Влияние международного уголовного права на отечественный уголовный закон зачастую является не столь очевидным, что порождает множество дискуссий научного сообщества по указанной теме. Под «влиянием» международного права на отечественное понимают сразу несколько взаимосвязанных по контексту, но различных по смыслу терминов: «взаимодействие», «взаимосвязь», «соотношение», «воздействие» и т. п. Одни авторы утверждают, что нужно различать все перечисленные термины, тогда как другие считают, что они тождественны. В работе ставится задача выделить основные критерии, а также сущность влияния международного уголовного права на национальное уголовное право.
Ключевые слова: международное право, уголовное право, источник права, имплементация.
Отечественная доктрина уголовного права обнаруживает многочисленные подходы к пониманию влияния международного уголовного права на национальную уголовно-правовую отрасль. При этом подходы могут противоречить друг другу, носить взаимоисключающий характер [1].
А. Р. Каюмова выделяет следующие аспекты влияния международного уголовного права на право национальное:
— влияние ключевых международно-правовых обычаев;
— необходимость выполнять принятые обязательства в соответствии с международными соглашениями, договорами;
— влияние международно-правовых норм, которые носят императивный, то есть обязательный характер;
— возможность перенимать международный опыт и учитывать международную практику [2].
Сегодня распространена позиция, в соответствии с которой акты международного права должны рассматриваться в качестве полноценного и ведущего источника формирования и развития отечественного уголовного права.
Т. А. Родионова, например, предлагает международно-правовые принципы, оформленные нормативно, считать прямыми, непосредственными источниками уголовного права. То же самое касается и норм международного права, обладающих императивным характером [3].
Также в отечественной доктрине подмечается, что проблемы влияния тесно связаны с проблематикой имплементации и перенесением международно-правовых норм в российскую правовую систему.
Е. Н. Субботина пишет о том, что имплементация представляет собой специфический процесс, в рамках которого императивные международно-правовые нормы реализуются в системе национального уголовного законодательства [4].
Этот процесс осуществляют государственные органы в соответствии с требованиями, прописанными в национальном законодательстве. Так, в частности, имплементация может осуществляться за счет разработки и принятия новых законодательных актов, путем внесения изменений либо дополнений в уже действующие нормативные правовые акты, а также при помощи контрольных мероприятий, направленных на то, чтобы все нормы и предписания должным образом были выполнены.
Нельзя не отметить наличие в доктрине дискуссий, связанных с использованием терминологии: как именно называть взаимосвязь национального уголовного права и международного уголовного права.
Помимо термина «влияние» используются и другие термины, в частности «взаимодействие», «взаимосвязь», «соотношение», «воздействие» и т. п. Одни авторы утверждают, что нужно различать все перечисленные термины, тогда как другие считают, что они тождественны. Если анализировать содержание, смысл данных терминов наиболее глубоко, то, безусловно, могут выявиться различия. Однако думается, что такой глубокий анализ не нужен, ведь контекст от этого вряд ли изменится кардинально. Есть международное уголовное право, и есть национальное уголовное право. Наблюдается безусловное влияние первого на второе. Влияние, естественно, предполагает взаимодействие и взаимосвязь. Из общего контекста, только, пожалуй, выбивается такой термин, как «соотношение». Соотношение — это то, каким образом коррелируют международное уголовное право и национальное уголовное право друг с другом, то есть, как и в чем проявляется их связь друг с другом, каково их содержание, объем.
Влияние и воздействие всегда влекут те или иные изменения. Взаимодействие обладает более широким смыслом, так как предполагает не одностороннее влияние, а двустороннее. То есть не только международное уголовное право влияет на национальное, но и последнее влияет на первое в какой-то степени. И, опять же, здесь нельзя этого отрицать, ведь национальное уголовное право действительно оказывает влияние на международное.
Национальное уголовное право и международное уголовное право особенно тесно взаимодействуют в процессе правотворческой и правоприменительной стадий.
Большинство исследователей отдают предпочтение термину «влияние». При этом через категорию «влияние» рассматривается специфика взаимодействия международного уголовного права и отечественного.
