Клинические, пато- и нейропсихологические аспекты умственной отсталости у старших дошкольников, проживающих в Забайкалье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахметова В. В., Тарасова Т. П., Лазо Ю. В. Клинические, пато- и нейропсихологические аспекты умственной отсталости у старших дошкольников, проживающих в Забайкалье // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/archive/242/56018/ (дата обращения: 20.06.2019).



Актуальность. Среди психических расстройств в детском возрасте львиную долю составляют когнитивные нарушения. При этом, в дошкольном возрасте наиболее часто диагностируют пограничные формы интеллектуальной недостаточности (расстройства психического развития, органическое легкое когнитивное расстройство), а диагноз «умственная отсталость» ставится лишь в случаях явного недоразвития (умеренная, тяжелая, глубокая степени). Легкая же умственная отсталость зачастую выявляется лишь в школьном возрасте, поскольку «дефект» «маскируется» хорошо развитыми навыками общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сфер может быть выражено в минимальной степени [6; 7; 9].

Как известно, ранняя диагностика психических расстройств во многом предопределяет успешность их лечения и эффективность реабилитационных мероприятий [5 и др.]. Таким образом, подробное изучение клинико-психопатологических аспектов умственной отсталости в старшем дошкольном возрасте является актуальным.

Целью исследования стал клинико-патопсихологический (включая нейропсихологический) анализ умственной отсталости у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы. Сплошное одномоментное обследование детей 6–7 лет (n=999), проживающих в разных территориях Забайкальского края: г. Чита (n=654); экологически неблагополучный п.г.т. Первомайский (n=86, на территории п.г.т. находился горно-обогатительный комбинат, в работе которого используются радиоактивные изотопы, тяжелые металлы и пр.); и этнокультуральный п.г.т. Агинское (n=259, 80 % жителей района составляют буряты).

Для сравнения был проведен сплошной одномоментный анализ амбулаторных карт детей, состоящих на учете у психиатра ГКУЗ Краевая клиническая больница им. В.Х Кандинского с диагнозом «Умственная отсталость F7*» (n=1125).

Методы: клинический (диагностический анализ по МКБ-10), патопсихологический (тест Векслера, адаптированный вариант для детей), нейропсихологический (адаптированный вариант для детей 6–8 лет, по [3] и [8]). Статистическую значимость результатов оценивали по критерию χ2.

Результаты иобсуждение. При одномоментном сплошном обследовании общая распространенность умственной отсталости у старших дошкольников составила 6,2 %, что выше официального показателя.

Отмечено значительное преобладание в структуре умственной отсталости легких форм «F70» (89 %), что в 1,3 раза выше официального показателя (68 %) и говорит о том, что в Забайкальском крае имеет место проблема поздней диагностики интеллектуального дефекта. Умеренная и выраженная умственная отсталость «F71 и F72» диагностированы в меньшей части случаев, и главным образом, у респондентов п.г.т. Первомайский, подтверждая данные многолетних исследований по экологически-обусловленным нарушениям интеллекта у детей в Забайкалье [1; 2].

Нарушения поведения «F7*.2» выявлены у 11 % обследованных детей, что в 2,4 раза превышает таковую распространенность по официальной статистике (4,5 %). И опять же, практически все случаи нарушения поведения диагностированы в экологически неблагополучном п.г.т. Первомайский.

Среди причин большую долю составили «неуточненные F7*.*9» (76,5 %) и «другие F7*.*9» (30 %). Главным образом, это «перинатальное поражение ЦНС» (из амбулаторных карт), однако в МКБ-10 нет такого обозначения, по этой причине указанные диагностические рубрики самые многочисленные. Меньшую долю составили причины «хромосомные F7*.*4» (2 %) и другие уточненные (4 %). Такая картина связана еще и с тем, что чаще всего отсутствует документальное подтверждение нарушений хромосомных, генных, эндокринных, обменных и пр. и врач вынужден ставить диагноз из рубрик «неуточненное» или «другое».

Анализ результатов теста Векслера показал, что общий уровень интеллекта у обследуемых детей соответствует «дефекту» (IQ общий меньше 70 баллов). Наиболее низкими среди вербальных субтестов оказались «понятливость», «сходство», «словарь»; и «последовательные картинки — из невербальных. Такие закономерности подтверждают данные литературы о патопсихологических особенностях умственной отсталости [4].

Вербальный показатель интеллекта в п.г.т. Первомайский был ниже такового в краевом центре г. Чита. Похожая закономерность описана у детей с интеллектуальным дефектом в другом экологически неблагополучном районе Забайкалья г. Балей [3]. Самый низкий вербальный интеллект выявлен в п.г.т. Агинское (так как русский язык является для большинства детей вторым наряду с бурятским, и это создает некоторые трудности коммуникации).

