Актуальные вопросы правового регулирования торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Андрианова, С. С. Актуальные вопросы правового регулирования торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» / С. С. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97801/ (дата обращения: 19.12.2024).



Автором рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности участников рынка интернет-торговли, ставшие актуальными на фоне активного развития удаленной торговли потребительскими товарами, спровоцированного эпидемией COVID-19. Автором отмечается, что в течение 2021 года оборот розничной торговли в сети «Интернет» вырос на 396 миллиардов рублей по сравнению с 2020 годом, бурное развитие данного сектора экономики влечет за собой необходимость пересмотра подходов к регулированию деятельности его участников. По итогам проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что действия, предпринятые участниками рынка интернет-торговли в 2022 году для самостоятельного регулирования отношений с поставщиками потребительских товаров, в настоящее время являются достаточными, и для принятия решения о необходимости внесения изменений в законодательство необходим анализ их последствий.

Ключевые слова: правовое регулирование, торговля, торговая деятельность, интернет-торговля.

Эпидемия COVID-19 стала своеобразным стимулятором развития интернет-торговли. В период самоизоляции граждане предпочитали дистанционно заказывать потребительские товары на дом, а не приобретать их в магазинах традиционным способом, результатом чего стал резкий рост оборота товаров, приобретаемых через сеть «Интернет».

Как отмечается на официальном сайте Фонда «Росконгресс» [1], эпидемия стала катализатором для развития рынка интернет-торговли, все сегменты которого показали положительную динамику продаж в 2020 году: объем российского рынка интернет-торговли вырос на 57 % по отношению к предыдущему году и достиг 2,7 триллионов рублей, при этом наибольший рост по итогам 2020 года (на 172 %) наблюдался у пищевых продуктов, так как из-за карантинных мер граждане приспособились к покупкам продовольственных товаров онлайн.

При этом, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2020 году оборот интернет-торговли в Российской Федерации составил 3 221 миллиардов рублей, в 2021 году — 3 617 миллиардов рублей, то есть за один год рост составил 396 миллиардов рублей [2].

Активное развитие интернет-торговли начиная с 2020 года и до настоящего момента вызывает за собой необходимость совершенствования подходов в государственном регулировании данного сектора экономики.

Учитывая изложенное, в настоящей статье предлагается рассмотреть актуальные вопросы правового регулирования интернет-торговли и перспективные направления его развития.

В первую очередь необходимо отметить, что правовое регулирование интернет-торговли не является вновь возникшем явлением для отечественного законодателя, российские законы и ранее содержали нормативную базу для данного вида деятельности.

Так, часть 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) [3].

Аналогичное положение установлено Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), статья 26.1 которого регламентирует вопросы защиты прав потребителей при дистанционной продаже товаров [4].

В силу части 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей, при дистанционной продаже товаров продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Таким образом, на деятельность компаний, осуществляющих розничную торговлю потребительскими товарами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространяются общие требования о защите прав потребителей, и, по нашему мнению, пересмотр данных требований в связи с бурным развитием интернет-торговли в последние годы не требуется, так как соответствующие нормы в достаточной степени защищают потребителей от возможных недобросовестных действий интернет-продавцов.

Иначе обстоит ситуация в области взаимодействия интернет-магазинов с поставщиками потребительских товаров, о чем речь пойдет далее.

Действующее законодательство не содержит специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения поставщиков потребительских товаров с интернет-магазинами, на данные отношения распространяются, в частности, общие требования Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) [5].

Для целей анализа правоотношений поставщиков потребительских товаров с интернет-магазинами необходимо отметить, что в силу пунктов 7 и 10 части 2 статьи 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе, ассортимент продаваемых товаров, режим работы, приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.

Таким образом, в целом, Закон о торговле предоставляет интернет-магазинам и поставщикам свободу действий при реализации их договорных отношений, что, с одной стороны, соответствует общему принципу свободы гражданско-правовых отношений, с другой стороны вызывает ряд сложностей для участников данной хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что статьи 9 и 13 Закона о торговле устанавливают специальные требования к торговым сетям, осуществляющим закупки продовольственных товаров у оптовых поставщиков.

В частности, статьей 9 Закона о торговле установлена обязанность торговой сети раскрывать поставщику информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора (часть 1), ограничения по взиманию с поставщиков денежных средств за оказание маркетинговых и прочих услуг, а также иных выплат (части 4, 6, 13), требования по срокам оплаты поставленных товаров (часть 7).

