В современных реалиях рынок рекламы и маркетинговых услуг претерпевает большие изменения, как и другие социально-значимые сферы общества. Ежедневно вносятся правки в законопроекты, связанные с регулированием рекламной сферы. Также, социально-экономическая повестка ежедневно меняется, в связи с чем, предпринимателям и организациям необходимо следить за всеми изменениями в законодательстве, касающимися их деятельности напрямую или косвенно.
Кроме того, для того чтобы осуществлять свою деятельность непрерывно, требуется навык адаптации под новые условия, а также навык прогноза изменений в социально-экономической сфере страны.
Ключевые слова: рынок рекламы, маркетинговые услуги, рекламная деятельность, Российская Федерация.
Рекламный рынок в 2022 году переживает колоссальные изменения. Часть налаженных рекламных каналов становится недоступна, часть подвергается дополнительным ограничениям, развиваются новые рекламные кампании. Привычные маркетинговые стратегии теряют свою актуальность, им на смену приходят новые тенденции.
Глобальные изменения в экономике страны бросают вызов юристам, которым нужно учитывать малейшие изменения в законодательстве о рекламе, интеллектуальной собственности и персональных данных, отслеживать новую практику ФАС и судов и искать баланс между строгим следованием законодательным ограничениям и успешностью новых рекламных технологий.
Рассмотрим яркий пример современного времени, когда Тверской районный суд г. Москвы по делу № 02–2473/2022 удовлетворил иск Генеральной прокуратуры и запретил деятельность социальных сетей Facebook и Instagram, принадлежащих компании Meta Platforms Inc., признав их экстремистскими.
Прецедентом послужило решение Тверского районного суда г. Москвы по делу № 02–2473/2022, по которому размещение на рекламной конструкции указания официальной страницы в социальной сети Instagram не является нарушением закона о рекламе.
Новые поправки к закону «О рекламе» вступили в силу 1 сентября 2022 года. Согласно данным поправкам, будет создана единая система учета всей рекламы в интернете путем обязания маркировать каждое объявление.
С этой даты отдельные организации и лица физические, которые на законодательном уровне называются как «рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем и операторы рекламных данных», обязаны передавать данные о рекламных кампаниях в интернете в единую систему учета.
Следует информацию предоставлять о рекламодателе и всех посредниках, задействованных в цепочке на момент размещения рекламы.
Однако, в законе пока нет четкого определения обязанностей у каждого участника схемы. Предполагается, что участники схемы должны договориться об этом между собой. Один человек может передавать информацию по всему контракту, если он обладает такими должностными обязанностями и всем объемом данных.
Данные изменения в законодательстве будут затруднительны к исполнению и контролю за ними, так как рынок рекламы переполнен и количество рекламных размещений меняется ежедневно, весь объем информации передавать в единую систему учета, скорее всего, только замедлит развитие данной отрасли.
На сегодняшний день в Российской Федерации регулирование рекламной деятельности основывается в основном на действиях Федеральной антимонопольной службы и растущем влиянии саморегулируемых организаций и частных лиц. Для защиты своих прав потребители иногда полагаются не только федеральный антимонопольный орган, но и на общественных объединений, которые уже сейчас набирают значительную роль в регулировании рекламы. Роль системы саморегулирования на рынке рекламы становится все более очевидной, включая органы саморегулирования, созданные самими предприятиями и принципы рекламной деятельности, созданные самими предприятиями. Субъекты рекламного бизнеса активно участвуют в национальном регулировании рекламной деятельности и пытаются влиять на общественное мнение и принятие политических решений в рекламном секторе.
Существует практика, когда сами субъекты Российской Федерации опубликовывают нормативные акты, регулирующие сферу рекламной деятельности в конкретном регионе.
Так, Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел дело, по которому был отменен нормативно-правовой акт, касающийся рекламной деятельности, принятый на местах.
В Кемеровской области была законодательно запрещена реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации. Запрет этот был отменен Определением Верховного Суда от 26 декабря 2007 г. по делу № 3–201/07, в связи с тем, что оспариваемое Постановление Законодательного собрания Кемеровской области от 11.07.1994 г. № 1-ОП «О рекламе» по своему содержанию не соответствует федеральному законодательству [1, с. 2].
Отдельное рассмотрение требует правовое регулирование рекламы и товаров, реализуемых дистанционным способом, что обусловлено необходимостью правовой защиты потребителей.
В Правилах дистанционной торговли, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 регулируются отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг [2, с. 10].
Дистанционная торговля — это договорные отношения между потребителем и продавцом, при которых товар поступает получателю посредством транспортировки.
В 2020 году и 2021 году, несмотря на режим повышенной готовности и самоизоляцию в некоторых регионах страны, в целях предупреждения распространения на территории страны новой коронавирусной инфекции, для Интернет-магазинов и служб доставки были предоставлены большие возможности для осуществления их деятельности без ограничений. При этом, каждая организация обязана действовать в соответствии с подтвержденным видом деятельности ОКВЭД.
Из-за ограничений в передвижении, случаи доставки товаров являлись одним из главных способов их приобретения, что обуславливает потребность в развитии системной правовой регламентации.
На региональном уровне аналогичные правила были введены, например, в соответствии с Указом мэра Москвы от 05 марта 2020 № 12-УМ, в соответствии с которым «необходимо приостановить работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки» [3, с. 15].
Таким образом, рекламодателям и рекламораспространителям необходимо учитывать и предвещать любые изменения в законодательстве страны, в которой они осуществляют свою деятельность. Внесение правок в нормативно-правовые акты, регулирующие маркетинговую деятельность может повлечь за собой передел всей системы работы сферы. Умение работать в условиях неопределенности является значимым фактором при приеме на работу новых кадров, ведь не все общество готово идти в ногу со временем и продолжать свою деятельность не смотря на значимые изменения в методах работы, к которым привыкли.
Литература:
- О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006г № 38-ФЗ//Российская газета. 2006. 15 марта.
- Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020г. № 762-р (ред. от 18.04.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Определением Верховного Суда от 26 декабря 2007 г. по делу № 3–201/07. Собрание законодательства.