продукции (товара), так и ее внешних данных качественным характеристикам и требованиям установленным государственными стандартами, техническими условиями или образцами [4, с.137].

В юридической литературе неоднократно принимались попытки определить понятие качества в правовом смысле, причем в основу были положены полезность товара и другие его свойства. При этом среди отдельных правоведов возникла дискуссия о том, могут ли быть объектом правовой науки понятия полезность и некоторые другие свойства товара.

«Выяснение вопроса о качестве продукции как правовой категории имеет немаловажное значение для науки и практики управления в этой области, для всемерного и всестороннего использования права как важного средства обеспечения надлежащего качества продукции» [5, с.15].

Как считает Гридин А.В.: «формирование единого, «комплексного» понятия качества, которое бы включало в себя положения, выработанные различными науками (например, техникой, правом, экономикой), является нецелесообразным в силу существенного различия предметов данных отраслей науки и тех целей, достижению которых способствует именно «отраслевое» понятие качества [6, с.20-25]. Он предлагает изложить понятие качества товара в ГК РФ в следующей редакции: «Под качеством товара понимается совокупность свойств товара, соответствующая разумным и достаточным потребностям покупателя, и исключающая причинение вреда при его надлежащей эксплуатации, хранении, перевозке и потреблении». Однако данная формулировка, на наш взгляд, не корректна, поскольку критерии разумности и достаточности потребностей являются не определенными.

В соответствии со ст.4 № 2300-1 ФЗ РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите право потребителей»: «Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется» [7, ст.766].

Следует отметить, что ни Гражданский Кодекс, ни Закон «О защите прав потребителей» не дают определение понятия качества товаров, работ, услуг, а ссылаются на соответствие качества определенным требованиям (например, договору, целям для которых товар такого рода обычно используется, обязательным требованиям, установленным законом и др.). Мы согласимся с таким критерием качества, установленным законодателем, поскольку с развитием во времени научно-технического прогресса требования, предъявляемые к товарам, работам, услугам, растут и меняются.

Наряду с понятием «качество», на наш взгляд, особое внимание заслуживает такое понятие как «доброкачественность». На необходимость различать понятие «качество» и «доброкачественность» неоднократно обращалось внимание в юридической литературе, однако, единство взглядов по этому вопросу отсутствовало. Одни авторы практически отождествляли два этих понятия (М.Г.Гуревич, В.С.Шелестов), другие, напротив, считают, что между двумя этими понятиями необходимо проводить различия. Так Огрызков В.М. считает, что «понятие качества позволяет определить свойства, которыми должно обладать каждое изделие каждого рода (или вида). Понятие доброкачественности позволяет ответить на вопрос- обладает ли (будет ли обладать) конкретное изделие указанными свойствами» [8, с.26].

В.Ф. Опрышко считает, что понятие «доброкачественность» является синонимом понятия «надлежащее качество», т.е. более узким, чем «качество» [9, с.18-20]. Мы согласимся с этим утверждением. Качество представляет собой абстракцию, совокупность экономических, технических и правовых свойств и характеристик товара (работы, услуги), отличающих его от других товаров (работ, услуг), а доброкачественность товара (работы, услуги)- это соответствие конкретного товара (работы, услуги) установленным законом либо договором требованиям, либо целям , для которых товар (работа, услуга) обычно используется.

Таким образом, в ГК РФ и Законе «О защите прав потребителей» вложено именно понятие «доброкачественность, а именно соответствие качества товара (работы, услуги) определенным требованиям (например, договору, целям для которых товар такого рода обычно используется, обязательным требованиям, установленным законом и др.)

Отсюда можно сделать вывод, что Роспотребнадзор защищает именно такое понятие как доброкачественность товаров (работ, услуг).

Товар (работа, услуга) должны быть для потребителей и безопасными.

Безопасность товара, работ, услуг – это состояние товара, качество выполняемых работ, позволяющее в обычных условиях его использование, хранение, транспортировку и утилизацию, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.

Согласно Закону о защите прав потребителей "потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке".

Говоря о реализации реформы технического регулирования, о снижении административного давления на предпринимателей, нельзя забывать о главной цели этой реформы- защите жизни и здоровье граждан. К сожалению, в погоне за количеством принятых технических регламентов упускаются из виду вопросы сертификации и декларирования продукции, аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации. На протяжении последних лет государство практически самоустранилось от выполнения своей основной функции-защиты граждан от опасной контрафактной и некачественной продукции.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года целый ряд социально значимых групп продукции (пищевая, бытовая химия, посуда и т.д.) переведен под декларирование на основе собственных доказательств, с учетом того что на эту продукцию выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. Вместе с тем, учитывая определение санитарно-эпидемиологического заключения, очевидно, что оно подтверждает соответствие продукции только требованиям безопасности, причем далеко не всем, и не обеспечивает идентификацию продукции и подтверждение соответствия продукции всем требованиям безопасности, а также всем заявленным изготовителем свойствам, физико-химическим показателям, сырьевому составу. Единственным документом, устанавливающим и то и другое, является сертификат соответствия, выданный независимым от изготовителя и потребителя органом по сертификации на основании испытаний, проведенных в независимой, технически компетентной испытательной лаборатории. После поступления продукции на потребительский рынок ее соответствие обязательным требованиям проверяется в рамках проведения государственного надзора, что входит в компетенцию Роспотребнадзора. В плановом порядке Роспотребнадзор может проверять хозяйствующие субъекты на соблюдение законодательства о защите прав потребителей только 1 раз в три года, что по-нашему мнению расслабляет участников потребительского рынка.