Статья 13 Закона о торговле, в свою очередь, устанавливает для торговых сетей запрет, в частности, на создание поставщикам препятствий к доступу на товарный рынок (пункт 2 части 1), на навязывание поставщикам определенных невыгодных условий договора (пункт 4 части 1).

Таким образом, в Законе о торговле установлен специальный запрет для торговых сетей осуществлять по отношению к поставщикам продовольственных товаров определенные недобросовестные действия.

Необходимость наличия в законодательстве приведенных норм обусловлена тем, что поставщики продовольственных товаров находятся в зависимом положении от торговых сетей — без торговых сетей поставщики не имеют возможности сбывать большие партии товаров, что создает торговым сетям возможность по своему усмотрению определять правила сотрудничества с поставщиками, зачастую, на невыгодных для последних условиях.

Аналогичная ситуация в настоящее время складывается в области интернет-торговли — интернет-магазины, обладая инфраструктурой, с помощью которой можно сбывать большие объемы товара по всей территории Российской Федерации, имеют возможность принуждать поставщиков к сотрудничеству на определенных условиях, выгодных для интернет-магазина.

Зависимое положение поставщиков потребительских товаров от интернет-магазинов, по аналогии с зависимым положением от торговых сетей, вызывает необходимость пересмотра законодательства, регламентирующего данный вид экономической деятельности.

Учитывая приведенные обстоятельства, 07.06.2022 были подписаны Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров [6] (далее — Стандарты), являющиеся, по сути, актом, устанавливающим определенные правила поведения участников рынка интернет-торговли. Стандарты носят добровольный характер, участники рынка сами принимают решение о присоединении или об отказе от присоединения к ним, и данный акт является «опережающим» по отношению к законодательству — он устанавливает правила для участников интернет-торговли, которые не прописаны в законе.

Стандарты предусматривают, в том числе, такие правила поведения для маркетплейсов (маркетплейс — форма организации интернет-магазина, при которой интернет-магазин не приобретает у поставщика товар для последующей перепродажи, а предоставляет поставщику инфраструктуру, возможность размещения информации о товаре на сайте интернет-магазина, для доведения данной информации до покупателя и реализации товара) и поставщиков товаров:

  1. Обеспечение лицами, подписавшими Стандарты, предсказуемости условий работы с маркетплейсом для продавца товаров (действующего или потенциального).
  2. Обязательность уведомления маркетплейсом продавца об изменении оферты.
  3. Размещение маркетплейсом в открытом доступе информации о наборе оказываемых услуг и комиссии для продавца товаров.
  4. Размещение маркетплейсом в открытом доступе информации о требованиях к упаковке товаров или отправлений с товарами.
  5. Соблюдение принципа добровольного участия продавцов товаров в маркетинговых акциях.
  6. Создание маркетплейсом условий для оперативного взаимодействия продавцов с маркетплейсом для решения возникающих вопросов.
  7. Обеспечение маркетплейсом правообладателю возможности обращаться с жалобой на нарушение его интеллектуальных прав.

В настоящее время к Стандартам присоединились, в частности, такие крупнейшие интернет-магазины, как «Wildberries», «ОЗОН», «Яндекс.Маркет», «Ламода».

В целях осуществления мониторинга за соблюдением Стандартов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.07.2022 № 3019 «О Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле» [7] утвержденаКомиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле.

В данную комиссию можно обратиться в случае, если между поставщиком и интернет-магазином не урегулирован спорный вопрос путем переговоров, для подачи обращения создана специальная форма в сети «Интернет»: https://forms.yandex.ru/cloud/62de5f3e582ad13c9342eb2c/.

Как указано выше, принятие Стандартов и осуществление мониторинга их соблюдения является «опережающим» мероприятием. Одна из целей, на которую направлено принятие Стандартов — урегулировать правоотношения поставщиков потребительских товаров с маркетплейсами путем саморегулирования, без внесения изменений в законодательство.

Целесообразность данного подхода, по нашему мнению, определяется тем, что, во-первых, процедура внесения изменений в законодательство является длительной, может продолжаться до нескольких лет, во-вторых, требования закона являются императивными для всех участников правоотношений, а самостоятельное принятие правил поведения, прописанных в Стандартах, оставляет для присоединившихся к ним хозяйствующих субъектов большую свободу действий и является более комфортным.

Учитывая изложенное, по итогам проведенного анализа, полагаем, что в настоящий момент не требуется введение в законодательство жестких правил для интернет-магазинов, по аналогии с правилами, предусмотренными статьями 9, 13 Закона о торговле для торговых сетей.

