Автором рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности участников рынка интернет-торговли, ставшие актуальными на фоне активного развития удаленной торговли потребительскими товарами, спровоцированного эпидемией COVID-19. Автором отмечается, что в течение 2021 года оборот розничной торговли в сети «Интернет» вырос на 396 миллиардов рублей по сравнению с 2020 годом, бурное развитие данного сектора экономики влечет за собой необходимость пересмотра подходов к регулированию деятельности его участников. По итогам проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что действия, предпринятые участниками рынка интернет-торговли в 2022 году для самостоятельного регулирования отношений с поставщиками потребительских товаров, в настоящее время являются достаточными, и для принятия решения о необходимости внесения изменений в законодательство необходим анализ их последствий.
Ключевые слова: правовое регулирование, торговля, торговая деятельность, интернет-торговля.
Эпидемия COVID-19 стала своеобразным стимулятором развития интернет-торговли. В период самоизоляции граждане предпочитали дистанционно заказывать потребительские товары на дом, а не приобретать их в магазинах традиционным способом, результатом чего стал резкий рост оборота товаров, приобретаемых через сеть «Интернет».
Как отмечается на официальном сайте Фонда «Росконгресс» [1], эпидемия стала катализатором для развития рынка интернет-торговли, все сегменты которого показали положительную динамику продаж в 2020 году: объем российского рынка интернет-торговли вырос на 57 % по отношению к предыдущему году и достиг 2,7 триллионов рублей, при этом наибольший рост по итогам 2020 года (на 172 %) наблюдался у пищевых продуктов, так как из-за карантинных мер граждане приспособились к покупкам продовольственных товаров онлайн.
При этом, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2020 году оборот интернет-торговли в Российской Федерации составил 3 221 миллиардов рублей, в 2021 году — 3 617 миллиардов рублей, то есть за один год рост составил 396 миллиардов рублей [2].
Активное развитие интернет-торговли начиная с 2020 года и до настоящего момента вызывает за собой необходимость совершенствования подходов в государственном регулировании данного сектора экономики.
Учитывая изложенное, в настоящей статье предлагается рассмотреть актуальные вопросы правового регулирования интернет-торговли и перспективные направления его развития.
В первую очередь необходимо отметить, что правовое регулирование интернет-торговли не является вновь возникшем явлением для отечественного законодателя, российские законы и ранее содержали нормативную базу для данного вида деятельности.
Так, часть 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) [3].
Аналогичное положение установлено Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), статья 26.1 которого регламентирует вопросы защиты прав потребителей при дистанционной продаже товаров [4].
В силу части 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей, при дистанционной продаже товаров продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Таким образом, на деятельность компаний, осуществляющих розничную торговлю потребительскими товарами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространяются общие требования о защите прав потребителей, и, по нашему мнению, пересмотр данных требований в связи с бурным развитием интернет-торговли в последние годы не требуется, так как соответствующие нормы в достаточной степени защищают потребителей от возможных недобросовестных действий интернет-продавцов.
Иначе обстоит ситуация в области взаимодействия интернет-магазинов с поставщиками потребительских товаров, о чем речь пойдет далее.
Действующее законодательство не содержит специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения поставщиков потребительских товаров с интернет-магазинами, на данные отношения распространяются, в частности, общие требования Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) [5].
Для целей анализа правоотношений поставщиков потребительских товаров с интернет-магазинами необходимо отметить, что в силу пунктов 7 и 10 части 2 статьи 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе, ассортимент продаваемых товаров, режим работы, приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.
Таким образом, в целом, Закон о торговле предоставляет интернет-магазинам и поставщикам свободу действий при реализации их договорных отношений, что, с одной стороны, соответствует общему принципу свободы гражданско-правовых отношений, с другой стороны вызывает ряд сложностей для участников данной хозяйственной деятельности.
Необходимо отметить, что статьи 9 и 13 Закона о торговле устанавливают специальные требования к торговым сетям, осуществляющим закупки продовольственных товаров у оптовых поставщиков.
В частности, статьей 9 Закона о торговле установлена обязанность торговой сети раскрывать поставщику информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора (часть 1), ограничения по взиманию с поставщиков денежных средств за оказание маркетинговых и прочих услуг, а также иных выплат (части 4, 6, 13), требования по срокам оплаты поставленных товаров (часть 7).
Статья 13 Закона о торговле, в свою очередь, устанавливает для торговых сетей запрет, в частности, на создание поставщикам препятствий к доступу на товарный рынок (пункт 2 части 1), на навязывание поставщикам определенных невыгодных условий договора (пункт 4 части 1).
Таким образом, в Законе о торговле установлен специальный запрет для торговых сетей осуществлять по отношению к поставщикам продовольственных товаров определенные недобросовестные действия.
Необходимость наличия в законодательстве приведенных норм обусловлена тем, что поставщики продовольственных товаров находятся в зависимом положении от торговых сетей — без торговых сетей поставщики не имеют возможности сбывать большие партии товаров, что создает торговым сетям возможность по своему усмотрению определять правила сотрудничества с поставщиками, зачастую, на невыгодных для последних условиях.
