Результаты диагностического исследования по выявлению индивидуальных образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости как основа для организации их индивидуального психологического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Тулина, Т. С. Результаты диагностического исследования по выявлению индивидуальных образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости как основа для организации их индивидуального психологического сопровождения / Т. С. Тулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78033/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье автор представил качественные и количественные результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми с умственной отсталостью.

Ключевые слова: умственная отсталость, младший школьный возраст, индивидуальное сопровождение.

С целью определении структуры программ индивидуального сопровождения детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости нами было проведено диагностическое обследование. На основе анализа психолого-педагогических характеристик детей мы выделили следующие сферы, недоразвитие которых будет в значительной степени затруднять процесс обучения:

  1. Недостатки в развитии познавательной сферы.
  2. Недостатки в развитии мелкой моторики.

Для диагностики особенностей познавательных процессов мы подобрали следующие методики:

  1. Методика «10 слов» (А. Р. Лурия)
  2. Методика «Запомни рисунки»
  3. Тест Пьерона-Рузера

Таблица 1

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91–99

2

высокий

80–90

3

средний

65–79

4

низкий

64 и меньше

5

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1–2, то ранг снижается на единицу, если 3–4 — на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то на три ранга.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик [1, с.35]: Методика «Полоски»; Методика «Дорожки»; Методика «Мячики»; Методика «Лес»; Методика «Узоры»; Методика «Узоры по клеточкам»; Методика «Линии»; Методика «Цветок»; Методика «Домик»; Методика «Фигуры»; Методика «Письмо».

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

По методике «10 слов» 60 % испытуемых продемонстрировали низкий уровень развития слуховой памяти, а 40 % — очень низкий. Результаты представлены на рисунке 1.

Уровень развития слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Рис.1. Уровень развития слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В ходе выполнения задания дети не только испытывали трудности при запоминании слов, но и допускали привнесения.

На рисунке 2 наглядно представлены результаты диагностики по методике «Запомни картинку».

Уровень развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Рис. 2. Уровень развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Выполнение заданий с опорой на зрительные стимулы далось детям с умственной отсталостью легче. Они увереннее называли слова, лучше их припоминали. В результате 70 % обучающихся имеют низкий уровень развития зрительной памяти. Однако 20 % респондентов не смогли припомнить ни одной картинки.

Результаты по тесту Пьерона-Рузера отражены на рисунке 3.

Уровень концентрации внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Рис. 3. Уровень концентрации внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

80 % детей демонстрируют низкий уровень концентрации внимания. В процессе выполнения задания они легко отвлекались, сбивались, путали строки. 20 % детей имеют очень низкий уровень концентрации внимания, испытывают большие трудности при попытке сосредоточится на задании.

По итогам исследования мелкой моторики рук у всех испытуемых (100 %) диагностирована недостаточная сформированность двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низкий уровень развития произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

Результаты диагностики по всем методикам представлены в сводной таблице (см. табл. 2)

Таблица 2

Сводная таблица результатов диагностики детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Показатели

Ф.И.

Уровень развития слуховой памяти

Уровень развития зрительной памяти

Уровень концентрации внимания

Уровень сформированности мелкой моторики рук

Елена Х.

очень низкий

низкий

низкий

низкий

Дмитрий М.

низкий

низкий

низкий

низкий

Алексей С.

низкий

низкий

низкий

низкий

Артем К.

низкий

низкий

низкий

низкий

Матвей О.

очень низкий

очень низкий

очень низкий

низкий

Анализируя данные таблицы видно, что Матвей О. испытывает наибольшие трудности в обучении так как имеет очень низкий уровень развития слуховой, зрительной памяти, низкую концентрацию внимания и низкий уровень развития мелкой моторики. Следует выделить Елену Х., которая продемонстрировала очень низкий уровень развития слуховой памяти. Основываясь на результатах диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа психологического сопровождения.

Литература:

  1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Книга тестов. — М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС». — 2008–80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, мелкая моторика, умственная отсталость, младший школьный возраст, уровень концентрации внимания, графическая деятельность, зрительная память, методика, ребенок, слуховая память.


Ключевые слова

младший школьный возраст, умственная отсталость, индивидуальное сопровождение
Задать вопрос