По нашему мнению, целесообразно оценить, каким образом принятие Стандартов повлияло на деятельность поставщиков потребительских товаров и интернет-магазинов, проанализировать практику применения Стандартов (для чего, по нашему мнению, должно пройти не менее года с момента их принятия, чтобы был накоплен представительный опыт), после чего можно будет сделать вывод о необходимости, либо об отсутствии необходимости законодательного урегулирования правоотношений поставщиков с интернет-магазинами.

Во всяком случае, принятие Стандартов, как акта, устанавливающего меры добросовестного поведения участников рынка интернет-торговли, представляется полезным.

Литература:

  1. Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли // Официальный сайт Фонда «Росконгресс» // https://roscongress.org/materials/vliyanie-pandemii-covid-19-na-rossiyskiy-rynok-internet-torgovli/.
  2. Рынок интернет-торговли в России. Итоги 2021 // Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли // https://admin.akit.ru/wp-content/uploads/2022/03/AKIT-Analitika-2021-Rev.2.pdf.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
  5. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2.
  6. Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров // Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли // https://admin.akit.ru/wp-content/uploads/2022/08/Standarty-po-vzaimodejstviyu-marketplejsov-s-prodavtsami-tovarov-red.-03.06.2022.pdf.
  7. Приказ Минпромторга России от 20.07.2022 № 3019 «О Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле» (вместе с «Положением о Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле») // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): товар, Российская Федерация, поставщик, торговая деятельность, принятие Стандартов, сеть, продавец товаров, Стандарт, торговля, государственное регулирование.


Похожие статьи

Проблемы государственного регулирования строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важн...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Инвестиционный договор. Анализ материалов судебной практики

Статья посвящена выявлению проблем и определению путей их решения в части определения правовой природы инвестиционных договоров. Анализируются текущие научные конструкции договорных отношений в сфере инвестиционной деятельности. Авторы статьи приходя...

Роль IT-технологий в сфере бухгалтерского учета

В рамках функционирования современного экономического общества и пространства существует весьма существенное и контролируемое человеком явление, а именно развитие научно-технического прогресса, который по своей специфике контролирует процесс осуществ...

Проблемы внедрения инновационных проектов в металлургической отрасли России

В настоящее время металлургическая отрасль является важнейшей составляющей не только российской, но и мировой промышленности. Обеспечение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития даст положительный экономический эффект как для отрас...

Оперативно-розыскная деятельность в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму: некоторые вопросы правового регулирования

В работе рассмотрены некоторые особенности правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму. Автором работы проведен анализ названного регулирования на конституционном, международном, за...

Проблемы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства

В данной статье представлен анализ проблем правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства в России. Выдвинута начальная гипотеза — в настоящее время развитию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства мешают име...

Саморегулирование предпринимательской деятельности по законодательству РФ

Модернизация государственно-общественных институтов приводит к появлению новых форм регламентирования социально и экономически значимых процессов хозяйственной деятельности. В последние годы в научном сообществе ведется активная дискуссия о возможнос...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Похожие статьи

Проблемы государственного регулирования строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важн...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Инвестиционный договор. Анализ материалов судебной практики

Статья посвящена выявлению проблем и определению путей их решения в части определения правовой природы инвестиционных договоров. Анализируются текущие научные конструкции договорных отношений в сфере инвестиционной деятельности. Авторы статьи приходя...

Роль IT-технологий в сфере бухгалтерского учета

В рамках функционирования современного экономического общества и пространства существует весьма существенное и контролируемое человеком явление, а именно развитие научно-технического прогресса, который по своей специфике контролирует процесс осуществ...

Проблемы внедрения инновационных проектов в металлургической отрасли России

В настоящее время металлургическая отрасль является важнейшей составляющей не только российской, но и мировой промышленности. Обеспечение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития даст положительный экономический эффект как для отрас...

Оперативно-розыскная деятельность в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму: некоторые вопросы правового регулирования

В работе рассмотрены некоторые особенности правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму. Автором работы проведен анализ названного регулирования на конституционном, международном, за...

Проблемы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства

В данной статье представлен анализ проблем правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства в России. Выдвинута начальная гипотеза — в настоящее время развитию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства мешают име...

Саморегулирование предпринимательской деятельности по законодательству РФ

Модернизация государственно-общественных институтов приводит к появлению новых форм регламентирования социально и экономически значимых процессов хозяйственной деятельности. В последние годы в научном сообществе ведется активная дискуссия о возможнос...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Задать вопрос