Аналогичная ситуация в настоящее время складывается в области интернет-торговли — интернет-магазины, обладая инфраструктурой, с помощью которой можно сбывать большие объемы товара по всей территории Российской Федерации, имеют возможность принуждать поставщиков к сотрудничеству на определенных условиях, выгодных для интернет-магазина.
Зависимое положение поставщиков потребительских товаров от интернет-магазинов, по аналогии с зависимым положением от торговых сетей, вызывает необходимость пересмотра законодательства, регламентирующего данный вид экономической деятельности.
Учитывая приведенные обстоятельства, 07.06.2022 были подписаны Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров [6] (далее — Стандарты), являющиеся, по сути, актом, устанавливающим определенные правила поведения участников рынка интернет-торговли. Стандарты носят добровольный характер, участники рынка сами принимают решение о присоединении или об отказе от присоединения к ним, и данный акт является «опережающим» по отношению к законодательству — он устанавливает правила для участников интернет-торговли, которые не прописаны в законе.
Стандарты предусматривают, в том числе, такие правила поведения для маркетплейсов (маркетплейс — форма организации интернет-магазина, при которой интернет-магазин не приобретает у поставщика товар для последующей перепродажи, а предоставляет поставщику инфраструктуру, возможность размещения информации о товаре на сайте интернет-магазина, для доведения данной информации до покупателя и реализации товара) и поставщиков товаров:
- Обеспечение лицами, подписавшими Стандарты, предсказуемости условий работы с маркетплейсом для продавца товаров (действующего или потенциального).
- Обязательность уведомления маркетплейсом продавца об изменении оферты.
- Размещение маркетплейсом в открытом доступе информации о наборе оказываемых услуг и комиссии для продавца товаров.
- Размещение маркетплейсом в открытом доступе информации о требованиях к упаковке товаров или отправлений с товарами.
- Соблюдение принципа добровольного участия продавцов товаров в маркетинговых акциях.
- Создание маркетплейсом условий для оперативного взаимодействия продавцов с маркетплейсом для решения возникающих вопросов.
- Обеспечение маркетплейсом правообладателю возможности обращаться с жалобой на нарушение его интеллектуальных прав.
В настоящее время к Стандартам присоединились, в частности, такие крупнейшие интернет-магазины, как «Wildberries», «ОЗОН», «Яндекс.Маркет», «Ламода».
В целях осуществления мониторинга за соблюдением Стандартов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.07.2022 № 3019 «О Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле» [7] утвержденаКомиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле.
В данную комиссию можно обратиться в случае, если между поставщиком и интернет-магазином не урегулирован спорный вопрос путем переговоров, для подачи обращения создана специальная форма в сети «Интернет»: https://forms.yandex.ru/cloud/62de5f3e582ad13c9342eb2c/.
Как указано выше, принятие Стандартов и осуществление мониторинга их соблюдения является «опережающим» мероприятием. Одна из целей, на которую направлено принятие Стандартов — урегулировать правоотношения поставщиков потребительских товаров с маркетплейсами путем саморегулирования, без внесения изменений в законодательство.
Целесообразность данного подхода, по нашему мнению, определяется тем, что, во-первых, процедура внесения изменений в законодательство является длительной, может продолжаться до нескольких лет, во-вторых, требования закона являются императивными для всех участников правоотношений, а самостоятельное принятие правил поведения, прописанных в Стандартах, оставляет для присоединившихся к ним хозяйствующих субъектов большую свободу действий и является более комфортным.
Учитывая изложенное, по итогам проведенного анализа, полагаем, что в настоящий момент не требуется введение в законодательство жестких правил для интернет-магазинов, по аналогии с правилами, предусмотренными статьями 9, 13 Закона о торговле для торговых сетей.
По нашему мнению, целесообразно оценить, каким образом принятие Стандартов повлияло на деятельность поставщиков потребительских товаров и интернет-магазинов, проанализировать практику применения Стандартов (для чего, по нашему мнению, должно пройти не менее года с момента их принятия, чтобы был накоплен представительный опыт), после чего можно будет сделать вывод о необходимости, либо об отсутствии необходимости законодательного урегулирования правоотношений поставщиков с интернет-магазинами.
Во всяком случае, принятие Стандартов, как акта, устанавливающего меры добросовестного поведения участников рынка интернет-торговли, представляется полезным.
Литература:
- Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли // Официальный сайт Фонда «Росконгресс» // https://roscongress.org/materials/vliyanie-pandemii-covid-19-na-rossiyskiy-rynok-internet-torgovli/.
- Рынок интернет-торговли в России. Итоги 2021 // Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли // https://admin.akit.ru/wp-content/uploads/2022/03/AKIT-Analitika-2021-Rev.2.pdf.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
- Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2.
- Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров // Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли // https://admin.akit.ru/wp-content/uploads/2022/08/Standarty-po-vzaimodejstviyu-marketplejsov-s-prodavtsami-tovarov-red.-03.06.2022.pdf.
- Приказ Минпромторга России от 20.07.2022 № 3019 «О Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле» (вместе с «Положением о Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле») // СПС «Консультант Плюс».