Например, Р. А. Мюллерсон употребляет именно термин «влияние», чтобы обозначить взаимодействие международного и национального уголовного права [5]. Н. В. Миронов [6], Л. П. Ануфриева [7] также прибегают именно к термину «влияние».
А вот С. В. Черниченко [8] взаимодействие международного и национального уголовного права обозначает как «согласование» правовых систем. Думается, что термин «согласование» в каком-то смысле подходит даже больше, чем, например, термин «соотношение». Однако все-таки представляется верным использовать именно термин «влияние». Ведь, как уже было отмечено, международное уголовное право и национальное влияют друг на друга [9].
Можно дать следующее определение влиянию международного уголовного права на российское: процесс, характеризующийся системностью, целенаправленностью, в рамках которого в ходе взаимодействия с международным уголовным правом меняются нормы уголовного законодательства в российском праве.
Влияние международного уголовного права проявляется, например, в том, что российское государство исполняет свои обязательства, взятые в соответствии с ратифицированными международными договорами или в том, что осуществляется имплементация общепризнанных принципов и норм международного права, а также норм международных договоров РФ, российское уголовное законодательство и пр.
Влияние также можно подразделить, основываясь на таком критерии, как специфика изменений российского уголовного права, возникающих ввиду воздействия права международного:
— формирование новых уголовно-правовых принципов — например, на основании соответствующих конвенций в УК РФ включены новые составы преступлений (статья 355– распространение оружия массового поражения; статья 136 — нарушение равноправия; статья 357 — геноцид; статья 127 1 — торговля людьми);
— дальнейшее, наиболее глубокое развитие уголовных норм. Например, в УК РФ исключено всякое различие по гендерному признаку, тем более исключена дискриминация.
Понимание влияния международного уголовного права с течением времени менялось. Если советские ученые признавали лишь его ограниченное влияние, то современные исследователи рассматривают международные акты как полноценные правовые источники.
В этом контексте международное уголовное право становится одним из ключевых источников, на основе которого происходит формирование уголовного права в РФ.
Д. Б. Левин выделил три способа влияния (реализации) международного уголовного права: отсылка к международным актам; рецепция (заимствование некоторых норм); трансформация — изменение национального уголовного законодательства, приведение его в соответствие [10].
Можно сказать, что влияние международного уголовного права — это процесс, отличающийся системностью, целенаправленностью, последовательностью, естественностью, направленный на постепенное и качественное преобразование норм российского уголовного законодательства и, собственно, результат такого преобразования.
Влияние международного уголовного права можно классифицировать на основании разнообразных критериев. Оно может быть прямым или косвенным, зависит от форм и источников взаимодействия. При этом влияние международного уголовного права многогранно: оно проявляется в разнообразных формах, способах взаимодействия и воздействия. Такое влияние также необходимо для полноценного развития национального уголовного законодательства.
Литература:
- Кибальник А.Г., Волосюк П.В. Российские диссертационные исследования проблем международного уголовного права и международной уголовной юстиции (2010-2017) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 1. С.72-87.
- Каюмова А.Р. Уголовная юрисдикция в международном праве: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 488.
- Родионова Т.А. Влияние международного права на отечественное уголовное законодательство: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 3.
- Субботина Е.Н. Имплементация норм международного уголовного права в уголовное законодательство зарубежных стран и России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 23.
- Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982. С. 29.
- Миронов Н.В. Советское законодательство и международное право. М., 1968. С. 317.
- Ануфриева JI.П. Основы взаимодействия международного и национального права // Международное публичное право: учебник. М., 2007. С. 322.
- Черниченко С.В. Теория международного права. М., 1999. Т. 1. С. 147.
- Международное уголовное право: учебник для вузов / под ред. А.В. Наумова, А.Г. Кибальника. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. С. 504.
- Кибальник А.Г., Шибков О.Н. Формы влияния международного права на российское уголовное право // Общество и право. 2011. № 1-3. С. 3.