Сельское хозяйство — это отрасль, которая непосредственно подвержена активному государственному вмешательству в условиях рыночных отношений. Все это проявляется в условиях налогообложения, предоставляемых льготах и преимуществах. Налогообложение в сельском хозяйстве постоянно реформируется, но это не гарантирует его совершенства. Нестабильность и сложность налогового регулирования сельского хозяйства, недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования субъектов и предпринимательской активности увеличения производства не позволяют налоговой системе с полнотой выполнять свои функции в сельском хозяйстве. Государственное регулирование, в первую очередь, влияет на поддержку агропромышленных предприятий в целом. Данные обстоятельства обуславливают актуальность разработки мер по усилению функций налогообложения в сельском хозяйстве, рассчитанных на проведение анализа и внедрение нововведений, учитывая специфические особенности сельского хозяйства РФ.
Целью данной работы является разработка направлений оптимизации налогообложения организаций сельского хозяйства с целью оптимального сочетания интересов государства и общества.
Ключевые слова: налог, налоговая система, сельское хозяйство, налоговая нагрузка.
Государство не может существовать без сбора налогов, которые являются основным источником доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Однако кроме фискальной функции, налоги выполняют экономическую (регулирующую) функцию. Увеличивая или снижая налоговую нагрузку, государство может влиять на воспроизводственный процесс. Увеличивая налоговую ставку или предоставляя налоговые льготы можно стимулировать или сдерживать развитие отдельных отраслей. Одним из направлений налоговой политики является определение того, какие субъекты (предприятия или граждане) будут преимущественно формировать доходы бюджета [4].
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования [1].
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств [2].
Уплаченные налоги и сборы в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» за 2021–2019 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уплаченные налоги и сборы в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» за 2019–2021 гг. [6]
Наименование налога (сбора) |
Сумма, тыс. руб. |
||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|
Водный налог |
87 |
99 |
113 |
Транспортный налог |
600 |
1 056 |
1 073 |
Налог на прибыль |
318 091 |
241 832 |
404 571 |
Страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ |
88 105 |
113 909 |
140 907 |
Налог на добавленную стоимость |
254 138 |
128 271 |
62 656 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
0 |
0 |
16 936 |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
20 355 |
26 376 |
32 565 |
Налог на имущество организации |
0 |
0 |
209 |
Земельный налог |
2 973 |
6 616 |
6 063 |
Итого |
384 348 |
518 159 |
665 097 |
На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что значительная часть налогов и сборов составляет налог на прибыль организации.
Существует несколько групп методов налоговой оптимизации:
— разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения;
— оптимизация через договор;
— специальные методы оптимизации;
— применение льгот и освобождений.
Формирование учетной политики предприятия является одним из важнейших элементов налоговой оптимизации. С помощью качественной разработки приказа об учетной политике предприятие может выбрать лучший вариант учета, который даст результат со стороны режима налогообложения. Но для выбора какого-либо способа учета предприятие должно обосновать свое решение расчётами налогов и убедиться в верности выполненного выбора. Эти действия поспособствуют предприятию не допустить неприятностей с органами налогового контроля. В связи с вступлением в действие Главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации произошли значительные изменения в налоговой системе. Суть в том, что в системе российского налогообложения впервые на законодательном уровне создана самодостаточная учетная система — учет операций в целях налогообложения. Таким образом при разработке учетной политики для целей налогообложения следует внимательно рассмотреть несколько утверждений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и др.
В случае метода оптимизации через договор необходим анализ предмета и цены договора, формы сделки, контрагентов, установлении штрафных санкций. Далее на основании данного исследования должны быть подобраны наиболее уместные пункты договора, содействующие уменьшению налоговых платежей.
Специальные методы содержат подгруппы методов — метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения и метод оффшора.
Применение льгот и освобождений подразумевает использование льгот, закрепленных в Налоговом кодексе Российской Федерации или в законодательных актах по налогообложению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [3].
Что касается теоретического аспекта оптимизации налогообложения, то здесь должны соблюдаться следующие принципы:
— разумность;
— комплексность;
— индивидуальность;
— юридическая чистота;
— цена.
Под разумностью понимается принцип «здравого смысла», который предостерегает субъекта предпринимательства от необдуманных решений по снижению налогооблагаемой базы. Если не придерживаться этой позиции и применять на практике необдуманные и запутанные схемы по снижению налоговой нагрузки, субъект предпринимательства столкнётся с налоговыми санкциями со стороны государства.
Принцип цены подразумевает выгоду, полученную от использования налоговой оптимизации, которая должна приносить большую отдачу, чем ресурсы, потраченные на применение налоговой оптимизации.
Юридическая чистота всегда сопоставляется с законодательством. Под данным принципом понимается соблюдение всех норм налогового законодательства при принятии решения по оптимизации налогообложения.
Принцип индивидуальности ориентирован на специфику деятельности предприятия. Данный принцип подразумевает наличие разносторонних подходов к решению вопроса оптимизации налогов; отсутствие единой универсальной методики в решении данной проблемы.
Что касается комплексности, то здесь сопоставляются различные налоговые платежи, и выявляется возможность увеличения каких-либо налоговых платежей за счёт снижения других [5].
Правильная оптимизация налогообложения (то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2022) // СПС «Консультант плюс» — URL: http://www.consultant.ru;
- Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Л. Я. Маршавина [и др.]; под редакцией Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 510 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–12659–4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489253;
- Иванова Е. В. Методика и методы оптимизации налогообложения как способа снижения налоговой нагрузки предприятия // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2016. — № 3. — С.41–45;
- Старкова О. Я. Анализ налогообложения физических лиц // Znanstvena misel. — 2019. — № 26. — С.14–18;
- Черненко Д. А., Скрыльников Д. В. Пути снижения налоговой нагрузки организации // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 6. — С.270–273;
- Налоги и сборы ООО «ЮКМП» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://checko.ru.