Олигофрения: классификация, клиническая картина, диагностика, лечение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 2499 раз

Библиографическое описание:

Майрамукаева, В. С. Олигофрения: классификация, клиническая картина, диагностика, лечение / В. С. Майрамукаева, В. И. Лагунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96473/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: олигофрения, умственная отсталость.

Умственная отсталость — врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей [3].

Термин олигофрения считается более подходящим для данного состояния, так как четко дифференцирует причину заболевания и возрастные ограничения.

Олигофрения является довольно-таки широко распространенным заболеванием. По данным Всемирной организации здравоохранения болеют от 1 до 3 % населения. В местах, где население подвержено воздействию экзогенных факторов, заболеваемость увеличивается до 7 %. Среди мужчин умственная отсталость встречается чаще, чем среди женщин [1].

Классификацию умственной отсталости производится по уровню интеллектуального дефекта. В международной классификации болезней выделают: умственная отсталость легкой степени, умеренная, тяжелая и глубокая. Также выделяют еще неуточненную и другую умственную отсталость.

В отечественной литературе раньше использовалась несколько другая классификация: идиотия (глубокая умственная отсталость), имбецильность (резко выраженная и тяжелая умственная отсталость) и дебильность (легкая степень). Сейчас стараются все реже к ней прибегают, так как данные термины стали использоваться как оскорбительные слова и родственникам пациентов бывает неприятно их слышать при постановке диагноза.

По этиопатогенезу олигофрению делят на 3 основные группы:

1) Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями, такими как: синдромы Дауна и Клайнфелтера, Тернера, истинная микроцефалия, фенилкетонурия, галактозурия, различные наследственные нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2) Состояния, вызванные действием различных тератогенов во время беременности (эмбриопатии и фетопатии)- внутриутробные инфекции, вызванные вирусами краснухи, гриппа, паратита, цитомегаловирус, возбудителями сифилиса и токсоплазмоза.

3) Состояния, вызванные действием различных вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни ребенка- асфиксия в родах, родовая травма [1, 2, 3].

В большинстве случаев не удается точно определить причину умственной отсталости. Такие состояния обозначают как недифференцированные формы. Дифференцированные формы представляют собой нозологически самостоятельные заболевания, при которых умственная отсталость является лишь одним из симптомов других тяжелых проявлений болезни.

Клиническая картина зависит от уровня интеллектуального дефекта и от реабилитации больного. При легкой степени олигофрении больные хорошо поддаются корректировке. У них хорошо развита механическая память, что является хорошей маскировкой для неспособности к образованию абстрактных понятий. Дети способны приобрести значительный запас сведений и навыки чтения, письма и счета. Эти больные не проявляют инициативы в учебе и в работе. Самую большую трудность для них представляет переход от привычной деятельности к еще неизвестной. У данных больных нарушена способность к самообладанию, подавлению влечений, они легко внушаемы и склонны к подражательству. При правильном воспитании и должной корректировке они легко овладевают навыками ручного труда и более менее адаптируются в обществе.

Дети с умственной умеренной умственной отсталостью способны накопить некоторый запас сведений, механическая память хорошо развита. Словарный запас бывает скудный, речь аграмматична, понимание и использование речи ограничено. Больные бывают эгоцентричны, требуют повышенного внимания, агрессивно реагируют при невыполнении их желаний, обижаются когда негативно оценивают их действия. При просьбе выполнить то или иное действие, которое они не хотят совершать, больные часто отвечают «не знаю», «не могу», «не хочу». К самостоятельной жизни они, как правило, не способны, хотя при должной корректировке могу выполнять механически однотипную работу.

Больные с умственной отсталостью тяжелой степени обладают низким уровнем социального функционирования. Они практически не способны усвоить элементарные навыки самообслуживания, какие-то бытовые умения. Из-за этого они на протяжении всей жизни нуждаются в опеке и постоянном уходе.

При умственной отсталости глубокой степени больные либо вовсе не реагируют на происходящее вокруг них, либо дают неадекватные реакции, откликаясь на все раздражители, но не концентрируясь ни на одном из них. Они не понимают смысла обращенной к ним речи, воспринимают лишь интонацию. Часто отмечается агрессия и аутоагрессия. Двигательное возбуждение возникает без какой-либо причины. При соматическом удовлетворении (ощущение сытости) больные обычно бывают спокойны, но при появлении чувства голода или иных каких-то неприятных ощущений становятся агрессивными. Часто наблюдаются извращенные или измененные влечения: булимия, извращение пищевого поведения, гиперсексуальность, упорная мастурбация [1, 2, 3].