Нейропсихологический анализ выявил у обследуемых наиболее низкие показатели в субтестах на обработку кинетической информации («праксис по кинестетическому образцу», «перенос поз по кинестетическому образцу»), на оценку зрительно-моторных координаций (копирование с поворотом, зрительная память, «заборчик»); слухомоторных координаций («по сколько раз я стучу», «постучи как я», слухоречевая память); сформированность логического мышления («логико-грамматические конструкции», «сюжетные картины»). Указанные нейропсихологические особенности являются специфичными для когнитивных нарушений у детей, проживающих в Забайкалье и описаны в диссертационных исследованиях на материале других районов края — краевой центр (г. Чита), Балейский и Нерчинский районы [8; 3].

При этом самые низкие показатели по всем указанным пробам имеют место у респондентов из п.г.т. Первомайский. Выявленные нейропсихологические феномены говорят о функциональной слабости лобно-теменных, постцентральных отделов коры головного мозга и зоны TPO (temporo-parieto-occipitalis), что подтверждается данными литературы [10].

Заключение.

Выявленные клинические, пато- и нейропсихологические характеристики умственной отсталости у детей Забайкальского края станут основой для создания региональной программы реабилитации для детей с нарушениями интеллекта. В настоящее время проводится комплексное изучение умственной отсталости у детей Забайкалья, включая факторный анализ и обоснование этапов реабилитации.

Литература:

  1. Абашкина, Е. В. Эпидемиология нервно-психических расстройств у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья (город Балей): дис. … канд. мед. наук: 14.00.18 / Е. В. Абашкина // Чита, 2002. — 152 с.
  2. Говорин, Н. В. Особенности экологообусловленных психических расстройств у детей и принципы их реабилитации / Н. В. Говорин, Т. П. Злова, Е. В. Абашкина // Актуальные проблемы клинической и экспериментальной медицины. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н. В. Говорина. — Чита.: Изд-во «Иван Федоров», 2003. — С. 214–216.
  3. Злова Т. П. Патогенетические механизмы экологообусловленных нарушений интеллекта у детей: дис. … д-ра мед. наук. Чита, 2007. 251 с.
  4. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев // Руководство для врачей /СПб.: Речь, 2003. — 391 с.
  5. Макушкин, Е.В.. Психическое здоровье подрастающего поколения: по материалам двух конференций / Е. В. Макушкин, Н. Д. Семенова // Российский психиатрический журнал. — 2017. — № 2. — С. 59–64.
  6. Мелик-Пашаян, А. Э. Клинико-эпидемиологическое исследование психических расстройств у детей и подростков Армении / А. Э. Мелик-Пашаян // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2015. — Т.15. — № 2. — С. 72–74.
  7. Михейкина, О. В. Эпидемиология умственной отсталости у детей города Брянска / О. В. Михейкина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2014. — № 1. — С. 73–76.
  8. Морозова И. Л. Нейропсихологическая структура задержки психического развития дошкольников, проживающих на территории экологического неблагополучия: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2007. 208 с.
  9. Новиков, Е. Г. Возрастные закономерности структуры психических заболеваний детей и подростков / Е. Г. Новиков // Современные проблемы охраны психического здоровья детей. Материалы Всероссийской конференции: «Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии» / Под ред. Е. В. Макушкина. — Волгоград.: Изд-во ВолГМУ, 2007. — С. 111–113.
  10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, Забайкальский край, интеллектуальный дефект, главный образ, кинестетический образец, TPO, старший дошкольный возраст, официальный показатель, краевой центр.


Похожие статьи

Состояние социального и познавательного развития умственно...

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности социального развития являлись разноуровневыми в основных показателях и свидетельствовали о социальной неприспособленности ребенка. Для выявления уровня познавательного развития...

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она- их мир, их бытие… А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становится миром?..

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным...

Умственная отсталость, как возможный компонент сложного дефекта, чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного развития аномального ребенка. Разделявшийся специалистами в прошлом крайне пессимистичный взгляд на обучение таких детей в настоящее время преодолен.

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, психическая патология, опорно-двигательный аппарат, коррекционная работа, интеллектуальный дефект, интеллектуальное развитие, VIII.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка.

Формирование конструктивных умений у детей с умственной...

Ключевые слова: умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс

Овладение конструктивной деятельностью ребенка с умственной отсталостью на этапе дошкольного возраста является важным...

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной...

Работа детей в тетради в крупную клетку. На этом этапе детей знакомят со структурой тетради

Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к...

Похожие статьи

Состояние социального и познавательного развития умственно...

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности социального развития являлись разноуровневыми в основных показателях и свидетельствовали о социальной неприспособленности ребенка. Для выявления уровня познавательного развития...

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она- их мир, их бытие… А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становится миром?..

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным...

Умственная отсталость, как возможный компонент сложного дефекта, чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного развития аномального ребенка. Разделявшийся специалистами в прошлом крайне пессимистичный взгляд на обучение таких детей в настоящее время преодолен.

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, психическая патология, опорно-двигательный аппарат, коррекционная работа, интеллектуальный дефект, интеллектуальное развитие, VIII.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка.

Формирование конструктивных умений у детей с умственной...

Ключевые слова: умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс

Овладение конструктивной деятельностью ребенка с умственной отсталостью на этапе дошкольного возраста является важным...

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной...

Работа детей в тетради в крупную клетку. На этом этапе детей знакомят со структурой тетради

Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к...

Задать вопрос