Право потребителя на получение информации о товаре (работе, услуге) основывается, прежде всего, на положении Конституции РФ: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. (п.4 ст.29 Конституции).

Провозглашая на законодательном уровне право потребителя на информацию, Закон предусматривает ее состав, качество, момент доведения до потребителя и язык изложения, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию. Законом предусмотрено право на информацию как о продавце (изготовителе, исполнителе), так и о товарах (работах, услугах).

Базовой нормой, определяющей требования, предъявляемые к информации об услугах и товарах ст.10 Закона «О защите прав потребителей», которая претерпевала неоднократно редакционные изменения. Содержание субъективного права потребителя на получение информации от исполнителя предопределяется критериями, обозначенными ч.1 ст.10 Закона «О защите прав потребителей». Информация должна быть необходимой, достоверной и своевременной. Качественные характеристики информации раскрываются через такие свойства, как полнота- адекватное объему отражение материального мира в процессе передачи сведений; достоверность- сведения по своему содержанию являются объективными; актуальность- сведения морально не устарели и соответствуют потребностям [10, с.91-96]. Цель предоставления такой информации- обеспечить потребителю возможность правильного выбора товара (работы, услуги).

Безусловно, исполнитель обязан предоставить информацию в соответствии с нормативно предписанным перечнем, но представляется, что этим обязанность исполнителя не может быть исчерпана. При определении «необходимая информация» следует исходить из презумпции отсутствия специальных познаний у потребителя [11], специфики потребительских свойств товаров и услуг, индивидуальных потребностей, которые желает удовлетворить. Поэтому если потребителю потребуется иная дополнительная, непредписанная нормативная информация, то нет оснований полагать, что исполнитель имеет право ему отказать в предоставлении такой информации.

Относительно юридической квалификации понятия «необходимая информация» в правовой доктрине высказывались различные мнения.

Так, А.А. Кыров, комментируя норму об обязанности изготовителя (исполнителя) предоставлять необходимую информацию, полагает, что состав такой информации приведен в ч.2 ст.10 Закона и является исчерпывающим [12, с.49]. Данное суждение не является безупречным, поскольку закон «О защите прав потребителей» является не единственным источником, который нормативно определяет перечень и способы доведения информации до потребителей. Из смысла комментария ст.10 упомянутого закона, данного Н.Г.Пономаревой, можно заключить, что автор сводит обязанность исполнителя к предоставлению обязательного объема информации, предписанного нормативно [13, с.78-79].

Т.Л.Левшина под «необходимой информацией» понимает полноту информации, предоставляемую потребителю. Предоставляемая информация, по ее мнению, должна создать четкое представление у потребителя о свойствах товара (работе, услуге) и тем самым помочь потребителю сделать компетентный выбор подходящего для себя товара. полной информации [14, с.23]. В.Р.Дворецкий полагает, что в ряде случаев для правильного выбора товаров потребителю необходимо предоставление дополнительной информации [15].

Таким образом, субъективное право потребителя на получение информации о товаре или услуге объемлет его правомочие на получение нормативно предписанной информации, а также дополнительной информации, объем и содержание которой предопределяется тем, какую индивидуальную потребность желает удовлетворить потребитель, какова цель его потребления.

Нами рассмотрены основные права потребителей, защита которых относится к компетенции Роспотребнадзора. К функциям этого административного органа относится не только надзор за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, но и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей. Однако, государство, по – нашему мнению, с одной стороны делегировав Роспотребнадзору вышеуказанные полномочия, ставит ограничения в его деятельности как надзорной (проведение мероприятий по контролю плановых 1 раз в три года), так и в рассмотрении дел (на наш взгляд нецелесообразно передавать дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены ч.1 и ч.2 ст.9.16, 10.8, 14.2, ч.1 и ч.2 ст.14.6, ч.2.1 и ч.3 ст.14.16 КоАП РФ , и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, на рассмотрение судье, если не имеется оснований применять виды наказаний, которые могут наложить только судьи), что несомненно снижает статус административного органа и доверие потребителей, а также эффективность его деятельности.