Диагностика данного заболевания основывается на заключении врача-психиатра, генетическом анализе для определения наследственной предрасположенности, данных эхоэнцефалографии, реоэнцефалографии, компьютерной томографии, лабораторных исследований. Часто умственная отсталость бывает лишь проявлением другого тяжелого заболевания, диагностика которой обычно не представляет трудностей [1].

Лечение бывает направлено на устранение причины заболевания или попытки ее скорректировать. Данные больные с детства должны наблюдаться у врачей-психиатров, посещать специальные образовательные учреждения, способствующие обучению их элементарным навыкам и адаптации в обществе. В качестве медикаментозной терапии прибегают к использованию ноотропов, способствующих улучшению памяти, ускорению запоминания. Также используют препараты, улучшающие мозговое кровообращение. При симптоматическом лечении олигофрении (например, на фоне эпилепсии) применяют антидепрессанты. Необходимо учитывать возможное негативное влияние на когнитивные функции ребенка при данном лечении. Из-за этого нужно подбирать препараты, которые в меньшей степени могут повлиять на восприятие и мышление (вместо шалоперидола или хлопромазина использовать перициазин или тиоридазин) [1, 2].

Литература:

  1. Клинические рекомендации по «Умственной отсталости у детей и подростков» от Российского общества психиатров от 2015 года.
  2. Иванец, Н. Н. Психиатрия и медицинская психология: учебник / Н. Н. Иванец [и др.]. — Москва: ГЭОТАР» Медиа, 2020.
  3. Незнанов, Н. Г. Психиатрия / Н. Г. Незнанов [и др.]. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, больной, данные, должная корректировка, интеллектуальный дефект, механическая память, олигофрения.


Ключевые слова

умственная отсталость, олигофрения

Похожие статьи

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

...интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению), как разновидность дизонтогенеза и деменцию (В. В. Ковалев, 1973).

Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте.

Клинические, пато- и нейропсихологические аспекты умственной...

умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, психическая патология, опорно-двигательный аппарат, коррекционная работа, интеллектуальный дефект, интеллектуальное развитие, VIII.

Умственно отсталый ребенок. Общее и коллективное развитие

Если предложить оценить умственно отсталому ребенку самого себя, товарища и воспитателя по интеллектуальным возможностям, то такой ребенок ставит на первое место себя, на второе — товарища (такого же отсталого ребенка), на третье — взрослого нормального педагога.

умственная отсталость, ребенок, специальное образование...

Особенности развития эмоциональной сферы умственно... умственная отсталость, ребенок, специальное образование, нарушение, тяжелая умственная отсталость, тяжелая интеллектуальная недостаточность...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Особенности развития мышления у детей с умеренной...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

Дети с умственной отсталостью слепоглухие. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью [3]. Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у...

Результаты диагностического исследования по выявлению...

Обучение детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста в большей мере опирается на процессы памяти, которые. Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей.

Специфика произвольной памяти у младших школьников с легкой...

Ключевые слова: память, ребенок, умственная отсталость, произвольная память, запоминание, материал, учащийся. Произвольная память играет большую роль в освоении учениками основной образовательной программы начального общего образования, так как в...

Похожие статьи

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

...интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению), как разновидность дизонтогенеза и деменцию (В. В. Ковалев, 1973).

Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте.

Клинические, пато- и нейропсихологические аспекты умственной...

умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, психическая патология, опорно-двигательный аппарат, коррекционная работа, интеллектуальный дефект, интеллектуальное развитие, VIII.

Умственно отсталый ребенок. Общее и коллективное развитие

Если предложить оценить умственно отсталому ребенку самого себя, товарища и воспитателя по интеллектуальным возможностям, то такой ребенок ставит на первое место себя, на второе — товарища (такого же отсталого ребенка), на третье — взрослого нормального педагога.

умственная отсталость, ребенок, специальное образование...

Особенности развития эмоциональной сферы умственно... умственная отсталость, ребенок, специальное образование, нарушение, тяжелая умственная отсталость, тяжелая интеллектуальная недостаточность...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Особенности развития мышления у детей с умеренной...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

Дети с умственной отсталостью слепоглухие. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью [3]. Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у...

Результаты диагностического исследования по выявлению...

Обучение детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста в большей мере опирается на процессы памяти, которые. Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей.

Специфика произвольной памяти у младших школьников с легкой...

Ключевые слова: память, ребенок, умственная отсталость, произвольная память, запоминание, материал, учащийся. Произвольная память играет большую роль в освоении учениками основной образовательной программы начального общего образования, так как в...

Задать вопрос