Литература:

  1. Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Дис. д-ра юрид.наук:12.00.03/ УрГЮА- Екатеринбург, 1994.

  2. Советское гражданское право/ Под ред. О.А.Красавчикова. – М.,1969.

  3. Огрызков В.М. Основы правового регулирования качества продукции. 2-е изд.- М.: Изд-во стандартов, 1976.

  4. Гуревич М.Г. К вопросу о понятии качества поставляемой продукции // Уч.зап. Пермского гос.ун-та.-Вып.4 Кн.2:Юридические науки.-Пермь,1958.

  5. Опрышко В.Ф. Качество продукции: управление и право.- Киев: Вища школа, 1982.

  6. Гридин А.В. , дисс…к.ю.н. «Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг»

  7. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред.Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ))// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.-1992.- № 15.

  8. Огрызков В.М. Основы правового регулирования качества продукции- 2-е издание., доп. и перераб.-М: Изд-во стандартов, 1976.

  9. Опрышко В.Ф. Качество продукции: управление и право. –Киев: Вища школа, 1982.-

  10. Шаповалова Е.В. Информация в системе объектов гражданских прав . Законы России: опыт, анализ, практика.2008 № 5

  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 п.22. Бюллетень Верховного Суда РФ.1995 № 1

  12. Кыров А.А. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» 2-е издание, перераб. И доп.М.: Проспект, 2009.

  13. Пономарева Н.Г. Комментарий к Закону «О защите прав потребителей» М.: Кнорус, 2010.

  14. Левшина Т.Л. Комментарий к Закону «О защите прав потребителей». М.: Республика, 1993.

  15. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к закону «О защите прав потребителей». СПС «Гарант»

Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, услуга, работа, товар, качество продукции, качество товара, защита, качество, необходимая информация, имущество потребителя.

Похожие статьи

потребитель, услуга, работа, товар, качество товара, качество...

Содержание прав потребителей, защита которых относится... потребитель, услуга, работа, товар, качество товара, качество продукции, необходимая информация, защита, качество, имущество потребителя.

Безопасность как основа качества услуг общественного питания

В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность, безопасность продукции и услуг, требуем соблюдения законов и защиты прав потребителей.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

Ключевые слова: качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Права покупателя на обмен качественного товара. По закону «О защите прав потребителей»...

Права покупателя на обмен качественного товара

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар, Постановление Правительства РФ, возврат. Похожие статьи.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его... Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Критерии оценки качества услуг | Статья в журнале...

На рынке услуги являются товаром (т.е. предметом купли – продажи), обладающим потребительной стоимостью и определенными свойствами или характеристиками [5, с. 17-18]: § неосязаемость или нематериальность услуг.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Если всё-таки потребитель приобрёл товар ненадлежащего качества, то законодатель наделяет такого потребителя правом потребовать от продавца: – безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов по их устранению

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

Качество услуг обслуживающей организации... Отзывы и защиты наших авторов. - возможность контроля объемов и качества работ (услуг) потребителями с помощью устанавливаемого порядка учета случаев предоставления услуг ненадлежащего качества и форм их регистрации.

Основные законодательные акты, регулирующие отношения...

Ключевыми целями стандартизации являются: повышение качества продукции, защита интересов, как государства, так и потребителя, улучшение экономических показателей производства, обеспечение конкурентоспособности.

Похожие статьи

потребитель, услуга, работа, товар, качество товара, качество...

Содержание прав потребителей, защита которых относится... потребитель, услуга, работа, товар, качество товара, качество продукции, необходимая информация, защита, качество, имущество потребителя.

Безопасность как основа качества услуг общественного питания

В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность, безопасность продукции и услуг, требуем соблюдения законов и защиты прав потребителей.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

Ключевые слова: качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Права покупателя на обмен качественного товара. По закону «О защите прав потребителей»...

Права покупателя на обмен качественного товара

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар, Постановление Правительства РФ, возврат. Похожие статьи.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его... Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Критерии оценки качества услуг | Статья в журнале...

На рынке услуги являются товаром (т.е. предметом купли – продажи), обладающим потребительной стоимостью и определенными свойствами или характеристиками [5, с. 17-18]: § неосязаемость или нематериальность услуг.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Если всё-таки потребитель приобрёл товар ненадлежащего качества, то законодатель наделяет такого потребителя правом потребовать от продавца: – безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов по их устранению

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

Качество услуг обслуживающей организации... Отзывы и защиты наших авторов. - возможность контроля объемов и качества работ (услуг) потребителями с помощью устанавливаемого порядка учета случаев предоставления услуг ненадлежащего качества и форм их регистрации.

Основные законодательные акты, регулирующие отношения...

Ключевыми целями стандартизации являются: повышение качества продукции, защита интересов, как государства, так и потребителя, улучшение экономических показателей производства, обеспечение конкурентоспособности.